Роза Гималетдинова
Конспект занятия по формированию элементарных естественнонаучных представлений детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как увидеть воздух»
Программное содержание: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать словарный запас и интерес к исследовательской работе. Воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Материал: Банка с водой, пустой стакан, стакан с водой и трубочкой.
Иллюстрации: Рисунок дома природы и обычного дома.
Методические приемы:
• Рассматривание иллюстрации
• Сюрпризный момент
• Опыт
• Художественное слово
• Итог занятия
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных естественнонаучных представлений детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Предварительная работа : Игры на прогулке, опыты, чтение художественной литературы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим рисунки дома-природы и обычного дома. Что в них есть? (Ответы детей). Обратите внимание на обоих рисунках много не закрашенного, пустого места. Почему? И в нашем обычном, и в доме - природы есть. (Ответы детей) воздух, им мы дышим. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе. (Появляется Буратино).
Буратино: Привет, малыши! А что это вы тут собрались?
Воспитатель: Мы хотим поговорить о воздухе.
Буратино: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда его не видел. А вы, ребята? (Ответы детей).
Воспитатель: И мы его не видели, но воздух все-таки есть.
Буратино: Я вам не верю! Докажите, что этот самый воздух вот сейчас есть в этой комнате.
Воспитатель: Давайте, ребята, вместе докажем Буратино, что воздух все-таки есть. Но сначала скажите, а почему мы не видим воздух? Почему называют его невидимкой? (Ответы детей). Воздух - прозрачный, значит через него не видно.
- А что еще бывает прозрачным? Давайте с вами найдем прозрачные предметы в нашей комнате (стекла в окне, стенки аквариума и т. д.). Вот у нас какие окна чистые, через них все видно и деревья и другие дома на улице.
А теперь подойдем к столу и будем доказывать с помощью опытов, что воздух есть.
Опыты:
1. Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, если в нем что– нибудь? (Ответы детей).
Буратино: Каждому ясно, что в нем ничего нет. Давайте туда что-нибудь положим или нальем.
Воспитатель: Говоришь, нет ничего? А вот мы сейчас проверим.
1. Стакан переворачиваем вверх дном и медленно опускаем его в воду. Стакан нужно держать ровно. Попадает ли вода в стакан?
Почему нет?
- В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
2. Опускаем стакан в воду, держать его немного наклонив. Что появляется в воде?
-Видны пузырьки воздуха,. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
-Воздух - прозрачный, невидимый.
Воспитатель: Вот, Буратино, убедился, что воздух есть.
Буратино: А может это и раньше знал, просто хотел вас проверить. А вот тоже вспомнил, как можно воздух увидеть.
-Берем стакан с водой и опускаем в него соломку, дуем через трубочку. Появляются пузырьки – буря в стакане воды.
Буратино: Я еще люблю мыльные пузыри пускать, они такие красивые, разноцветные и летают! А что находиться у них внутри, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: А вот послушайте стихотворение С. Я. Маршака «Мыльные пузыри»
Воды обыкновенной в стаканчик набери
Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.
Соломинку простую сейчас возьму я в рот,
Воды в нее втяну я, потом слегка подую
В соломинку – и вот.
Взлетает шар надутый, прозрачное стекло,
Внутри него как будто сверкают зеркала.
Он, воздухом надутый, по воздуху плывет,
Но и одной минуты на свете не живет.
Нарядный, разноцветный, пропал он навсегда,
Расплылся незаметно, растаял без следа.
Буратино: Внутри пузырей находиться воздух.
-Я, вы и все люди дышат через нос. Правильно? Ну- ка, вы тоже подышите своими замечательными носиками. У медведя, у зайца и у всех зверей есть носы. А как дышат растения? Куда они свои носы спрятали? (ответы детей)
Воспитатель: У растений нет никаких носов. Зато на листьях есть маленькие отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат и деревья, и цветы и все растения.
Воспитатель: Буратино, тебе теперь понятно, что воздух невидим.
Буратино: Спасибо ребята, теперь мне все ясно, воздух прозрачный, невидимый.
Список используемых литератур:
1. С. Е. Матвеева программа «Любознайка» по формированию элементарных естественно – научных представлений у детей дошкольного возраста.
2. А. И. Иванова «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек». Москва, 2005г.
3. Н. А. Рыжова «Воздух-невидимка»