Аветян Сусанна Левоновна
Конспект занятия по ФЦКМ во второй младшей группе «Поможем птицам в зимнюю стужу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Расширять знания детей об особенностях жизни птиц зимой, формировать бережное отношение к живой природе, а именно, воспитывать бережное отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить детей с зимующими птицами, о роли человека в жизни зимующих птиц;
• Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
Развивающие:
• Пополнить развивающую среду по теме занятия;
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ во второй младшей группе „Поможем птицам в зимнюю стужу“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
• Расширять представления детей о зимующих птицах (снегирь, голубь, ворона, синица, воробей);
Воспитательные:
• Формировать желание у детей помогать птицам в зимний период;
• Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
Образовательные области:
• Познание - формировать у детей интерес к птицам, узнавать их по внешнему виду; совершенствовать умение отгадывать загадки; воспитывать бережное отношение к птицам, желание подкармливать их зимой; воспитывать бережное отношение к природе.
• Коммуникация – совершенствовать умение отгадывать загадки, расширение словарного запаса по теме занятия (кормушка, название зимующих птиц, их части тела).
• Социализация - развивать у детей желание играть с воспитателем в подвижные игры.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок, кормление птиц; беседы о птицах; рассматривание картинок, иллюстраций, чтение литературных произведений.
Материалы к занятию : картинки с изображением зимующих птиц (снегиря, синицы, клеста и т. д., пакетики с крошками хлеба, семечками, пшеном и др. ; ноутбук; аудиозапись «Голоса зимующих птиц»; кормушка, конверт с загадками.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель - Ребята, посмотрите, что я принесла на занятие?
Дети – Кормушка!
Воспитатель - Правильно – это кормушка. А для чего она нужна?
Дети - Кормить птиц зимой!
Воспитатель - Молодцы, ребята! (дети рассматривают кормушку)
Воспитатель - А разве не все птицы улетели в теплые края? Какие птицы остались?
Дети - Воробей, ворона, синица, снегирь!
2. Отгадывание загадок + демонстрация наглядного материала (картинки зимующих птиц из загадок)
Воспитатель - Ребята, но раз так много птиц осталось с нами зимовать, то почему они пролетали мимо и не садились на наши кормушки?
Дети - В кормушке не было корма!
Воспитатель – Молодцы, ребята! Но я что-то не могу вспомнить, чем же питаются птички зимой? Ребята, давайте попробуем вместе лучше узнать птиц. Птицы спрятались от нас и оставили нам конверт с загадками. Отгадаем загадки и увидим птичек:
Воспитатель - Любит прыгать и летать, хлеб и зёрнышки клевать, вместо «Здравствуйте» привык говорить всем «Чик-Чирик»
Дети - Воробей!
Воспитатель – Молодцы, верно! Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять.
Дети – Снегирь!
Воспитатель - Умницы, а вот еще загадка! Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку. Как зовут ее?
Дети - Синичка!
Воспитатель – Дети, какие Вы у меня молодцы! А как одним словом можно назвать этих птиц, которые не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать?
Дети – Зимующие!
3. Работа по описанию и сравнению птиц.
Воспитатель - Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи?
Дети - У птиц есть голова, лапки, клюв, крылья, хвост!
Воспитатель – Молодцы, ребята! А зачем птицам крылья?
Дети – Летать!
Воспитатель – Верно, а зачем птицам лапки?
Дети - Ходить по земле!
Воспитатель – А зачем птицам клюв?
Дети – Кушать!
Воспитатель - Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга?
Воспитатель - Правильно, воробей и синица поменьше, а снегирь и клест побольше. И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные : воробьи любят сидеть на кустиках, клест - на еловых ветках, снегири на веточках рябины.
Воспитатель - Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах. Давайте отдохнем и попрыгаем как веселые и шустрые синички.
4. Физкультминутка «Шустрые синички».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
5. Беседа «Кто чем питается?».
Воспитатель - Молодцы, ребята! Попрыгали, размялись! Но мы ведь так и не разобрались, что любят есть разные птицы. Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них. Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Кто может им помочь зимой?
Дети - Мы поможем!
Воспитатель - Какие Вы у меня добрые, заботливые! У нас есть кормушки, мы их развесили на нашей площадке, мы в них насыпаем корм, чтоб наши птички получали корм!
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.
Воспитатель - Ребята, скажите, а чем питаются птицы?
Дети - хлебом, крошками, семечками!
Воспитатель - Правильно, ребята. Хотите, узнать, какая птица, чем питается? Сейчас птички вам сами об этом расскажут. Понимаете ли вы птичий язык? Слушайте внимательно, если что-то не поймете, я подскажу, потому что я хорошо понимаю язык птиц.
Дети – Ура! Хотим!
6. Прослушивание аудиозаписи голосов зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, клест).
Продолжение беседы «Кто чем питается?».
Воспитатель - Воробьи питаются зёрнышками, крошками, семечками.
Воспитатель - Синицы питаются зёрнышками, крошками, семенами, любимое их лакомство – сало.
Воспитатель - Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному клеву. Показывает блюдце с ягодами рябины.
Воспитатель - Клесты питаются семечками шишек.
7. Игра «Накорми птичку».
Воспитатель - Посмотрите внимательно, у нас на столе пакетики с хлебными крошками, семечками, пшеном.
Воспитатель - Я дам вам картинки с птицами, а вы должны назвать птичку и найти ей корм.
Дети – Ура!
8. Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Воспитатель - А теперь давайте потренируемся кормить птичек.
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке (4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям (то же левой рукой)
Галки да вороны
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
9. Итог занятия.
Воспитатель - Дети, какие Вы у меня молодцы! Вы сегодня хорошо работали на занятии, слушали, отвечали на мои вопросы! Вместе мы разобрались, какие зимующие птицы бывают, что зимой они нуждаются в корме, так как у них нет естественной подкормки! Давайте возьмем с собой пакетики с кормом и покормим наших зимующих птиц на нашей площадке!
Подводя итоги проделанной работы по неделе экологии на тему: «Позаботимся о зимующих городских птицах», которая была проведена с 05.12.2016 по 09.12.2016г. мы считаем, что невозможно недооценить актуальность данной проблемы. В ходе реализации проекта наши воспитанники и родители постоянно заботились о зимующих птицах, более того, дети сами напоминали, что надо взять корм и рассыпать в кормушки. Наши воспитанники стали более отзывчивыми и внимательными к окружающей природе, дети чувствовали и чувствуют ответственность за птиц, прилетающих на участок, поэтому зимующие птицы продолжают получать подкормку, пока не появится естественный корм.
Таким образом, важно отметить, что у воспитанников повысился уровень экологических знаний, это отраженно в конспекте проведенного открытого занятия на тему : «Поможем птицам в зимнюю стужу», в рамках недели экологии, а совместная деятельность детей, родителей и воспитателей еще более всех сплотила.