МААМ-картинки

«Откуда пришли деньги». Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста (9 фото)

Анна Раевская
«Откуда пришли деньги». Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

План-конспект занятия по финансовой грамотности по теме:

«Откуда пришли деньги».

Цели занятия: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, расширить знания детей о деньгах, эволюции форм денег.

Целевая аудитория Воспитанники детского сада от 6 до 7 лет

Формы и методы

обучения и познания Формы: групповая, фронтальная

Методы: словесный (беседа, диалог, объяснение, наглядный (использование ИКТ, практический (дидактическая и ролевая игра)

Основные понятия Натуральный обмен (бартер, монета, купюра, деньги, чеканить, рубль.

Публикация «„Откуда пришли деньги“, Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Организационные условия Расстановка стульев и столов для групповой работы для 6 человек, установка экрана и пректора

Учебно-методическое обеспечение Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Планируемые образовательные результаты:

Личностные ожидаемые результаты: Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Метапредметные ожидаемые результаты: Познавательные:

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседников и вести диалог;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий.

Предметные ожидаемые результаты: - понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе;

-понимание и правильное использование экономических терминов;

-освоение приемов работы с экономической информацией.

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, расширить знания детей о деньгах, эволюции форм денег.

Задачи:

Образовательные:

• дать детям представление об истории развития денежной единицы от прошлого к настоящему;

• познакомить детей с экономическими понятиями: «деньги», «обмен», ввести эти термины в активный словарь детей;

• дать представление о том, что деньги - это универсальное удобное средство обмена;

• совершенствовать умение выражать свои мысли, используя разные части речи.

Развивающие:

• развивать стремление к экспериментальной деятельности через опыты, умение анализировать, обобщать, сравнивать денежные знаки по различным признакам и делать выводы;

• развивать общую и мелкую моторику;

• развивать умение взаимоконтроля.

Воспитательные:

• воспитывать у детей любознательность;

• воспитывать у детей самодисциплину во время творческой деятельности.

Материалы и оборудование: проектор, умная колонка Алиса, презентация «История появления денег», денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, заготовки пластилиновых монет, палочки деревянные, коробка, ракушки, перья, корзинки с товарами, заготовки для росписи китайских денег, трафареты, краски, пластиковые карты.

Предварительная работа: беседы о деньгах, рассматривание монет, купюр.

Ход занятия:

Организационная игра:

Встанем мы в кружочек дружно -

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе: «Привет» -

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй левая рука!

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Дети садятся на стульчики на ковре.

Раздаётся стук, входит почтальон.

Почтальон: - Здравствуйте! Вам посылка!

Передаёт воспитателю коробку, на которой нарисован вопросительный знак.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, нам почтальон принёс какую-то загадочную коробку. Давайте посмотрим, что же там внутри.

Воспитатель трясёт коробку, даёт детям потрясти. Все слушают звук.

Дети: - Это деньги! Это монеты!

Воспитатель: - Давайте проверим! (открывает коробку) Вы были правы, это монеты.

Коробка на столе, дети вокруг.

Воспитатель: - Ребята, предлагаю вам поближе рассмотреть, какие деньги лежат в этой коробке.

Дети достают монеты и называют номинал.

Дети: - Пять рублей, десять рублей, два рубля…

Воспитатель: - Дети, а зачем же нам нужны деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: - Ой, посмотрите, еще в коробке лежит ракушка и перо. Что же они тут делают?

Дети отвечают, сомневаются.

Воспитатель: - Мне тоже очень интересно узнать, что делают ракушка и перо в коробке с монетами.

Ребёнок: - А давайте спросим у голосового помощника Алисы! Алиса, а почему ракушка и перо лежат в одной коробке с монетами?

На экране появляется картинка Древнего мира, включается звук природы

Алиса: - Мы оказались в Древнем мире. Давным-давно, миллион лет назад, когда мужчины ходили охотиться на мамонта, женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Но постепенно человек научился обрабатывать землю, выращивать разные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться результатами своего труда. Я тебе зайца, а ты мне большой горшок для варки похлебки (супа). В древности товары не покупались, а обменивались. И называлось это бартер или натуральный обмен.

Воспитатель: Спасибо, Алиса! Ребята, как вы думаете, всегда ли было удобно обменять один товар на другой?

Дети отвечают, рассуждают.

Воспитатель: - Вы правы, обменивать товары было очень сложно, потому что ценность вещей и продуктов была разная. Например, за целого барана можно было получить лишь 3 яйца или 4 рыбы. Чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. Без денег нужно было носить какой-то товар с собой, чтобы обменяться. Это было тяжело, занимало много места, в карман не положить как деньги. Попробуем и мы как когда то люди справлялись без денег, меняли один товар на другой. Обмениваются плодами своего труда.

Практическое упражнение «Обмен».

Воспитатель: - Ребята, на столе стоят корзинки с товарами, возьмите ту корзинку, которая вам нравится. Вы должны договориться между собой и постараться так произвести обмен, чтобы никому не было обидно. Например, у меня много яблок, а мне нужно молоко. Я договорюсь с Никитой, и если ему нужны яблоки, то мы с ним поменяемся.

Дети меняются товарами.

Воспитатель: - Посмотрите, что получилось. Не имея денег, мы получили нужные товары. Все получили желаемый результат? Обмен состоялся!

Похлопали друг другу.

Воспитатель: - Ребята, как называется обмен товара на товар?

Дети: - Бартер.

Воспитатель: - Так как обмениваться товарами было всё сложнее. То люди поняли, что деньги должны быть постоянными. Они не должны портиться и терять своей ценности, но должны быть легкими и удобными в использовании. Одними из первых денег были ракушки и перья. В ракушках просверливали отверстие и нанизывали на верёвочку как бусы. Перья связывали в пучки. Они были легкими и не портились. Например, за одного быка нужно было отдать тысячу таких раковин или мешок перьев.

Ребята, а теперь мы можем ответить на вопрос, почему в коробке с деньгами лежат ракушки и перья?

Дети: - Да! Это древние деньги.

Воспитатель: - Совершенно верно! Ракушки и перья использовались как средство обмена. Но в этом обмене было неудобно то, что все деньги нужно было носить с собой. Это было тяжело и товар занимал много места. А хотите узнать, что придумали древние люди, чтобы облегчить себе жизнь?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Алиса, продолжай.

На экране картинка Древнего Египта, звучит музыка Древнего Египта. Рассказ сопровождается демонстрацией презентации.

Алиса: - Именно в Древнем Египте изобрели первые в мире деньги. Прошло еще много времени и люди научились добывать металл. Так появились первые монеты. Металлические деньги отливали в форме брусков, колец, прутиков. Потом на монеты стали наносить рисунок – чеканить их.

Воспитатель: - Спасибо, Алиса! Кстати, ребята, когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на них выдавливали три, пять точек, так как население было неграмотным и не могло прочитать какая это монета.

Ребята, а давайте мы с вами превратимся в мастеров и изготовим свои монеты.

Дети: - Да, давайте.

Мастерская «Чеканщики».

Дети проходят за столы, на столе заготовка монеты из пластилина и деревянная палочка.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежит ваша будущая монета. Вам надо решить, какая монета у вас будет. Берем палочки и «по металлу» выдавливаем нужный рисунок.

Дети делают монеты.

Воспитатель: - Вот мы с вами и изготовили наши монетки. Вы молодцы, отлично справились с этим заданием. Я предлагаю вам в группе организовать выставку монет. Посмотрите, какие разные и интересные монеты получились.

Ребята, а теперь давайте немного отдохнём.

Физминутка.

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточек то правую, то левую ножку).

Дети сели на стульчики.

Ребята, а как вы думаете, деньги из металла могли быть неудобными?

Дети: - Да, они тяжёлые и занимают много места.

Воспитатель: - Ребята, а какими ещё деньгами мы пользуемся сейчас?

Дети: - Бумажными.

Воспитатель: - Правильно. Они называются купюры. Алиса, расскажи нам, пожалуйста, как появились бумажные деньги.

На экране изображён Древний Китай.

Алиса: - Именно в Древнем Китае люди обратили внимание на бумагу. Так впервые на свете появились бумажные деньги. Сначала они были очень большого размера, как лист бумаги. В Китае деньги делали из коры тутового дерева. А расписывались бумажные деньги иероглифами – китайскими буквами.

Воспитатель: - Алиса, спасибо!

Ребята, я вам приготовила заготовки для росписи бумажных денег, как это делали китайские мастера. Вы должны закрасить трафарет, образуя иероглиф.

Мастерская по росписи первых бумажных денег.

Дети работают, воспитатель комментирует.

Каждый иероглиф имеет своё значение, у Серёжи – солнце, у Вари – радость и т. д.).

Воспитатель: - Вы молодцы, хорошо потрудились. Покажите друг другу, какие у вас получились деньги.

Воспитатель: - В России бумажные деньги появились намного позднее при Екатерине II, назывались они «катеньки». На бумажных деньгах были изображены портреты правителей. Показ на экране.

Воспитатель: - А теперь давайте поговорим о современных деньгах. Какие вы знаете виды денег в наше время?

Дети: - Бумажные деньги, металлические монеты.

Воспитатель: - А чем чаще всего расплачиваются за покупки ваши родители?

Дети: - Пластиковой картой.

Воспитатель: - Да, в наше время большое значение имеют электронные деньги. Удобны ли они, как вы считаете?

Дети: - Удобно, быстро оплачивать, не мнутся, легкая, маленькая карта и т. д.

Рефлексия.

Воспитатель: - Ребята, а что вы узнали нового сегодня. Всем ли легко было выполнять сегодня задания?

Ребята, вам понравилась наше занятие?

Какие предметы выполняли роль денег раньше?

Как появились металлические монеты и бумажные деньги?

О чем сможете рассказать другим детям?

Что вы делали в мастерских?

Дети рассказывают, что им было интересно, что нового узнали.

«Откуда пришли деньги». Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
Фото «Откуда пришли деньги»
. Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста - фото
План конспект занятия по финансовой грамотности по теме Откуда пришли деньги Цели занятия Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста расширить знания детей о деньгах эволюции форм денег Публикация Откуда пришли деньги Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста размещена в разделах Деньги Что это такое откуда берутся Конспекты занятий Все конспекты Старшая группа Финансовая грамотность деньги Экономическое воспитание Финансовая грамотность

Список используемой литературы

1. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

2. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. Учебно-методическое пособие. – СПБ «Детство-пресс», 2007г.

3. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику//. Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М; 2008

Публикации по теме:

«Деньги. Что такое сдача». Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшей группы«Деньги. Что такое сдача». Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшей группы Цель: познакомить детей с понятием денег, их видами и значением, а также с понятием сдачи. Задачи: - Рассказать детям о разных видах денег.

Дидактическая игра по финансовой грамотности «Что можно купить за деньги, что нельзя купить» для детей старшего возрастаДидактическая игра по финансовой грамотности «Что можно купить за деньги, что нельзя купить» для детей старшего возраста Цель:Формировать у детей экономические представления о торгово- денежных отношениях. Развивать логическое мышление, наблюдательность,.

Конспект занятия в подготовительной группе по финансовой грамотности «Потребности человека или откуда берутся деньги»Конспект занятия в подготовительной группе по финансовой грамотности «Потребности человека или откуда берутся деньги» Финансовое просвещение и экономическое воспитание - это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Откуда пришли деньги». Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 марта 2025 в 20:58
+235Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Откуда пришли деньги». Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Раевская (УИ 1427442) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 апреля 2025 среда
03 апреля 2025 четверг
День морских и речных животных!

Купить готовые материалы по экологии: конспекты, проекты, беседы, картинки дидактических игр и наглядный материал для проведения занятий по экологии.
Изучаем луну!
Что мы знаем о телефоне?



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД