Надежда Платонова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений «Лес. Родственные слова»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений. Тема. Лес. Родственные слова.
Программное содержание. Коррекционно-образовательные задачи: - расширять словарь по теме.
- учить образовывать прилагательные от названий деревьев, образовывать родительный падеж множественного числа существительных, согласовывать количественные числительные с существительными. - формировать практическое усвоение понятия «родственные слова».
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений „Лес, Родственные слова“» размещена в разделах
- формировать правильное употребление существительных во множественном числе.
Коррекционно - развивающие задачи: - закреплять названия деревьев средней полосы России. - развивать память, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи: - формировать понятие о безопасном поведении в лесу.
- воспитывать любовь к родной природе.
Предварительная работа : экскурсия в лес, наблюдение за деревьями, чтение.
Оборудование: игрушка – Лесовик, предметные картинки, слайды, раздаточный материал.
1. Организационный момент.
Мы с вами пришли в лес. 1) Психогимнасика. Посмотрите какая красота. Выразим восхищение: о-о-о! Прислушаемся к шуму леса. Покажем какие мы смелые. 2) Сообщение темы занятия. Сегодня мы с вами будем говорить о лесе. Что такое лес? (Лес – это, где растет очень много деревьев). Вы видите много деревьев? Садитесь на пенечки и мы с вами поиграем. 3) Раздается голос лесовика: почему без меня играете? Я тоже с вами хочу играть. Выходит лесовик из-за куста.) 2. Игра «Найди спрятанное слово». Образование родственных слов от слова ЛЕС. Лесовик: давайте поиграем в игру «Найди спрятанное слово». Послушайте слова, посмотрите на картинки, подумайте и скажите в каких словах спряталось слово ЛЕС. (Показать картинки, назвать и поставить картинки в ряд).
- Лес – лесок - лесной – лесник- лесовик– лесовоз.
В каких словах спряталось слово ЛЕС? (Дети называют, показывая картинки).
- Мы назвали родственные слова. Давайте скажем: (объяснение родственных слов) :
• Лес – это что? Лес – это где растет очень много деревьев.
• Лесок – это маленький лес.
• Лесной – это, то что находится в лесу.
• Лесник – это человек, который охраняет лес.
• Лесовик – это сказочный герой, который живет в лесу.
• Лесовоз – это машина, которая возит лес.
- Молодцы, дети. Вы нашли спрятанное слово ЛЕС и правильно объяснили родственные слова.
3. Упражнение «Назови дерево». Лесовик: Я хочу проверить – знаете ли названия деревьев, которые растут в наших лесах.
Дети называют деревья: береза, дуб, клен, рябина, осина, сосна, лиственница, ель, тополь, липа, ива, можжевельник.
4. Игра «Чего в лесу много?» У тебя одна береза, а в лесу много чего? - В лесу много берез.
Много дубов, кленов, рябин, осин, тополей, ив, лип.
5. Упражнение «Сосчитай и называй». Логопед: лесовик нам приготовил письмо, где надо сосчитать деревья. (Дети на отдельных листочках выполняют задания.)
6. Физкультминутка. Развитие общей моторики. Ели на опушке-
До небес макушки.
Слушают,
Молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата – елочки –
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Встали в хоровод. 7. Игра «Посади деревья». Логопед: лесовик дал задание распределить деревья на две группы: деревья, на которых растут листья на одну сторону посадить, деревья, на которых растут иголки - хвоя на другую сторону. (Дети выполняют задание)
Логопед: у нас получилось два небольших лесочка. В одном лесу растут лиственные деревья, в другом растут хвойные деревья. Скажите, дети, в этом лесу какие деревья растут?
Дети: в лесу растут лиственные деревья. В лесу растут хвойные деревья.
Логопед: эти леса можно называть и другими словами : Бор – это лес, где растут хвойные деревья. Роща – это небольшой лиственный лес.
Смешанный лес – это лес, где растут и лиственные, и хвойные деревья.
Логопед: Как называется лес, где растут и лиственные, и хвойные деревья? Покажите на картине.
Дети: Лес, где растут хвойные и лиственные деревья называется смешанный лес.
Логопед: как называется лес, где растут хвойные деревья? Покажите картинку.
Дети: бор – это лес, где растут хвойные деревья.
Логопед: как называется лес, где растут лиственные деревья? Покажите картинку.
Дети: роща – это небольшой лиственный лес.
8. «Назови рощу». Логопед: в роще могут расти не только разные лиственные деревья. В роще могут расти только клены, только липы. Роща, где растет только береза называется роща березовая.
Роща кленовая. Роща осиновая. Роща дубовая. Роща тополиная. Роща рябиновая.
9. Упражнение «Закончи предложения». Логопед:
В березняке растут … березы. В ельнике растут … ели.
В дубраве растут … дубы.
В сосняке растут … сосны.
9. Игра «Лес в разное время года». Логопед: лес в разное время года выглядит по разному. Попробуйте найти на картинках лес в весеннее время года, летом, осенью, зимой и разложить по порядку.
- Лес весной какой? Лес весенний.
- Лес летом? Лес летний.
- Лес осенью? Лес осенний.
- Лес зимой? Лес зимний.
10. Упражнение «Расскажи о лесе». Лесовик:. Вы молодцы, дети, много знаете и узнали еще больше о лесе. Расскажите мне по этой таблице. Лес – это дом для кого? Лес – это дом для зверей, птиц, насекомых. Лес приносит нам какую пользу? (Лес дает нам древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи.) В лесу что мы делаем? (В лесу мы отдыхаем, наслаждаемся природой). Лес – чье богатство? (Лес –наше богатство). Что надо делать с лесом? (Лес надо беречь.). С кем надо ходить в лес? (В лес надо ходить со взрослыми.)
11. Итог занятия : Где мы сегодня были? Мы сегодня были в лесу.
В лесу чего много? В лесу много деревьев.
В лесу на что смотрели? В лесу смотрели на деревья.
В лесу к чему подходили? В лесу подходили к деревьям. В лесу чем любовались? В лесу любовались деревьями. Домой пойдем о чем расскажем? Домой пойдем расскажем о деревьях.