Приложение МААМ

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Кукушка»

Юлия Остапенко
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Кукушка»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие по чтению художественной литературы "Кукушка"

Образовательная область: речевое развитие

Тема занятия : «Кукушка»

Возрастная группа: старшая

Цель занятия : формирование интереса к жанровым особенностям сказок на примере ненецкой народной сказки “Кукушка”

Задачи занятия :

Публикация «Конспект занятия по чтению художественной литературы „Кукушка“» размещена в разделах

-обучающие: закрепление представлений детей о жанровых особенностях сказок на примере ненецкой народной сказки «Кукушка», продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы; Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказку.

-развивающие: продолжать развивать внимание, память, мышление

-воспитательные: воспитывать чуткость к художественному слову

Словарная работа: чум, пимы, малица

Планируемые результаты занятия : у детей сформировался интерес к жанровым особенностям сказок

Подготовительная работа: рассказ воспитателя о жизни народов Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере, словарная работа по разъяснению новых сложных слов (чум, пимы, малица, ненцы, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой)

Материалы и оборудование: книга, закладки, картинки с новыми словами, иллюстрации из сказки, раскраски

1. Организационно-мотивационный этап

- Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Если каждый улыбнётся –

Сказка новая начнётся.

- Ребята, проходите на стульчики, садитесь ровно, спинки держите прямо

2. Основной этап

2.1. Этап постановки проблемы

«Отгадайте, что за птица в лесу живет,

Звонких песен не поёт.

А сидит лишь на суку,

И кукует за версту»

- Ребята, кто это? (кукушка)

- Да, это кукушка.

- Ребята, что вы знаете о кукушке? (Кукушка-перелетная птица, она подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда не заботится о своем потомстве)

- Сегодня мы не случайно говорим о кукушке, есть очень интересная и грустная ненецкая сказка, которая так и называется «Кукушка»

- А почему эта птица так поступает со своими детьми, вы поймете, прослушав сказку.

2.2. Этап ознакомления с материалом

Ребята, почему эту сказку называют народной? (потому что ее сочинил ненецкий народ, ненцы)

- А вы знаете кто такие ненцы? (это жители Севера, они занимаются оленеводством. На севере очень длинная и холодная зима, поэтому люди носят теплую одежду из меха и оленьих шкур)

-Кто знает, как называются дома, в которых живут ненцы? (чумы)

-Что вы можете рассказать об одежде этого народа? Как эта одежда называется у мужчин? (малица – одежда из телячьих шкур, сшитая мехом внутрь, она напоминает просторную рубаху до колен, у малицы есть пришитый капюшон, который ненцы надевают вместо шапки)

- А знакомо ли вам слово пимы? Что это? (это сапоги из шкуры с ног северного оленя, сделанные мехом наружу)

- Сейчас я прочитаю вам сказку «Кукушка», садитесь поудобнее и слушайте. (чтение сказки)

- Какое настроение вызвала у вас эта сказка? Почему?

(грусть, потому что эта сказка о непослушных и неблагодарных детях, которые не ценили свою маму)

- Как вели себя дети? (они не слушались, ленились, невнимательно относились к маме)

- Правильно ли поступили дети по отношению к своей матери?

- Почему мама превратилась в кукушку?

- Как вы думаете, дети измени свое отношение к маме, после того как она превратилась в кукушку? (Да. Они пожалели о том, что не помогали маме, и не принесли ей воды, когда она их просила)

- Ребята, как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

- Как могла бы закончиться эта сказка, если бы дети ухаживали за мамой, когда она болела?

- Чему нас учит эта сказка?

- Какой конец сказки предложили бы вы?

Послушайте пословицу: «Без матери и солнце не греет».

- Как вы её понимаете?

- Эта пословица говорит о том, что мама – самый родной человек, и когда её нет рядом - ничего не радует.

Я думаю, именно такие чувства испытали дети, когда потеряли свою маму.

2.3. Этап практического решения проблемы

- В сказке нам встретились необычные слова, давайте вспомним их значение

(показ иллюстраций детям, называние)

- Ребята что это? (Чум)

- Правильно. Чум-это жилище северных народов, покрытое шкурами оленей. Из такого чума и вылетела мать – кукушка.

- Что такое малица?

- Что такое пимы?

- Молодцы, ребята!

- А теперь немного отдохнем. Встали в круг

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Птички прыгают, летают (прыгают)

Крошки птички собирают. («клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели (улетают», садятся).

-Ребята, я предлагаю вам немного поиграть, но для этого вы должны еще раз внимательно послушать сказку. (повторное чтение, предложить детям разделиться на две команды)

- Я буду зачитывать вам отрывки из сказки, а вы показывать подходящие картинки и отвечать на вопросы:

-Почему дети не помогали маме? Почему мама заболела? О чем просила мама сыновей, когда заболела? Почему мама превратилась в птицу и покинула свой дом?

- Ребята, давайте еще раз прочитаем отрывок из этой сказки о том, как мать-кукушка покинула своих детей. (читаю)

- Внимательно слушали? Сейчас проверим. Я буду начинать предложение, а вы продолжать.

(Дидактическая игра. Игровая задача: закончи предложение одним словом)

- Бегут дети за …. (матерью).

Зовут её, ковшик с водой… (протягивают)

- Мама, мама! Вернись … (домой)

Водички на! Попей, (мама)

Отвечает мать издали … (Ку-ку! ку-ку, ку-ку)

Поздно, сынок… (не вернусь я)

-Ребята, а как вы думаете, в чем различие сказки от других жанров? Например, от рассказа? (сказка основана больше на выдуманных событиях, в сказке есть много действующих лиц/героев, они бывают злыми и добрыми, каждый момент имеет значение для сюжетной линии, в сказках всегда есть зачин «жили-были», есть волшебство, люди, животные и предметы наделяются необычными свойствами. В рассказе разделения на добрых и злых героев нет, все происходящие события достоверны, нет полностью выдуманного сюжета, поучительной морали в конце).

- А что общего у рассказа и сказки? (наличие сюжета, главного героя)

3. Заключительный этап

- Запомнили как называется сказка?

- Чему она учит? (быть заботливыми, внимательными, помогать друг другу)

- Кому бы вы хотели рассказать эту сказку?

- Ребята, я надеюсь что вы слушаетесь своих мам и заботитесь о них. А чтобы вы не забывали про своих мам и всегда им помогали, хочу подарить вам раскраски с сюжетами этой сказки.

Публикации по теме:

Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе К. Паустовский «Тёплый хлеб»Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе К. Паустовский «Тёплый хлеб» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: Познакомить.

Конспект НОД по чтению художественной литературы «В. Сутеев «Под грибом»Конспект НОД по чтению художественной литературы «В. Сутеев «Под грибом» Цель: Ознакомление детей со сказкой В. Сутеева "Под грибом". Задачи: ОБУЧАЮЩИЕ: Учить детей понимать смысл сказки, выявлять заключенную.

Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька»Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька» Конспект ООД по чтению художественной литературы. Тема: Чтение потешки «Кисонька-мурысонька». (Вторая младшая группа). Цель: помочь детям.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Формирование нравственного воспитания детей в игровой деятельности. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей правильно воспринимать.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в группе раннего возраста «Репка». Знакомство с теневым театромКонспект занятия по чтению художественной литературы в группе раннего возраста «Репка». Знакомство с теневым театром Цель: Выработать умение слушать и смотреть сказку до конца. Задачи: Обучающие: Учить детей узнавать и называть сказку. Учить понимать содержание.

Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.

НОД по чтению художественной литературы «И. Бунин «Первый снег» в средней группе для детей с ОВЗНОД по чтению художественной литературы «И. Бунин «Первый снег» в средней группе для детей с ОВЗ Тема: Чтение и обсуждение стихотворения И. Бунина «Первый снег». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтениюОсобенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтению Совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка. Для того, чтобы чтение было интересным.

Перспективный план занятий по чтению художественной литературы в средней группе Сентябрь 1 Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Подарки осени» 2 Пересказ сказки «Козлята и волк» Октябрь 3 Ознакомление с малыми фольклорными.

Рекомендации родителям «Как привлечь ребёнка к самостоятельному чтению художественной литературы»Рекомендации родителям «Как привлечь ребёнка к самостоятельному чтению художественной литературы» Как привить детям интерес к чтению книг? Этот вопрос интересует многих родителей, особенно в период, когда ребёнок готовится к поступлению.

Автор публикации:
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Кукушка»
Опубликовано: 28 марта 2022 в 06:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по чтению художественной литературы «Кукушка»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Остапенко (УИ 292236) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД