Светлана Гришаева
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Добро пожаловать в горенку» в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование представлений о жизни и быте русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с подворьем и огородом;
- у говорящих детей активизировать в речи названия предметов русского быта: рушник, сундук, ухват, печь.
Развивающие: у говорящих детей развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями; у неговорящих (безречевых) детей развивать умение слушать и слышать.
Темочки:
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к истории своего народа; расширять кругозор; воспитывать бережное отношение к старинным вещам.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Русская изба» и «Крестьянское хозяйство»; рассматривание предметов народного быта: ложек, корзинок, рушников; разучивание потешек «Водичка, водичка…», «Мышка», «Кисонька-мурысонька»; чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций.
Оборудование: в мини-музее «Горенка» акцент на грядки с урожаем, домашних животных, рушники, печку с ухватом, мышку, сундук; ложки народные; корзинка с баранками. Звукозапись: мычание коровы, хрюканье свиньи, то есть звуки крестьянского подворья.
Методы и приемы:
- словесный: рассказ, вопросы, потешки, загадка;
- наглядный: показ, рассматривание;
- практический: сбор урожая, игра на ложках, обыгрывание потешек.
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественного слова, познавательно-исследовательская.
Ход мероприятия.
Дети заходят в горницу их встречает хозяйка дома.
Хозяюшка: - Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, не стесняйтесь!
Слышатся звуки крестьянского подворья: мычание, хрюкание и прочее.
Хозяюшка: - Слышите! Это мои животинушки меня зовут. Ребята, пойдёмте, я вас со своими животными познакомлю.
Знаете, кто это? (говорящие дети называют) Свинка. Она здоровается с вами: хрю-хрю-хрю. А вы ей ответите? (кто умеет, повторяет). А это кто? Корова. Она большая и говорит: Му! Молока кому! А это её маленький сынок – телёнок! Поздоровайтесь с ними, скажите му-у-у.
Мои животинушки есть хотят. А чтобы их накормить, нужно в огород сходить, урожай собрать. Что же растёт на грядках? (говорящие дети отвечают). Давайте сначала соберём свёклу (собирают, складывают в корыто для корма, теперь морковь., капусту… (и так до конца, пока весь урожай не будет собран).
Хозяюшка: - Спасибо, детушки, помогли мне урожай собрать и животинку накормить. Надо теперь нам руки помыть и лицо ополоснуть.
Обыгрывание потешки «Водичка, водичка…»
Умылись? Руки я вытираю вот таким полотенцем. Называется оно «рушник». Красивое, правда? С узорами. Эти узоры бабушка вышивала.
Дети, кого это вы заметили? Мышку? Не пугайтесь её, она сама вас боится. Давайте мы ей песенку споём.
Обыгрывание песенки – потешки «Мышка».
Хозяюшка: - Как вы думаете, от кого мышка прячется? От кошки! Где кошка притаилась? На окошке!
Хозяюшка: -
-Кисонька - мурысонька, ты где была?
-на мельнице.
-Кисонька-мурысонька, что там делала?
-муку молола.
-Кисонька-мурысонька,что из муки пекла?
-пряники.
Кисонька-мурысонька с кем пряники ела?
-одна.
-не ешь одна, не ешь одна! (дети грозят кошке пальчиком)
А где же кошка пряники пекла? В печке. Вот какая печка большая-пребольшая! В печке огонь горит и горшок стоит. А что в горшке варится (предположения детей). Руками горшок из печи можно достать? Нет, конечно. А почему? Руки огнём обожжешь. Как же горшок оттуда вытащить? Вот таким помощником – ухватом! Попробуйте-ка достать.
Дети по очереди пробуют «поработать» ухватом.
Хозяюшка: - Устали? Ну, как говорится, делу время, потехе час. Давайте отдохнём. Есть у меня сундук волшебный (Показывает сундук, рассматривают его). А для того чтобы узнать что в сундуке моем волшебном находится, нужно отгадать загадку:
Чтоб есть суп — она большая. И для каши есть такая. Меньше чайная немножко. Что это? Конечно, … (ложка)
Хозяюшка открывает сундук, дети разбирают ложки.
Хозяюшка: - Ложки эти не простые. Ими не едят, ими играют – стучат. Давайте поиграем. Повторяйте за мной. (отстукивают потешку «Тень, тень, потетень»)
Хозяюшка: - Ой, какие молодцы ребята.
А чем же так вкусно пахнет? (Вдох носом, выдох ртом)
Да это же мои бараночки испеклись.
Достает поднос с баранками.
Ай, качи-качи-качи, глянь, баранки горячи!
С пылу с жару, из печи!
Я вас приглашаю пить чай с бараночками.
Дети уходят пить чай с баранками в группу.