Эльвира Муратшина
Конспект занятия по ФЦКМ «Художники России»
Тема: «Художники России»
Цель: Познакомить детей с картинами русских художников.
Задачи:
Образовательная: познакомить с картинами русских художников : Васнецова, Шишкина, Айвазовского, Репина, Серова, Ватагин. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказывании.
Развивающая: Развивать монологическую речь.
Воспитательная: воспитывать чувство сострадания, познавательные интересы.
Приё мы руководства деятельностью детей в ОД:
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ „Художники России“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
1. Приё мы постановки цели и мотивации деятельности детей: беседа, комментирование, загадки.
2. Приё мы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, обследование и вывод.
3. Приё мы организации практической деятельности детей: показ иллюстраций, моделирование.
4. Приё мы поддержание интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов деятельности.
5. Приё мы оценки: поощрение, взаимопомощь детей.
Виды детской деятельности в ОД: Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Оборудование: Телевизор, флешка, картины художников : Васнецова, Шишкина, Айвазовского, Серова, Репина, Ватагина. Портреты художников Васнецова, Шишкина, Айвазовского, Серова, Репина, Ватагина. Литы бумаги Ф5, цветные карандаши.
План ОД
1. Вводная часть (мотивационная деятельность) 3 мин.
Создание проблемной ситуации. Загадки.
Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.
2. Основная часть (деятельностный подход) : 14 мин.
Определение способа решения проблемы
Планирование
3. Заключительная часть (рефлексия) : 3 мин.
Оценка деятельности детей. Подведение итогов.
Длительность ОД: 20 мину
1. Вводная часть Вступительная часть.
Звучит спокойная мелодия, дети встают в круг.
- Здравствуйте, ребята! Мы начнем наше занятие с приветствия. Послушайте внимательно:
Скажем мы друг другу: “ Здравствуй”!
“Здравствуй!”- слышим мы в ответ.
День начнем мы с позитива,
И здоровья на много лет!
Разучивание с детьми стихотворения- приветствия
- Вот и зарядились мы хорошим настроением, начнем занятие!
Основная часть.
Ребята, мы с вами живём в замечательной, красивой стране. (Россия.)
А кто же делает нашу страну могущественной, красивой, известной? (Люди.)
Во всех городах и сёлах страны трудятся люди. От труда людей разных профессий зависит, будет ли наша страна сильной, красивой и богатой.
Мы с вами знаем много профессий, давайте их вспомним. (Демонстрируются слайды, а дети называют профессии людей.)
А сегодня я познакомлю вас ещё с одной профессией, которая учит видеть красоту, доставляет всем удовольствие, создает настроение, помогает узнать об истории страны и мира.
Отгадайте, о какой профессии сегодня будет идти речь:
Я люблю купаться в краске.
Совершенно без опаски
С головою окунаюсь,
А потом, не вытираюсь,
По бумажному листу
Или тканному холсту
Влево, вправо, вверх и вниз
Я гуляю. Кто я (художник).
- Художник – это творец, он создаёт прекрасные картины. Художники рисуют пейзажи, портреты, натюрморты. Они работают рисуют на природе или в мастерских. Художники делают нашу жизнь прекраснее и красивее.
- Что может изображать художник на своих картинах? (Природу, человека, его черты лица, настроение, животных, героев сказок.)
Воспитатель: Стать настоящим художником не очень просто. Для этого нужно долго и упорно учиться, трудиться, развивать воображение, наблюдательность, память, изучать творчество великих художников. А ещё у художника должен быть талант.
Воспитатель: Ребята, прослушав загадки, вы узнаете, какие инструменты помогают художнику в работе.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисть)
Он бывает очень острым
И рисует ярко, пестро.
Грифелек со всех сторон
Древесиной окружен.
Это друг надежный ваш
И художник. (Карандаш)
Создаю я новый цвет,
На дощечку я похожа.
Краску, что в коробке нет,
Сделать сам художник может.
Он смешает краски хитро
С помощью меня. (Палитры).
Мы рисуем, красим тоже,
Каждый делает, что может.
Начнет рисунок карандаш,
А завершит его (гуашь)
Нанесет она узор,
Очень трепетный и нежный,
Будь то небо или бор,
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всё раскрасит. (акварель)
Вы меня перелистали -
Как в музее побывали.
Космос на одной странице,
На другой странице - дом,
На последней - хвост жар-птицы.
А всё вместе я -. (альбом)
Нарисую панораму.
Натяну его на раму,
Он матерчат, плотен, толст.
Для картины нужен… (холст)
Воспитатель: На протяжении многих лет художники изображали в своих картинах окружающий их мир, всю его многообразную природу, животных, предметы, человека и его жизнь. Так и возникло деление картин по жанрам.
Воспитатель: Картины, изображающие природу, называли жанром пейзажа;
Если на картине горы, лес и облака, либо поле и река или домик наш деревянный, Мы картину назовем… (пейзаж)
Изображение красивых вещей и предметов – жанром натюрморта;
Цветы на картине, фрукты и торт. Картину такую зовем… (натюрморт)
Рисование человека – жанр портрета; а изображение животных – жанром анималистки.
Брата я изображу, Хоть ему пять лет. С акварелью я дружу, Делаю… (Портрет)
Если видишь на картине, нарисован слон,
Крокодил, жираф, горилла, кошка иль питон
Или звери Аргентины, иль пингвин Арктический
Значит жанр такой картины – анималистический.
- Изображение морского пейзажа – маринистическим жанром;
- Картины в которых изображаются сцены из былин и народного фольклора называют – былинным жанром.
- Ребята, как вы думаете где хранят свои работы художники? Правильно, многие картины художников хранятся в музеях и картинных галереях.
-Ребята, а вы знаете имена великих художников? (Василий Ватагин, Иван Айвазовский; Иван Шишкин, Виктор Васнецов, Серов, Репин)
Воспитатель: сейчас я приглашаю вас в музей живописи и там мы с вами познакомимся с ними по лучше.
Физкультминутка «Художник»
Всегда я стать художником мечтала жест мечтания, подперев голову рукой.
Поэтому я всюду рисовала. Рисование в воздухе рукой, вытянутой вверх.
Ручкой на листе вот так Рисование в воздухе рукой, на уровне груди.
Кистью на холсте вот так Рисование в воздухе рукой, вытянутой вперед.
Карандашиком на парте Рисование в воздухе рукой, на уровне груди.
И мелками на асфальте. Рисование в воздухе рукой, на уровне пола.
Сапогами на снегу, Рисование ногой по полу.
Коньками я черчу на льду. Черчение по полу ногой.
На песочке прутиком, Черчение в воздухе воображаемым прутиком на полу.
На дощечке гвоздиком. Черчение в воздухе воображаемым гвоздиком.
Известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов.
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года.
С самого детства будущего художника интересовала русская история, старинные былины и предания. Художник рисует не простые картины, он рисовал картины по известным сказкам. Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Богатыри». Он писал её очень долго- целых 20 лет!
Работа по картине
• Кто изображен на картине?
• Как зовут богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
• Какой богатырь самый могучий? (Илья Муромец)
• Какой богатырь самый мечтательный? (Алеша Попович)
• Какие доспехи одеты на богатырях? Доспехи- это военная русская одежда. (шлемы, кольчуги)
• Что держит в руках Добрыня Никитич? (меч)
• А что у Ильи Муромца? (копье)
• У Алеши Поповича? (лук)
• Что охраняют богатыри? (родную русскую землю)
Воспитатель: Вы все правильно сказали. У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое серыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила, вскормила и послала богатырей на свою защиту.
Известный русский художник И. И Шишкин
А вот портрет И. И. Шишкина. Он родился в Елабуге на реке Каме. В народе его называли – лесной богатырь, царь леса. На его картинах шумят сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит на его картины – залюбуется.
Воспитатель: А теперь давайте, посмотрим картину И. Шишкина, она называется «Утро в сосновом лесу». На этой картине художник нам показал раннее утро. Скажите, какие деревья нарисовал художник?
Дети: ответ детей
Воспитатель: Как называется лес, где растут одни сосны?
Дети: ответ детей
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие они высокие и могучие. Мы видим, как лес заполняется чистым, прозрачным, утренним воздухом. Буря поломала старые деревья, вырвала их с корнем. Кого вы видите на картине?
Дети: ответ детей
Воспитатель: Медведица с медвежатами вышла на прогулку, и медвежатам очень нравиться лазать по поваленным деревьям.
Известный русский художник Илья Ефимович Репин.
Родился будущий художник в 1844 году в Чугуево (Харьковская губерния).
Страсть к живописи обнаружилась у Репина рано, и в 1855 году его отдали в школу типографов, но в 1857 школу закрыли, и Репин отправился учеником в иконописную мастерскую.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю посмотреть картину «Яблоки и листья»
Картина изображена на темном фоне по которому разбросаны маленькие и большие листья, центральный элемент композиции – яблоки. Они выглядят как настоящие живые плоды кажется, что мы можем почувствовать запах спелых яблок и зелени.
Известный русский художник Валентин Александрович Серов.
Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой (урождённой Бергман, из крещёной еврейской семьи). Его прадедом (со стороны отца) был естествоиспытатель Карл Иванович Габлиц
Начал свое образование в классической гимназии, но прошел в ней только три низшие класса и вышел из нее с намерением посвятить себя всецело искусству. Проведя два года в занятиях рисованием и живописью под руководством И. Е. Репина (в мастерской которого, в Париже, рисовал в продолжение одной зимы, будучи еще 8 - 9-летним мальчиком, поступил в ученики Императорской Академии Художеств
Главные произведения этого талантливого художника – портреты.
Картина «Девочка с персиками».
Портрет Веруши Мамонтовой - настолько больше композиция, чем конкретный портрет конкретного человека, что не случайно его распространенное название - «Девочка с персиками». Картина буквально соткана из радости и солнечного света, свет скользит по стенам, падает на скатерть, играет на рукавах и плечах розового платья девочки. Кажется, будто воздух комнаты прозрачен и звонок, наполнен нежным запахом персиков и светящими искорками золота. В темных глазах Веруши томится детская непоседливость, девочка едва сдерживает улыбку, ей не терпится надкусить персик, уже выбранный изумительно прописанной загорелой рукой.
Известный русский художник Василий Алексеевич Ватагин.
В. А. Ватагин родился 20 декабря 1883 (1 января 1884) года в Москве, в семье преподавателя гимназии. Василий Ватагин очень любил животных и всю свою жизнь он изучал повадки их и пластику, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов. Ватагин по праву считается сооснователем Дарвиновского музея.
Картина «Детство бегемота».
- Кто изображен на картине
- Что мы можем рассказать про маленького бегемотика
- Какие чувства вы испытываете глядя на эту картину
Рисунки Ватагина удивительно передают не только зверей, но и колорит, настроение той или иной местности. «Стоит посмотреть животное в его родной стихии, — писал Ватагин, — страуса или антилопу, бегущих в степи, попугаев или обезьян в тропическом лесу, морских птиц на прибрежных скалах, верблюда в пустыне, волка или лося в наших лесах, рыб в прозрачной воде среди водорослей — перед нами возникает великолепный синтез, когда животное, растение, земля, вода и небо сливаются вместе и проявляется чудесная, единая живая природа».
Известный русский художник Иван Константинович Айвазовский.
Родился Иван Константинович 17 (29) июля 1817 г. в Феодосии. Еще в детстве у Ивана были выявлены способности к музыке и рисованию. Первые уроки художественного мастерства были даны ему известным феодосийским архитектором, Я. Х. Кохом.
Став выпускником училища, Айвазовский поступил в симферопольскую гимназию. После ее окончания, по протекции феодосийского градоначальника, А. И. Казначеева, будущего художника зачислили в столичную Императорскую Академию художеств.
Картина "Девятый вал"
На картине художник изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный "девятый вал", готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт. За обломок мачты погибшего корабля цепляются четыре человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый старается выбраться из воды на мачту, ухватившись за падающего с нее своего товарища. Им ежеминутно угрожает гибель среди обрушивающихся на них валов, но они не теряют надежды на спасение. Воля, мужество, вера человека окажутся сильнее стихии.
Воспитатель: Ребята, мы много узнали о художниках, и сейчас я предлагаю вам самим стать художниками. Я буду загадывать загадки, а вы будете по очереди рисовать отгадки.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все. (Солнце)
На лугу растёт она
Высока и зелена.
С лугом простится,
В сено превратится. (Трава)
Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится. (Река)
Пушистая вата плывёт куда-то.
Чем вата ниже — тем дождик ближе. (Туча)
С неба пришёл, в землю ушёл. (Дождь)
Воспитатель: Интересно, что это у вас получилось
Дети. Пейзаж.
3. Заключительная часть
Итог:
Воспитатель: Вот экскурсия в музей закончилось. Я предлагаю каждому из вас взять по одной репродукции картины великих русских художников и всем вместе создать в группе альбом репродукций
Воспитатель: Давайте поговорим о том, где мы сегодня с вами побывали?
Ответы детей: Музей. Экскурсия
Воспитатель: С чем (кем) мы с вами там познакомились?
Ответы детей: Художники. Картины.
Воспитатель: Вам понравилась экскурсия?
Ответы детей: Очень понравилась.