Юлия Остапенко
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Кукушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по чтению художественной литературы "Кукушка"
Образовательная область: речевое развитие
Тема занятия : «Кукушка»
Возрастная группа: старшая
Цель занятия : формирование интереса к жанровым особенностям сказок на примере ненецкой народной сказки “Кукушка”
Задачи занятия :
Публикация «Конспект занятия по чтению художественной литературы „Кукушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Перелетные птицы
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
-обучающие: закрепление представлений детей о жанровых особенностях сказок на примере ненецкой народной сказки «Кукушка», продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы; Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказку.
-развивающие: продолжать развивать внимание, память, мышление
-воспитательные: воспитывать чуткость к художественному слову
Словарная работа: чум, пимы, малица
Планируемые результаты занятия : у детей сформировался интерес к жанровым особенностям сказок
Подготовительная работа: рассказ воспитателя о жизни народов Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере, словарная работа по разъяснению новых сложных слов (чум, пимы, малица, ненцы, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой)
Материалы и оборудование: книга, закладки, картинки с новыми словами, иллюстрации из сказки, раскраски
1. Организационно-мотивационный этап
- Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Если каждый улыбнётся –
Сказка новая начнётся.
- Ребята, проходите на стульчики, садитесь ровно, спинки держите прямо
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы
«Отгадайте, что за птица в лесу живет,
Звонких песен не поёт.
А сидит лишь на суку,
И кукует за версту»
- Ребята, кто это? (кукушка)
- Да, это кукушка.
- Ребята, что вы знаете о кукушке? (Кукушка-перелетная птица, она подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда не заботится о своем потомстве)
- Сегодня мы не случайно говорим о кукушке, есть очень интересная и грустная ненецкая сказка, которая так и называется «Кукушка»
- А почему эта птица так поступает со своими детьми, вы поймете, прослушав сказку.
2.2. Этап ознакомления с материалом
Ребята, почему эту сказку называют народной? (потому что ее сочинил ненецкий народ, ненцы)
- А вы знаете кто такие ненцы? (это жители Севера, они занимаются оленеводством. На севере очень длинная и холодная зима, поэтому люди носят теплую одежду из меха и оленьих шкур)
-Кто знает, как называются дома, в которых живут ненцы? (чумы)
-Что вы можете рассказать об одежде этого народа? Как эта одежда называется у мужчин? (малица – одежда из телячьих шкур, сшитая мехом внутрь, она напоминает просторную рубаху до колен, у малицы есть пришитый капюшон, который ненцы надевают вместо шапки)
- А знакомо ли вам слово пимы? Что это? (это сапоги из шкуры с ног северного оленя, сделанные мехом наружу)
- Сейчас я прочитаю вам сказку «Кукушка», садитесь поудобнее и слушайте. (чтение сказки)
- Какое настроение вызвала у вас эта сказка? Почему?
(грусть, потому что эта сказка о непослушных и неблагодарных детях, которые не ценили свою маму)
- Как вели себя дети? (они не слушались, ленились, невнимательно относились к маме)
- Правильно ли поступили дети по отношению к своей матери?
- Почему мама превратилась в кукушку?
- Как вы думаете, дети измени свое отношение к маме, после того как она превратилась в кукушку? (Да. Они пожалели о том, что не помогали маме, и не принесли ей воды, когда она их просила)
- Ребята, как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
- Как могла бы закончиться эта сказка, если бы дети ухаживали за мамой, когда она болела?
- Чему нас учит эта сказка?
- Какой конец сказки предложили бы вы?
Послушайте пословицу: «Без матери и солнце не греет».
- Как вы её понимаете?
- Эта пословица говорит о том, что мама – самый родной человек, и когда её нет рядом - ничего не радует.
Я думаю, именно такие чувства испытали дети, когда потеряли свою маму.
2.3. Этап практического решения проблемы
- В сказке нам встретились необычные слова, давайте вспомним их значение
(показ иллюстраций детям, называние)
- Ребята что это? (Чум)
- Правильно. Чум-это жилище северных народов, покрытое шкурами оленей. Из такого чума и вылетела мать – кукушка.
- Что такое малица?
- Что такое пимы?
- Молодцы, ребята!
- А теперь немного отдохнем. Встали в круг
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Птички прыгают, летают (прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся).
-Ребята, я предлагаю вам немного поиграть, но для этого вы должны еще раз внимательно послушать сказку. (повторное чтение, предложить детям разделиться на две команды)
- Я буду зачитывать вам отрывки из сказки, а вы показывать подходящие картинки и отвечать на вопросы:
-Почему дети не помогали маме? Почему мама заболела? О чем просила мама сыновей, когда заболела? Почему мама превратилась в птицу и покинула свой дом?
- Ребята, давайте еще раз прочитаем отрывок из этой сказки о том, как мать-кукушка покинула своих детей. (читаю)
- Внимательно слушали? Сейчас проверим. Я буду начинать предложение, а вы продолжать.
(Дидактическая игра. Игровая задача: закончи предложение одним словом)
- Бегут дети за …. (матерью).
Зовут её, ковшик с водой… (протягивают)
- Мама, мама! Вернись … (домой)
Водички на! Попей, (мама)
Отвечает мать издали … (Ку-ку! ку-ку, ку-ку)
Поздно, сынок… (не вернусь я)
-Ребята, а как вы думаете, в чем различие сказки от других жанров? Например, от рассказа? (сказка основана больше на выдуманных событиях, в сказке есть много действующих лиц/героев, они бывают злыми и добрыми, каждый момент имеет значение для сюжетной линии, в сказках всегда есть зачин «жили-были», есть волшебство, люди, животные и предметы наделяются необычными свойствами. В рассказе разделения на добрых и злых героев нет, все происходящие события достоверны, нет полностью выдуманного сюжета, поучительной морали в конце).
- А что общего у рассказа и сказки? (наличие сюжета, главного героя)
3. Заключительный этап
- Запомнили как называется сказка?
- Чему она учит? (быть заботливыми, внимательными, помогать друг другу)
- Кому бы вы хотели рассказать эту сказку?
- Ребята, я надеюсь что вы слушаетесь своих мам и заботитесь о них. А чтобы вы не забывали про своих мам и всегда им помогали, хочу подарить вам раскраски с сюжетами этой сказки.