Елена Черкасова
Конспект занятия по аппликации с элементами рисования в подготовительной группе «Городецкие узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Познакомить детей с городецкой росписью как видом народного декоративно-прикладного искусства. Вызвать интерес к изготовлению предметов быта, украшенных городецкими узорами. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику городецких узоров : назначение предметов, материал, мотивы, узор. Учить создавать аппликативные цветочные узоры по мотивам городецкой росписи, дополнять аппликацию рисованием тонких линий, точек, дуг белой краской. Воспитывать композиционные умения, эстетическое отношение к предметам быта как к произведениям искусства.
Публикация «Конспект занятия по аппликации с элементами рисования в подготовительной группе „Городецкие узоры“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Городецкая роспись, узоры
- Дом, дома на улице города. Аппликация
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Орнамент, узоры. Аппликации
- Подготовительная группа
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
Материалы и оборудование: карта России для детей; картинки с изображением предметов, украшенных городецкими узорами; картинки с элементами цветочных городецких узоров; картон желтого, оранжевого и золотистого цвета; картонные шаблоны посуды и других предметов утвари; заранее вырезанные детьми из цветной бумаги по шаблонам цветы; прямоугольники зеленой бумаги; ножницы; клей-карандаш; простые карандаши; белая гуашь; кисти; клеенки и тряпочки.
Ход занятия.
-На реке Волге есть старинный городок Городец. (Воспитатель показывает на карте этот городок). Много-много лет назад народные мастера, живущие там, стали делать из дерева игрушки, посуду, прялки. И очень красиво их расписывали. Яркие цветы, жар-птицы, чудо-кони украшали эти предметы. Теперь, в наши дни, чай пьют из другой посуды, дети играют в другие игрушки, а на прялках не прядут пряжу. Но красота городецких мастеров не исчезла. И сейчас она радует нас: невиданные птицы, сказочные цветы нарисованы на деревянных изделиях, покрытых лаком. Ребята, вам, наверное, не терпится взглянуть – какие они, городецкие узоры!
Городецкая роспись необычная,
Композиция здесь симметричная.
В букеты собраны цветы
Необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают,
Оживка белая их оживляет.
Воспитатель демонстрирует картинки с предметами, расписанными городецкими узорами, и рассказывает, что это: тарелка, солонка, ковш, конь-качалка, шкатулка и т. д.
-Дети, а какие узоры чаще всего встречаются на предметах? (цветы, конь, птица, люди)
-Да, в городецкой росписи встречаются три вида мотивов и композиций: цветочный мотив, цветочный мотив с изображением коней и птиц и сюжетный мотив, где мастера изображали жизнь людей: гулянья, чаепития, конные или пешие прогулки.
- А теперь давайте рассмотрим элементы цветочных узоров, которые используют в городецкой росписи. Это бутон, это купавка, ее еще называют розан, а вот эти цветы-розетки, они похожи на ромашки, здесь листики и кустики (воспитатель демонстрирует изображения). Обратите внимание, что у каждого городецкого цветка есть сердцевина – кружочек, который отличается по цвету от самого цветка.
Раз мы говорим о цветах, то давайте отдохнем и проведем на эту тему физкультминутку.
«Вместе по лесу идем».
Вместе по лесу идем, Ходьба на месте.
Не спешим, не отстаем. Потягивания – руки в стороны.
Вот выходим мы на луг Наклониться и коснуться левой ступни
Тысяча цветов вокруг! Правой рукой, потом наоборот – правой
Вот ромашка, василек, ступни левой рукой.
Медуница, кашка – клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. Повороты вправо-влево.
Чтоб сорвать в лесу цветочки, Наклоны вперед: сначала к правой ноге,
Наклоняйтесь до носочков. Потом к левой.
Раз – цветок, два – цветок,
А потом сплетем венок. Руки поднять над головой, а затем опустить
До уровня головы – «надеть венок на голову».
Ходьба на месте.
Снова мы идем по лесу. Потягивания – руки в стороны.
А вокруг – так интересно! Садятся на места.
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенек.
-Мы с вами тоже составим красивые узоры на цветочный мотив городецкой росписи. Подумайте, что бы вы хотели расписать – посуду, разделочную доску, подставку, выберите себе шаблон, обведите на картоне и вырежьте. (Дети выбирают шаблон, обводят и вырезают его).
-Посмотрите, у нас с вами уже есть заготовки для красивых цветов – розанов, ромашек, купавок. Попробуйте расположить их на своей посуде или доске так, чтобы получился красивый узор. Давайте вспомним, от чего зависит узор на изделии (дети отвечают, что узор всегда зависит от формы изделия. На прямоугольных досках нужно заполнить уголки и центр; на круглых-лучше создать центрический орнамент: самый крупный и красивый элемент расположить в центре, а по окружности пустить мелкие детали. (Дети располагают цветы красивыми узорами, пробуют разные варианты).
-Ребята, а вам не кажется, что чего-то не хватает в наших узорах. (Дети отвечают, что не хватает зеленых листочков). Вспомните, как можно получить несколько одинаковых листочков? (Дети вспоминают симметричную и ленточную технику аппликации.)
-Складываем заготовки зеленой бумаги дважды пополам. Рисуем простым карандашом листочек, вырезаем по нарисованному контуру и получаем четыре одинаковых листика. Сделайте по несколько листиков и расположите красиво вокруг своих цветов. Смотрите, как «ожили» ваши узоры. Можно приклеивать ваши цветочки и листочки. (Дети приклеивают элементы). Ну, а теперь мы дополним наши аппликации тонкими белыми линиями, дугами, точками. Посмотрите еще раз на картинки с изображением изделий с городецкой росписью, пофантазируйте и украсьте свои цветы. (Дети белой гуашью прорисовывают на цветах мелкие детали). Какие красивые, не похожие друг на друга изделия у вас получились!