Елена Братухина
Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Хохломская ложка — лаковая ножка»
▼ Скачать +Заказ
Цель: украшение ложек растительным орнаментом по мотивам хохломской росписи; развитие умения создавать узор по мотивам хохломской росписи.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с хохломской росписью на различных предметах посуды;
- учить вырезать ножницами по контуру листья и ягоды;
- закрепить навыки силуэтного вырезывания и вырезывания одинаковых элементов из бумаги, сложенной гармошкой;
- продолжать учить рисовать завитки, травку, прожилки графическим материалом (фломастером);
Публикация «Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе „Хохломская ложка — лаковая ножка“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Подготовительная группа
- Посуда. Аппликации
- Посуда. Все о посуде для детей
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи;
- закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи.
Развивающие:
- развивать творческие способности, фантазию при украшении ложек;
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности хохломской росписи и передавать их при украшении шаблона;
- развивать умения составлять композицию.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца;
- воспитывать в детях интерес к декоративно- прикладному искусству через художественную деятельность;
-формировать эстетический вкус и умение видеть красоту созданного изображения;
- воспитывать познавательный интерес к народному искусству.
Активизация словаря: хохлома, роспись, капельки, усики.
Словарная работа: завиток, осочки, черпачок, трилистник.
Материалы и оборудование: различные предметы, расписанные хохломской росписью; заготовки цветной бумаги; клей; ножницы; тряпочки; клеёнки; шаблоны ложек жёлтого цвета; половинки шаблонов клубники и трилистника; деревянные хохломские ложки; образцы росписи ложек на бумаге формата А 4; фломастеры; магнитофон.
Методические приемы:
Словесные: вопросы к детям, художественное слово, поощрение, напоминание
Наглядные: рассматривание деревянных изделий, расписанные хохломской росписью; образец ложки, выполненный аппликативным способом; показ приёмов вырезывания элементов
Практические: помощь детям, испытывающим затруднения при вырезывании; хороводная игра «На горе- то калина…», пальчиковая игра, дидактическая игра «Есть ли это в хохломе?», исполнение песни и игра на ложках «Расписная ложка».
Форма организации учебного процесса: подгрупповая
Виды детской деятельности: продуктивная
Индивидуальная работа: с Лейлой, Сашей- напомнить, что шаблон нужно прикладывать к линии сгиба; создать ситуацию успеха у Лили.
Предварительная работа:
- познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве;
- рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, образцов;
- рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись
силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми;
- разучивание песни «Расписная ложка»;
- чтение художественной литературы по теме.
Ход НОД:
Мотивационная часть:
Мы за руки возьмёмся,
Друг другу улыбнё мся:
Вот так, вот так!
Мы не будем ссориться,
Будем мы дружить!
Ручками своими всех друзей любить!
(Дети присаживаются на стулья)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в чудесный мир красоты. Любите отгадывать загадки?
Дети: Да
Воспитатель: тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … Хохлома.
Основная часть:
Воспитатель: посмотрите, сколько посуды, украшенной яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом. Чего здесь только нет! И ложки, стаканчики, солонки, конфетница, кружка, тарелки! Вам знакома эта роспись?
Дети: посуда расписана хохломской росписью.
Воспитатель: Ребята, разве мы пользуемся такой посудой домой, в садике?
Дети: Нет.
Воспитатель: а для чего тогда нам такая посуда?
Дети: на такую посуду можно любоваться и рассматривать.
Воспитатель: ну, хорошо, давайте рассмотрим посуду. Из чего она сделана?
Дети: посуда сделана из дерева.
Воспитатель: а чем же она необычна?
Дети: посуда расписана узорами.
Воспитатель: вся посуда не простая, а словно - золотая!
С яркими узорами, ягодками и листочками!
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Воспитатель: как вы думаете, почему называют Хохлому золотой?
Дети: на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях - это фон, на других - листья, ягоды, цветы в узорах.
Воспитатель: какие цвета используют художники в хохломской росписи? Дети: красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный.
Вспомните и скажите, какие элементы росписи рисуют мастера на хохломских изделиях?
Дети: ягоды, листочки, цветочки, завитки, травинки (названные элементы показывают на пособии, расположенном на доске).
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали и показали все знакомые нам элементы!
Ребята, вы знаете, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой-нибудь сувенир. Идут гости в специальные магазины - художественные салоны и покупают там дымковские игрушки, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!
Воспитатель: давайте откроем свою художественную мастерскую и станем художниками - мастерами, чтобы расписать ложки хохломским узором. Но расписывать сегодня будем не красками, а цветной бумагой. А потом мы отправим наши работы в художественный салон. Вы согласны?
Дети: да.
Воспитатель: скажите мне, какие детали есть у ложки?
Дети: черпачок, ручка.
Воспитатель: где расположен основной узор?
Дети: на черпачке.
Воспитатель: ребята, сегодня мы украсим черпачок ягодками и трилистниками из цветной бумаги, а завитки, усики, осочки, кустики нарисуем фломастером, ручку у ложки тоже украсим, используя фломастеры.
Сейчас я вам покажу и напомню, как использовать шаблон- трафарет для ровных и красивых элементов. Вначале нужно согнуть прямоугольный лист бумаги зелёного цвета пополам, уголок к уголку, хорошо пригладить линию сгиба, потом ещё раз пополам, а затем взять шаблон- трафарет половины трилистника, приложить к линии сгиба и обвести его простым карандашом. Теперь вырезаем по контуру, раскрываем и у нас получится два готовых элемента. Из бумаги красного цвета так же, как и листья, вырезаем ягодки клубники.
Теперь берём полоску бумаги красного цвета, складываем несколько раз пополам, чтобы у нас получился квадрат, плавно срезаем уголки и у нас получатся ягодки брусники. Раскладываю все полученные детали на черпачке так, чтобы получился красивый узор. Если вам понравился узор, то можно приступать к наклеиванию. После того, как наклеите, чёрным, красным или зелёным фломастером рисуем усики, кустики, а также украшаем ручку. Я знаю, что вы у меня ребята аккуратные, старательные, трудолюбивые и у вас всё получится! Но я вижу, что вы засиделись, давайте поиграем и споём «На горе- то калина…» (р. н. песня в обр. Ю. Чичкова)
(Дети под музыкальное сопровождение водят хоровод).
(Садятся за столы.)
Воспитатель: молодцы, ребята! Отдохнули, а теперь пора приступать к росписи ложки. Но вначале давайте вспомним правила безопасного обращения с ножницами:
- не проводи пальцами по лезвиям ножниц, ими можно обрезаться;
- нельзя класть ножницы на край стола, они могут упасть и поранить;
- нельзя передавать ножницы остриём наружу;
- нельзя размахивать ножницами;
- нужно закрывать ножницы, если ты ими больше ничего не вырезаешь.
Ну, а теперь сделаем гимнастику для рук, чтобы они трудились, не ленились.
Пальчиковая игра «Ягоды»
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес пойдём мы погулять.
За черникой, за малиной,
За брусникой, за калиной,
Землянику мы найдём
И братишке отнесём!
Воспитатель: теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Давайте постараемся и удивим друг друга своими работами.
(Дети выполняют работу, воспитатель оказывает индивидуальную помощь)
Воспитатель: а теперь ребята, покажите свои работы и давайте полюбуемся ими. Посмотрите, какие чудесные получились ложки! Яркие, красочные, праздничные - как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома!
У каждого получился свой, неповторимый узор.
Воспитатель; ребята, вы хорошо поработали, а теперь можно и на ложках поиграть!
(дети берут деревянные ложки и под музыкальное сопровождение исполняют песню «Расписная ложка», автор Н. И. Сухова)
(Присаживаются на стулья)
Воспитатель: музыканты- ложкари, вы молодцы! Замечательно спели и сыграли! А теперь, давайте поиграем в игру «Есть ли это в хохломе?» Если то, что я назову, есть в хохломской росписи, то вы хлопаете, а если нет- топаете, готовы?
- На хохломских изделиях присутствует жёлтый цвет. Синий. Чёрный. Розовый. Голубой. Зелёный. Красный.
- На хохломских изделиях мастера пишут птиц. Коней. Цветы. Ягоды. Насекомых. Травинки. Облака. Капельки.
- Хохломские изделия делают из глины. Бумаги. Дерева.
Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо знакомы с хохломской росписью и сможете сразу отличить её от других изделий.
Заключительная часть (рефлексия) : Какие элементы было трудно вырезать? Что вам далось легко? Вы- настоящие мастера- умельцы! Отлично справились с заданием! За это хочу вас поблагодарить и подарить раскраску с изображением хохломской ложки.