Елена Степанова
«Там на неведомых дорожках. Числовой ряд. Соседи числа. Линейка». Конспект занятия по ФЭМП для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию формирование математических представлений для детей 6-7 лет
Автор: Степанова Е. В., воспитатель
Организационная информация
1. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
2. Виды деятельности детей. Игровая, двигательная, музыкальная, коммуникативная.
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности. «Там на неведомых дорожках»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Наглядный метод
Словесный метод
Игровой метод
Практический метод
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Линейка в школе. Сценарии общешкольных линеек
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Числа соседи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3. Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
4. Возрастная группа Дети 6-7 лет.
5. Цель Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста математических представлений.
6. Задачи Образовательные задачи:
Способствовать развитию познавательной активности детей, их представлений о числовом ряде, пространственных представлений. Формировать умение измерять длину предметов с помощью линейки
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие.
Воспитательные задачи:
Воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается; умение работать в коллективе и в паре
7. Планируемые результаты Ребёнок:
- имеет представление о числовом ряде; - умеет вести порядковый счет в прямом и обратном порядке; - знает и называет соседние числа; - умеет пользоваться линейкой; - умеет работать в команде, в паре, согласовывая свои действия с действиями сверстников, способен к аргументированным суждениям, взаимодействует со взрослым.
8. Организация среды для проведения образовательной деятельности (занятия) Магнитная доска, цифры, числовой ряд, числовые домики, линейки, рабочие листы. Флеш-носитель, музыкальная колонка. Муляжи: ковер- самолет, камень, сказочные герои, дерево с яблоками, очаг, ключи.
9. Подготовка к занятию в режимные моменты. Упражнение в счете в прямом и обратном порядке, чтение сказок, рассматривание сюжетных картинок, отгадывание загадок, разучивание физминутки.
1. Вводная часть.
1.1 Введение в тему
(создание проблемной ситуации) Воспитатель: Ребята, а вы верите в чудеса? Скажите, где можно встретиться с чудом? (ответ детей: в сказке) Конечно же в сказке! К нам обратилась одна сказочная героиня. Чтобы узнать, про кого пойдет речь, вам нужно отгадать загадку:
Кто волшебницу узнает?
Над землей она летает.
Чудеса творить умея,
Всем в беде поможет… (фея)
Восп. : Правильно, это фея.
В сказках очень часто
Фея нам встречается,
С помощью нее там
Чудеса случаются!
Фея палочкой взмахнет –
Чудо совершится,
Очень добрая она,
С ней можно подружиться!
Восп. : Ребята, нам пришло письмо от одной доброй феи. Давайте его прочитаем. (восп. читает письмо) 3 мин
1.2. Мотивация деятельности детей Восп. : Ребята, вам хотелось бы побывать в сказочной стране? И вы готовы отправиться в путешествие? (ответ детей)А как мы можем попасть в сказочную страну? (ответы детей)
Восп. : Ребята, мы можем отправиться на сказочном транспорте. Отгадайте, что это за транспорт:
Из облаков он вылетает
И над деревьями летает!
Летит по небу без забот,
Не вертолет, не самолет:
Не управляет им пилот,
А он всегда летит вперед! (Ковер - Самолет) 2 мин
1.3. Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Воспитатель: Ребята, мы с вами отправляемся в сказочную страну. Что бы не произошло во время нашего путешествия, давайте поклянемся:
Клянемся дружными мы быть.
И слезы горькие не лить.
С улыбкой трудности встречать.
Все смело преодолевать
Восп. : Смотрите, ребята, а вот и волшебный ковер-самолет! Но чтобы он взлетел на нем надо правильно выложить волшебный узор из разных фигур. 2 мин
2. Основная часть.
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний. Восп. : Давайте назовем фигуры (ответы детей: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, ромб, овал). А как их можно назвать одним словом (ответы детей: геометрические фигуры) Восп. :Слушайте внимательно задания и правильно располагать геометрические фигуры на ковре. – В верхнем правом углу расположите красный треугольник. – В верхнем левом углу – зеленый квадрат – В нижнем правом углу – синий квадрат – В нижнем левом углу – желтый треугольник – В центр положите белый круг –Между зеленым квадратом и желтым треугольником – голубой ромб – Между красным треугольником и синим квадратом – черный ромб – Между зеленым квадратом и красным треугольником – оранжевый овал – Между желтым треугольником и синим квадратом – розовый овал. Восп. :Все верно, ребята, теперь наш ковер может взлететь. Садимся в круг, держитесь за края, закрываем глаза, полетели… Звучит фонограмма шум ветра Восп. : Вот мы и попали в сказочную страну. Посмотрите, какой большой камень, а на нем указатели. «Налево пойдешь – крепким сном заснешь» «Направо пойдешь – совсем пропадешь» «Прямо пойдешь – цифры найдешь» Восп. : Какую дорожку мы выберем? (дети выбирают прямую и объясняют свой выбор) Ну тогда пойдем прямо. (идут по дорожке и находят карту) Восп. : Ребята, что это? Посмотрите, здесь стрелки и цифры. Это похоже на карту. Как вы думаете, для чего нам карта? (ответы детей) Восп. : Ребята, здесь написано: «Чтобы помочь жителям сказочной страны навести порядок с цифрами, необходимо по карте пройти от цифры 1 до цифры 5 и выполнить правильно все задания. Восп. : Сказка ходит где-то близко, не спугнуть ее сумей. Мы по сказочной дорожке вслед отправимся за ней. С чего же нам начать? (ответы детей: с цифры 1) Восп. : Тогда ищем цифру 1. (дети находят цифру 1.)
Восп. : Здесь загадка:
Был он сделан из полена,
И в каморке с папой жил.
А вот нос его, наверно,
Самым длинным в мире был. (Буратино)
Восп. : Ребята, Буратино очень хочет учиться в школе. Но он не знает, что такое числовой ряд. Поможем ему разобраться? Надо посчитать от 1 до 10. (дети считают) А теперь обратный счет. (дети считают)
Восп. : Хорошо. Возьмите по одной цифре и расставьте их на числовом ряду. (дети выполняют задание)
Восп. : Сейчас я посчитаю, а вы внимательно слушаете, какое число я пропустила. (восп. считает) Какое число я пропустила? (ответы детей)
Воспь. : Молодцы. Буратино благодарит вас, и вручают нам ключик. А мы с вами продолжаем путешествие. Посмотрим на карту, куда мы движемся дальше… (дети идут к цифре 2)
Восп. : Ребята, посмотрите, что за дерево? (яблоня) Давайте посчитаем, сколько яблок на яблоне? (дети считают. А скажите, из какой сказки яблоня?
Восп. : Ребята, а яблоки то не простые. На них что-то написано. (цифры) Ребята, Машенька просит нас помочь ей расставить между цифрами знаки >, <, =, они выпали и она не знает, как их расставить. Давайте, расставим их правильно. (дети расставляют знаки) Машенька дарит нам ключик. Идем дальше к цифре (ответы детей- 3)
Восп. : Нам снова придется отгадать загадку:
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки (Три медведя)
Восп. : Правильно, ребята – это три медведя. Мишутка просит нас помочь ему заселить в домики соседей для каждого числа, чтобы их тоже было по три. (дети выполняют задания за столами в парах)
Восп. : Ребята, поменяйтесь домиками и проверьте друг друга: правильно ли вы выполнили задание. (дети меняются домиками, обсуждаются несколько домиков).
Восп. : Мишутка самый маленький из медведей, и он очень любит играть. Давайте поиграем с Мишуткой.
Физминутка
Восп. : Молодцы ребята! Мишутке понравилось с нами играть, и он дарит нам ключик.
Теперь мы можем двигаться дальше. К какой следующей цифре нам следует отправиться? (ответы детей- 4) 10 мин
2.2 Добывание (сообщение и принятие) нового знания Восп. : И снова загадка:
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику, что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней. (Кр. Шапочка)
Восп. : А вот и сама Красная Шапочка. Красная Шапочка не может выбрать дорогу, по которой надо идти к бабушке. А чтобы ей выбрать дорогу, их надо измерить. Как нам измерить дорогу? (ответы детей: условной меркой, палочкой, линейкой).
Восп. : Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (линейка)
Восп. : Правильно, ребята, расстояние между предметами или длину предмета можно узнать с помощью линейки. На линейке есть коротенькие полосочки и длинные – это деления. Цифры на линейке идут по порядку, так же как и в числовом ряду и каждая цифра отмечена большим делением. Расстояние между большими делениями называется – САНТИМЕТР, а цифра означает – сколько сантиметров.
Восп. : Измерять нужно с самого начала, совместив цифру 0 с началом линии. Измеряем красную дорогу - 9см., а теперь зеленую -7. Какая дорога длиннее? (ответы детей: красная длиннее зеленой)
Восп. : Вот как нам помогла линейка измерить дороги для Кр. Шапочки.
Восп. : Ребята, короткая дорога идет через лес, где много волков, а длинная мимо леса, где волки не встретятся. Как вы думаете, по какой дороге следует идти Кр. Шапочке? (ответы детей)
Восп. : Кр. Шапочке следует идти по длинной дороге – так безопаснее. Кр. Шапочке дарит нам еще один ключ. А мы с вами отправляемся к следующей цифре. К какой? (ответы детей- 5) 3 мин
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания. Восп. : Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться.
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (три поросенка)
Восп. : Ребята, эти веселые поросятки просят измерить расстояние между домиками, где они живут. (Дети измеряют линейками расстояния между домиками)
Восп. : Давайте с вами попробуем по линейке провести линии. Берём цветные карандаши и проведем красную линию длиной 8см., синюю – длиной 5см., зелёную – длиной 2см.
Восп. : У всех получилось? Молодцы! Сколько линий вы нарисовали? (ответы детей- 3)
Восп. : Правильно. А теперь посмотрите повнимательней и скажите, какая линия самая длинная, а какая самая короткая. (ответы детей)
Воспь. : Ниф-ниф, Нуф-нуф и Наф-наф благодарят вас и вручают нам ключик. Посмотрим на карту, куда мы движемся дальше… (дети идут назад к цифре 1) 3 мин
3. Заключительная часть.
Анализ и самоанализ деятельности детей Восп. : Ребята, мы выполнили все задания и нам пора возвращаться в детский сад. Вернуться мы сможем через очаг Буратино. Но чтобы он открылся, надо каждый ключик поставить на свое место. (дети прикладывают ключи и проходят через очаг)
Воспитатель: Вот мы и снова в группе. Скажите, где мы с вами побывали?
Кому было интересно в сказочной стране и легко выполнять задания возьмите.
Кому было скучно, кто испытывал затруднение возьмите.
Кто хотел бы вернуться в сказку возьмите.
Вопросы к детям: Что тебе понравилось? Почему ты хотел бы вернуться в сказку? Что было трудно?
Спасибо вам ребята за путешествие. 3мин