Раулец Ольга Сергеевна
Конспект занятия по ФЭМП Цирковое приключение Числа до 12. Условная мерка (старший возраст) + Самоанализ
Задачи: Образовательные: формировать представление о числах до 12; продолжать учить детей считать в пределах 10, уметь соотносить число с цифрой; продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8; продолжать знакомство детей с образованием числа 8; продолжать учить детей измерению сыпучих веществ при помощи условной мерки; закреплять представления о плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал) и объемных (шар, куб, цилиндр, конус) геометрических фигурах; продолжать формировать представление детей о часах и днях недели, продолжать учить детей с помощью слухового диктанта ориентации на листе бумаги.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП Цирковое приключение Числа до 12, Условная мерка (старший возраст) + Самоанализ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Самоанализ
- Старшая группа
- Счет до 20. Цифры и числа второго десятка
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Цирк. Занятия и сценарии на цирковую тему
- Цирк. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать. Развивать мелкую моторику. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и слуховое восприятие.
Воспитательные: воспитывать доброту и отзывчивость, интерес к элементарной математической деятельности, самостоятельность, усидчивость, активность при выполнении заданий, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Деятельность: коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная, музыкальная, игровая.
Методы и приемы: словесный; наглядный; практический
Материал и оборудование: музыкальное оборудование, аудиозаписи музыки (авторы: Е. Железнова, Hypnodancer, В. Богатырёв, воздушные шары, красные и зелёные шарики для жонглирования, руль.
Демонстрационный материал: часы, схема таблицы решения задач, схема таблицы «Состав числа», сыпучие вещества, условная мерка-ложка столовая, фишки; краски акварель, кисточка, стаканчики с водой, палитра; образцы плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, объемные геометрические фигуры; математическая раскраска.
Раздаточный материал на каждого ребенка: карточки с точками – билеты; модели часов; карточки, кассы с цифрами, счетные палочки - для решения задач; лист бумаги формат - А5, наборы плоскостных геометрических фигур; сыпучие вещества, условные мерки (столовые ложки, стаканчики, фишки; таблички на каждого ребенка «Состав числа 8», краски акварельные, кисточки,стаканчики с водой, салфетки, палитра; математические раскраски с попугайчиками, цветные карандаши.
Ход занятия
Организационный момент: Клоун Клёпа пришел к детям в детский сад.
Очень цирк люблю друзья,
На арене главный я,
Я весёлый и смешной,
Завожу своей игрой.
Шутки острые про всех,
В зале слышен громкий смех,
Радость людям приношу,
В цирке клоуном служу.
Клоун: Какие вы все красивые и веселые! А посмотрите, какой я нарядный! (поворачивается вокруг себя). Давайте знакомиться! Меня зовут клоун Клёпа, я пришел к вам из цирка. А как вас зовут? (Знакомство с детьми). А сейчас я вам расскажу про артистов цирка. Клоун загадывает загадки по данной тематике, идет демонстрация иллюстраций, вместе с детьми перечисляет артистов цирка различного жанра (клоуны, жонглёры, фокусники, акробаты, дрессировщики).
Загадки:
Громко все над ним хохочут
Отвечает он поклоном.
Поскорей скажите, кто он?
На арене рыжий… (Клоун)
В воздух он мячи кидает.
Знаем точно: все поймает,
Не уронит ни один,
В цирке он такой один. (Жонглер)
В моих руках любой предмет
Как будто заколдован.
Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова!
То там, то здесь,
То нет, то есть!
И вот уж шариков не счесть!
Смотри, пропали!
Где ж их взять!
И очень даже странно,
Что достаю я их опять…
Из твоего кармана! (Фокусник)
Он под куполом летает
У ребят над головой.
По канату прошагает.
Может выгнуться дугой.
Будет прыгать, кувыркаться,
Ловко сядет на шпагат.
Здесь не трудно догадаться
Он умелый….(Акробат)
Палочкой помашет
Хищники пляшут.
Нахмурит лицо
Лев прыгнет в кольцо.
Он что, регулировщик?
Нет, это (Дрессировщик)
Клоун: А для кого выступают артисты? (ответы детей) Правильно, для зрителей. Вы - отличные ребята! Из вас могли бы получиться настоящие клоуны. Только вот не знаю, такие же вы быстрые и ловкие, как я? (ответ детей-да). А это мы сейчас и проверим! Я предлагаю вам стать моими помощниками, скорее отправляемся в цирк. А поедем мы на автобусе. Клоун раздаёт детям билеты с изображением количества точек (*, **, ***, и т. д., на пассажирских местах (стульях, изображены цифры, цель: соотнести количество точек и найти циыру обозначающую - число (*-1); (---5) и т. д.
Музыкальная игра «Автобус» (автор Е. Железнова, длительность 1м. 19с.)
Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим
И из окошечка глядим, все глядим. (сидят на стульчиках, изображают, что глядят в окно).
Глядим назад, глядим вперед.
Вот так вот! Вот так вот! (поворачивают в такт музыке головы то вправо, то влево).
Ну что ж автобус не везет? Не везет? (удивленно пожимают плечами).
Колеса закружились. Вот так вот! Вот так вот!
Вперед мы покатились. Вот так вот! (руки согнуты в локтях, прямые ладони совершают крутящие движения одна вокруг другой в такт музыке).
А щетки по стеклу шуршат.
Вжик – вжик – вжик. Вжик – вжик – вжик.
Все капельки смести хотят.
Вжик – вжик – вжик. (прямыми ладонями совершать движения, имитирующие работу «дворников» автобуса в такт музыке).
И мы не просто так сидим.
«Бим- бим- бим! Бим- бим- бим!»
Мы громко, громко все гудим: «Бим- бим- бим!» (изображают нажатие кнопки сигнала на руле, произносят: «Бим- бим- бим!»)
Пускай автобус наш трясет.
Вот так вот! Вот так вот! (покачиваются влево – вправо, изображая, как трясет автобус).
Мы едем, едем все вперед
Вот так вот! (изображают, что крутят руль).
Мы громко, громко все гудим: «Бим- бим- бим!» (изображают нажатие кнопки сигнала на руле. Произносят: «Бим- бим- бим!»)
Клоун: Ребята, вот мы и приехали. Билеты в наш цирк продают в понедельник, а в остальные дни цирк готов принимать гостей и дарить радость. Давайте вспомним с вами какие есть ещё дни? (дети вместе с клоуном перечисляют дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье). Какие вы молодцы! Давайте я продолжу вас знакомить с жизнью цирка. У нас в цирке живут различные животные: Медведи, львы, обезьяны, слоны, голуби, попугаи и много других животных. Кто их дрессирует? (ответ детей – дрессировщик). Каждого зверя мы кормим по времени, например: Слона кормим в 5 часов утра, обезьян кормим в 7 часов утра, медведя - в 8 часов, и т. д. Давайте проверим как вы умеете разбираться в часах. Клоун предлагает детям занять рабочее место за столом.
Задание «Часы»
Клоун: Ребята, что лежит на ваших столах? (ответ детей-часы). Почему вы решили что это часы? Правильно, на часах всегда есть стрелки и цифры. А как вы думаете, для чего нужны стрелки? (ответ детей-измеряют промежутки времени). Почему стрелки разной длинны? (ответы детей-длинная стрелка-минутная, короткая-часовая).
Клоун: Покажите мне на своих часах минутную стрелку (дети показывают минутную стрелку, а теперь покажите мне часовую стрелку (дети показывают часовую стрелку). Минутная и часовая стрелки движутся по кругу с разной скоростью. За 1 час минутная стрелка пройдёт целый круг, а часовая стрелка за час пройдёт только расстояние от одной цифры до другой.
Клоун демонстрирует детям часы с часовой стрелкой на цифре 7, а минутной на цифре 12 (дети называют время-7 часов). Клоун: В 7 часов мы кормим обезьян, поставьте на своих часах 7 часов (выполнение задания детьми, а медведя мы кормим в 8 часов, поставьте на своих часах минутную стрелку на 12, а часовую стрелку на цифру 8. Обведите минутной стрелкой один круг. Сколько времени прошло? (ответ детей-1 час). Поставьте мне на своих часах 9 часов, 5 часов, 4 часа, 10 часов (самостоятельное выполнение задания детьми).- Ой, я чуть не забыл покормить животных! Ребята, на наших с вами часах 10 часов, нам пора кормить птичек. Голуби, очень любят пшено. Чтобы приготовить еду нашим птицам, нужно всё ложить по рецепту, соблюдая пропорции. Вы мне поможете приготовить еду для наших голубей? (ответ детей - да).
Условная мерка: «Корм для голубей»
Клоун: Посмотрите на столе стоят два стакана с крупой, один большой, второй маленький (в большом стакане,зрительно кажется,что крупы меньше чем в маленьком, две пустые тарелки и ложки. Как вам кажется,где крупы больше? А где меньше? Как можно узнать, сколько крупы в стаканах? (ответ детей-надо посчитать). Клоун: Как? (дети: с помощью ложки - предмета, который будет служить для измерения. Клоун: Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения (Показ) .
- Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.
- Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять фишку, чтобы не сбиться со счета.
- Какой должна быть мерка? (дети-полной и ровной по краям).
- Что делаем, когда отмеряем полную мерку? (дети-выставляем фишку).
Сейчас вы будите самостоятельно проводить измерение. Не забывайте правила измерения. Чтобы не сбиться со счёта, на каждую отмеренную ложку крупы-откладываем одну фишку (самостоятельная работа детей). Когда вся крупа пересыпана, клоун спрашивает: Сколько ложек крупы было в первом большом стакане? (ответ детей-6 мерных ложек). А сколько во втором маленьком стакане? (ответ детей-6 ложек). Ребята, какой можно сделать вывод? (дети-в большом и маленьком стакане количество корма для голубей равное-6 ложек столовых).
Для доказательства используем прием одинаковой емкости (берём одинаковые стаканчики большого размера -1 вариант, и маленькие стаканчики -2 вариант).
Клоун: Ребята, в нашем цирке живёт питон. Посмотрите как он спит (демонстрирует детям картинку с изображением змеи принявшую форму цифры 8). На что похож наш питон? (ответ детей-на цифру 8).
Состав числа «8» (Домик)
Клоун: Ребята, на столах перед вами лежат домики с какой цифрой? (ответ детей-8). Правильно, в нашем домике живёт число «8». Давайте с вами узнаем из каких чисел состоит число «8». Число «8» можно получить путём сложения чисел. На первом этаже живут числа 1 и 7. Клоун обращается к детям с вопросом: Какие числа живут на втором этаже? (ответ детей: числа 2 и 6, как мы получили число 8? (ответ детей: сложили число 1 и 7). Какие числа живут на третьем этаже? (ответ детей: 3 и 5, к числу 3 прибавили 5). Дети продолжают выполнять задание до тех пор, пока не дойдут до числа 8.
Клоун: - Ребята, какой можно сделать вывод? (ответ детей-любое число, кроме 1, можно получить путём сложения двух меньших чисел.
Молодцы ребята. Вы отлично справились с заданием.
Клоун: - А хотите я вам ещё покажу животных нашего цирка? (ответ детей-да). Давайте проверим как хорошо вы умеете решать задачи. Мы с вами знаем что, задача состоит из таких компонентов как: условие, вопрос, решение, ответ.
Вы будете работать по карточкам, которые лежат у вас на столе, а я у доски.
Задачи на сложение и вычитание
Задача № 1.
1. В цирке выступали 3 льва, привезли еще 2 льва.
2. Сколько выступает львов в концертной программе?
Условие задачи: В цирке было 3 льва и привезли еще 2 львенка.
Вопрос: Сколько львов будет выступать на арене цирка в концертной программе?
Решение: Львов стало больше или меньше? Больше.
Какое действие будем выполнять: сложение или вычитание? Сложение. Какой знак нужно ставить, когда выполняется действие сложения? (ответ детей + плюс).
Выполнение решения задачи: Один ребенок у доски, другие за столами - самостоятельно выполняют решение задачи.
3+2= (3-первое слагаемое, 2-второе слагаемое, в итоге мы получаем сумму равную-5).
4. Ответ: В концертной программе выступает 5 львов.
Задача № 2.
1. Обезьянке принесли угощение - бананы. Всего было 7 бананов. Она съела 3 банана.
2. Сколько бананов осталось у обезьянки?
Условие задачи: У обезьянки было 7 бананов, 3 она съела.
Вопрос задачи: Сколько бананов осталось у обезьянки?
Решение: Бананов у обезьянки стало больше или меньше? Меньше.
Какое действие будем выполнять: Сложение или вычитание? Вычитание. Какой знак ставим при вычитании? (- минус)
Выполение решения задачи: Один ребенок у доски, другие за столами выполняют самостоятельно решение задачи.
Педагог оказывает посильную помощь, если у ребенка возникают трудности.
7-3 = (где 7-уменьшаемое, 3-вычитаемоемое, в итоге получаем разность). 7-3=4
4. Ответ: У обезьянки осталось 4 банана.
Клоун: Молодцы ребята, вы справились с моим заданием. А теперь давайте немного отдохнём.
Физкультминутка: «Арена» (автор Василий Богатырёв - цирковая тема, длительность 0.33).
На арену клоун вышел, (дети шагают на месте)
Кто из вас о нём не слышал? (подставляют руку к уху, прислушиваются)
Поклонился, улыбнулся, (наклон туловища вперёд, улыбнулись)
Потянулся, повернулся, (потягивание на носках вверх, развод руками в стороны, повороты туловища влево-вправо)
Он присел, потом привстал. (присед до упора, и. п. стойка на ногах)
Головою покачал, (покачивание головой в стороны влево-вправо)
Мы захлопали в ладоши, (хлопки в ладоши)
Значит клоун был хороший! (поднимают вверх большой палец руки).
Клоун: Мальчишки и девчёнки, обратите пожалуйста внимание на мой костюм. Что вы заметили? (ответ детей-костюм разноцветный, яркий). Этот костюм мне подарил наш фокусник. Он очень любит смешивать краски, и меня научил. А хотите и я вас научу? (ответ детей-Да). Тогда приступим! Клоун предлагает детям занять рабочее место за столом.
Опытническо-экспериментальная деятельность «Дружба красок»
Клоун: Ребята, обратите внимание, у вас на столе стоят стаканчики с водой, набор красок, палитра, кисти, салфетки.
Клоун напоминает детям, как нужно работать с краской (обмакивать кисть в краску, лишнюю краску снимать о край стаканчика, водой (промывать кисть в воде и осушать о салфетку,кистью (правильно держать кисть тремя пальцами руки: большим, указательным, средним; ближе к верхнему краю металлического колпачка, не размахивать кистью, не оставлять кисть в стаканчике с водой). Обязательно завернуть рукава или надеть нарукавники. Держать осанку – спина ровная, ноги вместе. Придерживать бумагу рукой, свободной от рисования. Локти не должны быть прижаты к телу или висеть.
А теперь приступим. Давайте попробуем смешать краски по очереди и посмотрим, что у нас получится. Берём в правую руку кисть, обмакиваем в жёлтую краску, переносим краску на палитру оставляя отпечаток нашего цвета. Промываем кисть в воде, осушаем о салфетку, и снова кистью набираем красный цвет, переносим на палитру и добавляем к жёлтому цвету, смешиваем оттенки. Получаем оранжевый цвет! Для следующего этапа смешивания цветов промываем кисть в воде, осушаем о салфетку. Жёлтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зелёный, красный + синий = фиолетовый, белый + синий = голубой, белый + красный = розовый, белый + черный = Серый. В заключение Клепа побуждает детей ещё раз, назвать какие они взяли краски, какие выполняли действия, какой получился новый цвет.
Клоун: Дети, сейчас я вам расскажу еще про одного циркового животного. Но сначала отгадайте загадку:
Слышите могучий топот?
Видите длиннющий хобот?
Это не волшебный сон!
Это — Африканский (Слон)
Клоун демонстрирует картинку с изображением циркового слона. Выступая в цирке, слон любит наряжаться. Давайте мы с вами для нашего слона сделаем красивую накидку.
Геометрические фигуры. Ориентация на листе бумаги «Накидка для слона»
Клоун: Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит лист бумаги и геометрические фигуры. Давайте вспомним какие бывают геометрические фигуры? (ответ детей плоскостные и объёмные). Какие у вас фигуры? (ответ детей - плоскостные). Лист это накидка для слона, геометрические фигуры - украшение для накидки. Мы должны украсить накидку геометрическими фигурами. Итак, в правый верхний угол положите квадрат, в левый нижний угол - треугольник, в правый нижний - овал, в левый верхний - круг, а в центр листа положите прямоугольник. Все фигурами украсили? Проверьте себя.
Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились.
Клоун из-за спины достаёт объёмные фигуры (ромб, шар, конус, цилиндр). Дети, а это какие фигуры? (ответ детей - объёмные). Клоун показывает по очереди фигуру, а как они называются? (дети перечисляют фигуры: ромб, конус, цилиндр, шар).
Клоун обращает внимание на шар и говорит детям: а знаете, что я могу делать с шарами? Жонглировать! Хотите покажу? (ответ детей - Да).
Клоун начинает жонглировать шарами под музыкальное сопровождение (автор: Hypnodancer - little big, длительность 1:00).
Клоун: Ребята, а вы знаете что не в каждом цирке есть попугаи. В нашем цирке их нет. Давайте мы с вами подарим нашему цирку красочных попугаев.
Гимнастика для глаз «Птички» (автор Е. Железнова, длительность 1.00)
Летели птички, (прослеживание глазами по кругу)
Собой невелички. (прищурить глаза)
Как они летели, (движения глазами вправо – влево)
Все люди глядели. (широко раскрыть глаза)
Как они садились (движения глазами вверх – вниз).
Люди все дивились.
Математическая раскраска «Попугай»
Клоун: Перед вами лежат листы с изображением попугая. Обращает внимание детей на иллюстрацию с птицей. Чего не хватает у попугая? (ответ детей – попугай бесцветный). Что нужно сделать чтобы он был красочным? (ответ детей – раскрасить). Правильно, я предлагаю вам раскрасить попугая, но строго соблюдать правила. Обратите внимание, какая изображена цифра на голове попугая? (ответ детей – цифра 3). Найдите карандаш с цифрой «3», каким он цветом? (ответ детей – зелёный). Значит каким цветом мы раскрашиваем голову? (ответ детей – зелёным). Таким способом продолжаем раскрашивать по цветам другие части тела попугая.
Заключительная часть: рефлексия, итог.
Клоун: Ребята, наше путешествие в цирк подошло к концу, вы справились с многими заданиями. Нам пора возвращаться в детский сад. Я очень благодарен вам за помощь. Давайте вспомним наше приключение в цирке. Куда мы отправились? Каких животных вы видели? Что мы делали в цирке? А что вам больше всего понравилось в нашем цирке? Вы все молодцы и настоящие артисты цирка.
Сегодня все ликуют!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные… (ответ детей - шары)
В знак благодарности от всех артистов цирка, клоун дарит детям воздушные шары.
Занятие проводилось с подгруппой детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Занятие организовано с учетом закономерностей становления и развития познавательной деятельности, и возрастных возможностей детей 5-6 лет.
Первая часть – организационная: мотивация детей к предстоящей деятельности (приход клоуна к детям, загадывание загадок). На этом этапе занятия был применен проблемно-поисковый прием: детям было предложено найти свое посадочное место в автобусе, при этом нужно было посчитать количество предметов на билете и соотнести число с цифрой.
Вторая часть содержала следующие виды работы: работа с часами; измерение сыпучих веществ; работа с составом числа (число и цифра -8); решение задач на сложение и вычитание. Во второй части была проведена физкультурная минутка, с целью профилактики переутомления детей и предотвращения нарушения осанки, а так же психоэмоциональной разрядки. Следующим этапом второй части была опытническая деятельность, целью которой было путем смешивания красок основных цветов получить дополнительные (желтый+красный=оранжевый; желтый+синий=зеленый; синий +красный=фиолетовый).
В этой же части дети повторили названия плоскостных и объемных геометрических фигур; с детьми был проведен слуховой диктант.
Перед «Математической раскраской», цель которой развитие основных компонентов внимания детей (объема, переключаемости, устойчивости, концентрации); развитие усидчивости и умения планировать последовательность действий, была проведена гимнастика для глаз «Птички», оговорены правила осанки, умения правильно держать карандаш, правила работы в парах.
В третьей части был подведен итог: проведен анализ выполнения всех заданий, дана индивидуальная и общая оценка участия детей на занятии воспитателем; оценивание детьми себя; положительные результаты были закреплены словесным поощрением и сюрпризом для детей (клоун подарил детям воздушные шары).
Предложенная система заданий, включала методы и приемы, которые помогли дошкольникам овладеть способами и приемами познания, которые они смогли применить в самостоятельной деятельности, что в свою очередь создает предпосылки для формирования элементарных математических представлений. Игровая ситуация, используемая на занятии, смотивировала детей и направила их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Данное занятие не ставило перед собой цель прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевало создание ситуаций содружества и содеятельности.
Считаю, что дети с заданием справились: все дети были активны и положительно настроены на совместную деятельность. По высказыванием детей стало понятно, что занятие прошло продуктивно и понравилась детям. Поставленные цели достигнуты, задачи выполнены.