Любовь Арсеньева
Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись доски по мотивам городецкой росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись доски по мотивам городецкой росписи» Подготовила воспитатель Арсеньева Л. И.
Цель: продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями, уметь выделять основные элементы узора.
Публикация «Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе „Роспись доски по мотивам городецкой росписи“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Программные задачи: продолжать знакомить историей промысла городецкой росписи, ее колоритом, основными элементами узора, формировать умение детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе, закрепить умение детей рисовать прямые и закругленные растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаниях городецкой росписи, закрепить умение рисовать всей кистью и ее концом, развивать чувство композиции, творчество детей, воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие, доброжелательное отношение детей друг к другу, желание помочь.
Материал: гуашь, кисточки широкие и узкие, салфетки, стаканчики с водой, городецкие доски, простой карандаш, палитра, ластик.
Ход занятия:
1. Мотивационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня на адрес нашего детского сада пришла посылка. А что в ней лежит, узнаем, отгадав загадки:
Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)
Стебель весь ее в колючках.
Об него исколешь ручки.
Хоть страшна ее угроза,
Все равно красива… (Роза)
В синих купавках,
В красных бутонах,
Крупных и мелких
В листьях зелёных
Привезли ларец
из города… (Городец)
2. Основной этап
Воспитатель: Я хочу вас познакомить с легендой о Городецкой росписи.
У каждого русского промысла есть своя легенда. Есть такая легенда и Городецкого промысла. Село Городец очень красивое. Берега здесь высокие, овражистые, все деревни на нем. Избы в деревнях ладные, высокие с большими окнами и богатой резьбой, весело раскрашенные и почти каждый житель вспоминает, как у них здесь справляли когда-то Иванов день. Был такой праздник. В одних краях назывался Иваном-Купалой, в других – Иваном-Травником но везде его справляли в ночь с 23 на 24 июня. У трав эти дни кончается бурный рост, начинается созревание злаков, и суеверный человек считал, что нечистая сила именно тут-то и пытается принести наибольший вред, погубить урожай. В эту короткую ясную ночь люди зажигали высокие костры, прыгали через костер, начинали веселиться, иногда гадали, пускали по реке венки- к какому мосту приплывет, оттуда и суженый будет.
И каждый норовил в эту ночь нарвать полезных трав. В растениях, действительно в этот период собираются лучшие соки. Уходили за таинственным цветком папоротника, который цветет, говорят, только в эту единственную ночь, даже не ночь, а всего лишь какой –то час, отдаляющий одну зарю от другой. Какой из себя тот цветок? Никто не знает: одни утверждают, что огненно-желтый, светящийся, как языки пламени в костре; другие сказывали, что плющ алый, похожий на уголек, а третьи говорили, что он светиться, но только не желтым, не алым, а вроде бы синим- синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что он красоты необыкновенной. Совсем вроде бы простой, но лучше всех цветов на свете. Потому что цветок папоротника- ведь цветок счастья.
Здесь в этих нижегородских деревнях, вблизи города Городца и зародился старинный промысел.
Городецкие умельцы расписывали жилища, ставни, двери, ворота, предметы быта, детскую мебель, игрушку. Ярко расписывают предметы Городецкие мастера. На больших вещах – это обычно сценки из городской и сельской жизни. А между картинками – цветы невиданной формы. И стали их звать розами, купавками, но на розы они не похожи. Русский мастер хотел удержать при себе необыкновенный цветок- цветок счастья.
3. Постановка цели и задач.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже немного знакомы с городецкой росписью. Предлагаю вам превратиться в настоящих мастеров городецких узоров. Сначала вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются в гирлянде. Для этого я буду загадывать загадки.
1) словно чудо тут и там распускается (розан)
2) она круглая, как чашечка, а зовут ее (ромашка)
3) ей в жару не будет жарко. Она в воде, она (купавка)
4) Он не броский в круглый год- нераскрывшийся (бутон)
4. Дидактическая игра «Собери узор»
5. Беседа:
Воспитатель: Скажите, что еще рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд?
Ответы детей.
Воспитатель: Теперь подумайте, что делает нарядными городецкие узоры (Оживки).
- А как вы будете рисовать оживки? (Кончиком кисти)
-А дугу, как будете рисовать? (Начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом и заканчиваем концом кисти)
- А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды? (розовый с красным, голубой с синим)
- А для оживок, какие цвета возьмете цвета? (Белый, черный)
6. Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: А теперь давайте отдохнем, ручки, ножки разомнем.
Наши алые цветки,
Распускают лепестки.
(Соединяют ладони в форме тюльпана, затем медленно раскрывают пальцы.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Покачивают кисти рук)
Наши алые цветки
закрывают лепестки,
(Медленно соединяют пальцы, образуя цветок.)
Тихо засыпают,
Головой качают.
("Цветом" снова покачивают на ветру)
Воспитатель: прежде чем приступим к росписи досок, я предлагаю вам вспомнить, как смешивать краски, чтобы получить оттенки синего и красного цвета (ответы детей)
Уточнить, спрашивая детей последовательность выполнения работы.
7. Самостоятельная деятельность детей.
В процессе работы воспитатель советует детям пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать «глазки и дужки».
8. Рефлексия:
Готовые работы выставляются на выставку, где они сами оценивать и выбирать лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работы.
9. Итог.
Воспитатель: Скажите, дети, чем мы сегодня с вами занимались?
Вам было интересно?
Что удалось?
Что трудно было сделать?
Воспитатель: Вы все молодцы, постарались, помогли Тюбику украсить доски. Он вам будет очень благодарен. Сегодня вы попробовали себя в роли мастеров декоративно-прикладного искусства. Вы расписывали доски по мотивам городецкой росписи. Вы молодцы! Очень хорошо потрудились. И, по-моему, у вас получились замечательные работы!