Алла Зворыкина
Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей логопедической группе «Дымковская роспись»
Программное содержание:
- Учить детей расписывать узорами силуэт игрушки по народным (дымковским) мотивам.
- Использовать разные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги). Подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Закреплять умение рисовать красками.
- Развивать эстетическое воспитание.
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Развивать чувство симметрии, ритма.
Предварительная работа:
- Чтение русских народных потешек.
- Чтение книг о народных мастерах.
Публикация «Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей логопедической группе „Дымковская роспись“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Рассматривание дымковских игрушек.
Методические приемы:
- Словесный: вопросы, объяснения, поощрения, анализ.
- Игровой: игра: «Догадался-подними руку», «Пальчиковая гимнастика».
- Наглядный: дымковская игрушка, образцы элементов росписи.
Материал:
- Пластинка с народными мелодиями.
- Иллюстрации с несколькими вариантами росписи коня, барышни.
- Краски, кисти, подставки для кистей, баночки с водой, силуэты коня, ба-рышни, фломастеры, салфетки.
Словарная работа:
- Дымковская игрушка, элемент, роспись, копыта, грива, кокошник.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в мир искусства, где встретимся с разными народными игрушками, украшающими нашу группу, детский сад, квартиры, в которых мы живем. А отправимся мы туда на лошадях, но после того как согреемся, так как путь наш будет очень долгим.
Пальчиковая гимнастика.
Вот мы приехали на одну из станций.
- Дети, а как называется эта станция?
- Дымково.
- А чем знаменито село Дымково?
- Дымковской игрушкой.
- А из чего делают дымковские игрушки?
- Из глины.
Правильно. Село Дымково знаменито дымковской игрушкой. Игрушки эти очень яркие, веселые, красивые, задорные – полюбились они детям, эти игрушки ведут нас в свой особый сказочно – прекрасный мир.
А сейчас давайте пройдем в музей дымковской игрушки.
Воспитатель задает вопросы, дети отвечают:
- Перечислите названия игрушек, которые вы видите? (Барышня, козлики, индюки, лошадки, свинья, собаки и т. д.).
- А из какого материала они сделаны? (из глины)
- Какие цвета использовали художники для росписи дымковской иг-рушки? (Желтый, синий, коричневый, розовый, голубой, красный, черный, белый, оранжевый, зеленый).
- Какие элементы росписи вы видите на игрушках? (Волнистые линии, точки, круги, кольца, овалы, прямые линии).
Ребята, а вы хотите стать мастерами и расписывать дымковские игрушки как настоящие художники.
Давайте рассмотрим коня.
- Что есть у коня? (У коня есть туловище. Он украшен из красных кругов и точек.)
- А где расположены круги? (Проводит пальцем вдоль ног и по телу).
Да круги нарисованы рядами вдоль ног, на шее и на теле коня.
- Есть голова, на голове – уши, глаза, грива.
- Есть ноги, на ногах – копыта.
- Сзади находится хвост.
- Какого цвета уши, глаза, грива, хвост, копыта? (Черного цвета).
- Так с чего вы начнете работу? (C закрашивания черной краской ча-стей коня).
- Что потом будете рисовать? (Узор).
- Где расположен узор на коне? (Вдоль ног, шеи и на теле).
А сейчас рассмотрим барышню.
- Что есть у барышни? (У барышни есть голова, на голове – кокошник, есть волосы, глаза, рот, нос).
- Во что одета барышня? (Есть юбка, кофта, кокошник, бусы).
- Какими элементами художник украсил юбку? (Кругами, овалами, точками, прямыми и волнистыми линиями).
- Что нужно делать, чтобы юбка у барышни была красивая, яркая? (Краски брать самые яркие, что бы они лучше были видны, наносить их на белый фон юбки. Узоры дымки повторяются, и потому лучше разделить юбку на части: две боковые части одинаковы).
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Догадался – подними руку». Суть ее такова: я называю предмет, а вы поднимаете руку и определяете его цвет.
Вот и побывали мы в музее дымковской игрушки. Пора нам отправ-ляться в свою мастерскую, где нас ждут не расписанные изделия.
Сейчас возьмите силуэты игрушек, проходите к столам и занимайте свои рабочие места.
В процессе рисования воспитатель спрашивает 2-3 детей, какими приемами они будут изображать тот или иной элемент.
Молодцы, ребята! Вы как настоящие художники смогли нарисовать дымковскую игрушку. Получилась прекрасная работа.
После занятия оформление выставки детских работ «Дымковская иг-рушка».