Виктория Кока
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию толерантности «Имя твоё как птица в руке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию толерантности. (подготовительная группа)
«Имя твоё как птица в руке»
Цель:
Воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений.
Задачи:
-Углублять представления ребёнка о себе. Познакомить с языковым знаком индивидуализации человека (т. е. именем). Дать сведения о происхождении имён, их смысловой значимости.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по формированию толерантности „Имя твоё как птица в руке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
-Упражнять в словообразовании на примере имён (подборе суффиксов с уменьшительно – ласкательным значением).
- Побуждать к проявлению творчества в самостоятельной деятельности при изображении имени. Способствовать проявлению форм дружеского общения друг к другу.
Методическое обеспечение:
Дидактические средства: схема наглядного моделирования имён. Пиктограмма. Куклы –«новорождённые дети» с бирками. Кроватки – качалки. Фломастеры, картинки для аппликаций, клей, кисточки, салфетки, карточки с именем каждого ребёнка. Воздушные шары. Ватман для создания общей работы.
Аудиосредства: магнитофон, кассета с записью «плач ребёнка», песни связанные с именами.
Мотивация: звучание детского плача, разгадывание закодированных слов для определения темы занятия.
1.
Звучит запись плача ребёнка.
- Как вы думаете, кто плачет?
- Да, с таким плачем рождаются все дети.
(воспитатель обращает внимание на кроватки, где лежат «новорождённые дети», на них прикреплены номерки)
- Посмотрите, пожалуйста, и скажите: эти новорождённые малыши чем-нибудь отличаются друг от друга?
(дети рассматривают кукол, сравнивают их, обобщают)
- Они почти одинаковые, отличить их друг от друга очень трудно, имён у них нет, а есть только бирочки с цифрами. Вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей бирке, первый, двадцатый?
2.
Предлагаю прочитать закодированные слова.
На доске:
К Т Я А И М Д Р Й Е Н
( под каждой буквой значок: геометрическая фигура, змейка, ёлочка, стрелка, домик, крестик, точка и т. д.)
(Дети делятся на подгруппы. Каждой даётся карточка с заданием).
Дети, используя схемы из значков, соответствующим каждой букве и буквы на карточках составляют слова. Затем читают слова.
1 –(схема значков) – ДМИТРИЙ
2 –(схема значков) – КАТЕРИНА
Совместно составляют третье слово:
3 –(схема значков) - ИМЯ
- Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня вести беседу?
- Верно, об именах.
- Зачем люди придумали имена?
3.
- У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к другому, мы называем его по имени.
- Можно спросить: «Тебе здесь нравится?» - и ваш вопрос прозвучит в пустоту.
- А можно так: «Саша, тебе здесь нравится?» - и Саша поймёт, что нам важно именно его мнение.
- По имени мы называем человека, когда хотим о нём что- то сказать. Например: «Катя так красиво поёт!» или «Молодец, Владик. Он пропустил Машу в перёд». И Катя, и Владик, и любой другой человек, услышав своё имя, поймут, что другие говорят именно о них. Каждый ребёнок со дня рождения имеет право на собственное имя. Когда ребёнок появляется на свет, родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды. С этим именем он проживает всю жизнь. О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя».
- Каждого из нас можно назвать ласково и нежно – Настенька, Илюша, Сашенька, а можно сказать по – взрослому – Николай, Павел. Ласковым именем можно воодушевить, а грубым (Вовка) – обидеть.
4.
-Каждое имя имеет своё значение. Давайте попробуем разобраться. Что обозначает русское имя Владимир.
- Послушайте, как оно звучит: ВЛАДИ – МИР. В этом имени два слова: владеть и мир. То есть, владеющий миром. Это большая ответственность.
- А что обозначают ваши имена?
(рассказы детей)
5.
- Имён много, а людей ещё больше. Подумайте, как вас будут называть, когда вы встанете взрослыми?
(ответы детей)
- Открою вам одну тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени. По имени или по имени отчеству. Это зависит от того, кто перед вами – взрослый или ребёнок.
- На Руси были распространены имена, которые отражали различные черты характера, особенности поведения. Например:
ЖДАН (его долго ждали)
НЕЖДАН (не ждали)
БОЛЬШОЙ (очень большой)
Потом от этих имён образовались фамилии Жданов, Большаков.
6.
- Послушайте внимательно стихотворение Марины Цветаевой, и скажите, с чем автор сравнивает имя?
Имя твоё – птица в руке…
Имя твоё – льдинка на языке.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
-Произнесите каждый своё имя и послушайте, как по разному оно может звучать.
7.
- А сейчас я вам хочу рассказать небольшую сказку «Ласковые имена»
Во дворе на скамеечке, пригорюнившись, сидела девочка Оля.
Злодей – грубиян обозвал её и заколдовал. Теперь она не может веселиться, пока кто - нибудь не расколдует её, назвав ласковыми словами, именами.
- Ребята, давайте попробуем расколдовать Олю.
(дети произносят добрые слова)
- Какие вы молодцы!
8.
Давайте поиграем. Вставайте в круг. Мы будем друг другу говорить добрые слова и передавать свою доброту из рук в руки,
9.
- А вы знаете, что в разных странах наши имена будут звучать по разному?
МАША – МАРИЯ – МАРИ – МАРИАН
ВАНЯ – ДЖОН – ВАНО – ЖАК
- Ваши родители рассказывали вам, как они выбирали для вас имена?
(Рассказы детей. Предварительно подготовленные с родителями).
10.
- Вам нравятся ваши имена? Я предлагаю вам украсить их. Найдите их на карточках.
Звучат песни с именами. Дети садятся за столы. При помощи картинок и клея украшают написанные имена. Затем все работы оформляются на ватмане в общее панно детьми.
- Посмотрите, какие разные работы получились, как и ваши имена.
- Для вас у меня сюрприз.
(в группу внести воздушные шары)
- Давайте напишем свои имена на шарах. Пусть узнают, что есть такой детский сад «Белочка». В нём воспитываются очень дружные и добрые ребята.
- Может быть, вы станете известными спортсменами, музыкантами, писателями, космонавтами…. И ваши имена прославят нашу страну, наш город. А все мы с гордостью будем вспоминать о том, что детство ваше прошло в нашем детском саду.
- А когда мы пойдём на прогулку, мы выпустим эти шары, и они полетят как птица из стихотворения Марины Цветаевой «Имя твоё – как птица в руке….»