Галина Вяткина
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка. Лексическая тема «Грибы, ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка. Лексическая тема : «Грибы, ягоды».
Цель: сформировать представление о грибах и ягодах.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширение и активизация словаря по теме.
2. Закрепление понимания и практическое употребление в речи предлога с.
3. Совершенствование навыка образования относительных прилагательных.
4. Употребление предлогов (В, НА, ПОД).
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка, Лексическая тема „Грибы, ягоды“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие внимания и мышления.
2. Развитие мелкой, общей моторики.
Воспитательные:
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: большая корзина с листьями, на которых написаны игры, материал к играм «Четвёртый лишний», «С чем корзинка», «Отбери грибы к обеду», венок из ягод, картинки с изображением грибов и ягод, индивидуальные задания на лисе А5 и фломастеры.
Предварительная работа: экскурсия в лес, рассматривание и обсуждение открыток с изображением грибов и ягод, чтение литературы а различных грибах и ягодах.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: Сегодня к нам в окошко залетел зелёный листочек. Посмотрите, ребята, да он не простой, на нём что-то написано. Давайте прочитаем: «Дорогие, дети! Отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём». (Лес)
Почему лес называют домом?
Дети: Потому что в лесу живут животные, птицы, насекомые, растут деревья, кустарники,травы, цветы, грибы, ягоды.
II. Основная часть.
Логопед: Я из леса принесла целое лукошко игр. Мы поиграем и поговорим о лесе, ягодах и грибах.
Игра «С чем корзинка».
Логопед: Однажды дети пошли в лес. А в лесу много всяких даров. Обрадовались дети, наполнили свои корзинки и пошли домой. Посмотрите, с чем у них корзинки?
Дети: Это грибы. Корзина с грибами.
Логопед: А эта корзина с чем?
Дети: Это ягоды. Корзина с ягодами.
Логопед: А эта корзина с чем?
Дети: Это орехи. Корзина с орехами.
Логопед: посмотрите на эту корзину, она с чем?
Дети: Это шишки. Корзина с шишками.
Игра «Ягодный венок».
Логопед: Посмотрите на этот необычный венок. Его сплели из лесных ягод эльфы. Надо назвать все ягоды и этого венка.
Дети: Это малина, ежевика, черника, земляника, клюква, брусника.
Логопед. Верно, а теперь скажете, какое варенье получится.
Из малины - … (малиновое варенье).
Из черники - … (черничное варенье).
Из земляники - … (земляничное варенье).
Из брусники - … (брусничное варенье).
Из ежевики - … (ежевичное варенье).
Логопед: Молодцы, ребята. Надо отдохнуть немного.
Пальчиковая гимнастика. КОРЗИНА С ЯГОДАМИ
Вот корзина — так корзина!
В ней крыжовник,
В ней малина,
И лесная земляника,
И садовая клубника,
Там брусника и черника!
К нам ты в гости приходи-ка!
Ягод, что найдём мы в ней,
Нет полезней и вкусней!
(Изображают удивление, разводят руки в стороны.)
(Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках.)
(Делают приглашающий жест — движение руками на себя.)
(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)
С. Васильева
Ребята, отгадайте загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка
Шляпка есть – нет головы?
Дети. Гриб.
Игра «Отбери грибы к обеду».
Логопед: Давайте вспомним, почему надо быть внимательным, отбирая грибы для обеда.
Дети: Грибы бывают съедобные и несъедобные. Несъедобные грибы есть нельзя. Можно отравиться и попасть в больницу.
Логопед: Правильно. Давайте же будем предельно внимательны.
(Дети отбирают картинки со съедобными грибами на тарелку, а с ядовитыми – в ящик.
Дети называют грибы – съедобные грибы : белый гриб, маслёнок, опёнок, лисичка, подберёзовик, подосиновик, сыроежка, рыжик, волнушка; ядовитые: бледная поганка, мухомор, ложные опята.)
Употребление предлогов (В, НА, ПОД).
Логопед: Какой гриб растёт под осиной? Под берёзой? На пеньке? Почему белый гриб называется белым? Почему рыжики называются так? Как называется гриб, у которого шляпка волнами?
(Ответы детей)
Игра «Четвёртый лишний».
Боровик, брусника, сыроежка, рыжик.
Черника, малина, земляника, опёнок.
Яблоко, груша, подосиновик, вишня.
Опёнок, лисичка, маслёнок, ель.
Сыроежка, мухомор, подберёзовик, волнушка.
Игра «Найди и соедини пару»
Самостоятельная работа детей. Соединить пары – провести «ниточки» фломастером ( у детей за одним столом разные задания: ягоды или грибы).
III. Итог занятия
Логопед: В народе говорят: «Возле леса жить – голодным не быть». Почему так говорят?
Лес – это наше богатство, его надо беречь и охранять.