Наталья Юрьевна Мукминова
Конспект занятия «Первоцветы — вестники весны» для детей средней группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с первоцветами Черноморского побережья Кавказа, воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.
Задачи:
- формировать у детей познавательный интерес к миру растений,
- познакомить с разнообразием растений-первоцветов,
- обогащать словарный запас воспитанников,
- развивать познавательный интерес, воображение, мышление, умение применять в работе полученные знания,
- воспитывать бережное отношение к природе,
- использовать ИКТ.
Публикация «Конспект занятия „Первоцветы — вестники весны“ для детей средней группы детского сада» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: ноутбук, проектор, изображения первоцветов Черноморского побережья, презентация «Первоцветы – вестники весны!», д/и «Собери цветок», наглядное пособие «Красная книга первоцветов Черноморского побережья».
На занятии присутствовало 10 детей в возрасте от 3-х до 5 лет. Дети в игровой форме познакомились с первоцветами Черноморского побережья Кавказа, такими как подснежник, цикламен, примула, морозник, мать-и-мачеха.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Я хотела бы пригласить вас сегодня на прогулку в лес. Но так как погода нам пока не позволяет выбраться на улицу. Предлагаю вам немного пофантазировать и представить, что мы с вами находимся в лесу. Давайте закроем глазки и послушаем звуки природы. Что мы с вами слышим?
Звучит аудиозапись «Звуки природы».
Дети отвечают, какие звуки они слышат (поют птицы, шелестят листочки, жужжат пчелы).
Воспитатель: Молодцы, ребята, а что же мы можем увидеть сейчас в лесу? Правильно, сейчас в лесу начали появляться первые цветочки. Они так и называются – первоцветы! Потому что зацветают самыми первыми. Ну что, хотите своими глазами увидеть первые цветы? Тогда отправляемся в полет.
Дети, жужжа как пчелки, делают круг по залу и останавливаются перед проектором с изображением подснежника.
Воспитатель: а вот и первый вестник весны! Может быть, кто-нибудь уже знает, как называется этот цветок? Правильно, подснежник.
Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник.
Как вы думаете, почему именно этот цветок назвали «подснежник»? (дети пытаются ответить на вопрос). Правильно, потому что он растет из под снега - «под-снеж-ник». Это маленькое растение может выдержать даже большой мороз. Предлагаю вам полететь дальше.
Дети, жужжа как пчелки, делают круг по залу и останавливаются перед проектором с изображением цикламена.
Воспитатель: Что же это за семейка такая? Это цикламены! В начале весны с приходом первых солнечных деньков, мы часто можем увидеть фиолетовые шапочки цикламенов в горах. Цикламен является исчезающим растением. Наступает ранняя весна, и повсюду начинают продавать большие букеты цикламенов. Корни и клубни выкапывают для лечения. Растение могло бы исчезнуть полностью, если бы не было взято под охрану. Теперь его переносят в ботанические сады крупных городов и заботятся о нем. Я предлагаю вам продолжить наше путешествие.
Дети, жужжа как пчелки, делают круг по залу и останавливаются перед проектором с изображением пролески.
Воспитатель: какие интересные голубенькие цветочки! Как будто, голубые колокольчики. Это одни из самых распространенных первоцветов – пролески. Не успеют первые солнечные лучики прогреть землю, появляются небесно-голубые цветочки. Ну что, полетим дальше?
Дети, жужжа как пчелки, делают круг по залу и останавливаются перед проектором с изображением мать-и-мачехи.
Воспитатель:
Золотым лучом согрет,
Вырос солнышка портрет!
Но у желтого цветочка
Временно листочков нет.
Что же это за цветок, похожий на солнышко? Это мать-и-мачеха. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха. Кто знает, это растение лекарственное? Что им лечат? (простуду, горло, кашель). Летим дальше!
Дети, жужжа как пчелки, делают круг по залу и останавливаются перед проектором с изображением морозник.
Воспитатель: Это удивительное растение называется морозник! Растение это очень красиво. У морозника есть народные названия: «рождественская роза» и «христовый цветок». Цветок очень любят садоводы. Он лечит от многих болезней. Поэтому корни морозника безжалостно выкапывают для изготовления лекарств. Расцветает морозник в конце зимы, снегопады и холод его не пугают. В Краснодарском крае его взяли под охрану и занесли в Красную Книгу. Летим дальше!
Дети, жужжа как пчелки, делают круг по залу и останавливаются перед проектором с изображением примулы.
Воспитатель: У этого цветочка много названий. Барашки, кашка. Но правильно его назвать примула! Словно белоснежные шапочки они появляются то там, здесь в лесу, источая тончайший медовый аромат.
оявляется слайд 8. Ребята, посмотрите на эту картинку. Что же это на тропинке в лесу рядом с нашими цветочками? Дети отвечают: «Мусор!». Как же так? Это очень плохо! Нашим цветочкам необходимо расти в чистом лесу. Но, к сожалению, не все люди это понимают. Мы все любим гулять в лесу, и, конечно, иногда нам хочется перекусить на свежем воздухе. Остаются различные пакеты, коробки, бутылки. Что с ними надо сделать? Правильно, надо собрать в пакет и отнести до ближайшего мусорного бака! Возвращаемся в детский сад!
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами по лесу летали, нам пришла посылка. Что же это?
Воспитатель открывает пакет и достает импровизированную «Красную книгу».
Воспитатель: Что же это такое? Ребята, это Красная книга. Её ещё иногда называют тревожной книгой. В эту книгу заносят очень редкие растения, которые находятся под охраной. Эти растения могут исчезнуть, если их бесконтрольно срывать. В этой книге написано: «Не истреби, не сорви, не затопчи!». Эти слова можно обозначить следующими знаками. Давайте, найдем у нас на столе эти знаки. (Дети находят знаки). Но ребята, посмотрите, в кармашках нет фотографий наших первоцветов. Давайте все вместе выберем изображения цветочков. И положим в кармашки.
Дети с помощью воспитателя, находят в зале изображения первоцветов и заполняют Красную книгу.
Воспитатель: Молодцы ребята! Конечно, нам всем очень хочется набрать букетик цветов. Но первоцветы недолговечны. Уже через несколько минут они начинают вянуть. А на полянке они долго будут радовать нас своими цветочками. Но как же нам сохранить в памяти первоцветы? Их можно сфотографировать, нарисовать, вылепить из пластилина, выращивать их дома, в саду и т. д.
А я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Собери цветочек».
Делим детей на две команды. Дети собирают из разрезанных лепестков цветы.
Ну что, ребята, понравилась вам наша прогулка? А сейчас я предлагаю вам пройти в группу и разукрасить первоцветы для ваших мамочек!