Получи документы

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему «Весна»

Евгения Чивчиш
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему «Весна»
▼ Скачать +Заказ

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.

Тип занятия : фронтальное.

Тема занятия : Весна. Обучение составлению рассказа-описания.

Цель занятия : подготовить детей к составлению рассказа-описания на материале лексической темы «Весна».

Задачи:

- (обучающая) закреплять и уточнять знания детей о весне и ее признаках; обучать адекватному использованию лексики, обозначающей весенние приметы, в структуре простых и сложных распространенных предложений;

Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему „Весна“» размещена в разделах

- (развивающая) развивать умения составлять описательный рассказ с опорой на ряд заданных слов; активизировать словарь прилагательных;

- (воспитательная) воспитывать культуру коммуникации, умения адекватно оценивать себя и товарищей;

- (коррекционная) устранять ошибки, связанные с определением места главных и второстепенных членов в структуре простых и сложных фраз; предупреждать нарушение связи слов на уровне согласования и управления.

Речевой материал: наст, проталина, подснежник, скворечник, спячка, ледоход; пригреть, таять, оседать, покрываться, мастерить, развешивать, набухать; яркий, лучистый, тонкий, мелкий, глубокий, клейкий, длинный, короткий.

Оборудование: картина «Весна», фланелеграф, опорные карточки со словами, фишки для оценки детей.

Ход занятия

Деятельность воспитателя Деятельность ребенка

Организационный момент

Ребята, приготовимся к занятию. Сейчас сядет тот, кто назовет слово, противоположное по смыслу.

Воспитатель называет признаки зимы, а дети - признаки весны (короткий день - длинный день, холодный ветер - теплый ветер, пасмурное утро - ясное утро, чистый снег - грязный снег, глубокие сугробы - мелкие сугробы и др.). Дети по очереди называют слова-антонимы в соответствии с признаками, присущими весне.

I. Основная часть

II. (25 мин.)

1. Предварительная работа по составлению описательного рассказа.

- Ребята, какое сейчас время года? Почему вы так считаете? Посмотрите картинки, которые лежат на ваших столах, и ответьте на мой вопрос.

Составление описательного рассказа по картине «Весна».

Примечание. Воспитатель собирает у детей иллюстративный материал, с опорой на который они составляли предложения. Иллюстрации закрепляются на фланелеграфе, под ними помещаются карточки с опорными словами, словосочетаниями, простыми нераспространенными предложениями:

- картинка со словами лучистое, пригрело;

- картинка с лексическим материалом мокрый, оседает, тонким настом;

- картинка со словом проталины;

- картинка со словами мелкие, глубокие;

- картинка со словом подснежники;

- картинка со словосочетанием зимняя спячка;

- картинка со словами длинные, короткие;

- картинка с лексическим материалом набухли почки, клейкие;

- картинка со словом мастерят;

картинка со словами ломаются, уплывают;

- картинка без сопровождения речевым материалом.

Картинный материал предлагается последовательно.

В результате у детей должен получиться следующий текст.

Наступила весна, выглянуло яркое, лучистое солнышко, пригрело землю. Грязный, мокрый снег тает, оседает, покрывается тонким настом. На земле появились проталины. Всюду мелкие и глубокие лужи. В лесу распустились первые весенние цветы - подснежники. После долгой зимней спячки проснулся медведь и вылез из берлоги. Длинные и короткие сосульки тают и падают с крыш. На деревьях набухли почки, скоро появятся клейкие листочки. Дети мастерят и развешивают скворечники. С юга возвращаются перелетные птицы. Начался ледоход - льдины ломаются и уплывают вниз по реке. Ребята пускают кораблики и радуются приходу весны.

Воспитатель: - Ребята, сейчас вместе составим рассказ о весне. Составляя рассказ, мы будем пользоваться картинками и карточками со словами. Давайте прочитаем эти слова (при необходимости отрабатываются слова со сложной слоговой структурой, например, проталины, подснежники).

Воспитатель: - Ребята, рассмотрите первую иллюстрацию, составьте по ней предложение. Пользуйтесь словами, которые записаны на карточках (аналогично проводится работа по составлению следующих предложений).

Динамическая пауза.

Давай дружок, смелей дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла,

Два глаза, нос, ведро, метла,

Но солнце припечет слегка,

Увы, и нет снеговика!

Воспитатель: - Ребята, давайте прослушаем рассказ, который мы вместе составили (заслушивается рассказ 3-4- детей).

- Сейчас весна.

Дети рассматривают картинки и по очереди составляют по ним предложения, которые затем будут использованы при построении описательного рассказа:

- Сейчас весна, потому что выглянуло яркое солнышко

- Сейчас весна, потому что тает снег, появляются проталины.

- Сейчас весна, потому что тает грязный снег.

- Сейчас весна, потому что всюду лужи.

- Сейчас весна, потому что распустились первые весенние цветы.

- Сейчас весна, потому что медведь вылез из берлоги.

- Сейчас весна, потому что тают и падают с крыш сосульки.

-Сейчас весна, потому что на деревьях скоро появятся листочки.

- Сейчас весна, потому что дети делают и развешивают скворечники.

- Сейчас весна, потому что с юга возвращаются перелетные птицы.

- Сейчас весна, потому что начался ледоход.

- Сейчас весна, потому что ребята пускают кораблики и радуются приходу весны.

Дети работают по цепочке, их ответы воспитатель оценивает фишками.

Дети сопряжено читают слова, записанные на карточках.

- Наступила весна, выглянуло яркое, лучистое солнышко, пригрело землю. (Дети составляют рассказ по цепочке, правильные ответы поощряются фишками).

Дети вместе с воспитателем повторяют слова и выполняют соответствующие движения.

Примечание. Дальнейшая работа с привлечением всех детей к составлению рассказа-описания по теме «Весна» проводится воспитателем на логочасе.

III. Заключительная часть (2 мин.)

Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?

- Ребята, оцените свою работу и работу своих товарищей. Посмотрите, сколько фишек вы сегодня набрали?

Мы говорили о весне, о признаках весны.

Дети подсчитывают количество фишек, оценивают себя и товарищей.

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда»Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему «Весна»
Опубликовано: 18 июня 2022 в 20:04
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему «Весна»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Чивчиш в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД