Бородин Илья
Конспект занятия в подготовительной группе «П. И. Чайковский»
Конспект ООД в подготовительной группе по творчеству П. И. Чайковского
Конспект подготовил музыкальный руководитель Детского сада №8 г. Свободного. Бородин Илья Александрович
Цель: Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.
Задачи:
-развивать музыкальные и творческие способности детей, вызывать эмоциональную отзывчивость;
-учить высказываться об эмоционально-образном содержании музыки;
-различать 3-х частную форму произведения;
-передавать характер музыки в движениях;
-Воспитывать коммуникативные, нравственные качества.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „П, И, Чайковский“» размещена в разделах
Актуальность: К сожалению, в нашем современном обществе, дети недостаточно подготовлены к прослушиванию классической музыки. Ребёнок слушает то, что предпочитают слушать его родственники. Классика, за очень редким исключением, дома звучит очень редко и не связана с жизнью семьи, её традициями, интересами родителей. Звучащая эстрадная музыка не формирует эстетический вкус ребёнка, её ритмы будоражат, перегружают нервную систему. Классическая музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует их нравственному и интеллектуальному развитию. Пусть музыка Чайковского станет началом осмысленного восприятия музыкальных произведений и в дальнейшем вызовет у детей желание слушать более глубокую и серьёзную классическую музыку.
Приветствие:
Утром рано я встаю, солнышко, солнышко.
Выпиваю чаю я до донышка до, донышка.
Ем на завтрак бутерброд с маслицем, с маслицем.
Ну-ка вместе, ну-ка дружно здравствуйте!
Здравствуйте!
Муз. рук. : - Дорогие ребята! Сегодня у нас необычная встреча – я хочу вас пригласить в музыкальную галерею. Вы знаете, что это такое? Есть картинная галерея – это место, где выставляют картины на выставку, а мы пойдём в музыкальную галерею, где будем не только рассматривать картины, но и слушать музыку, которую написал великий русский композитор. Скажите, дети, а вы помните кто такой композитор? Ответы детей.
Композитор — это тот кто пишет музыку.
Посмотрите на этот портрет. (Обращает внимание детей на портрет композитора.)
- Ребята, как зовут композитора, портрет которого мы видим? (Пётр Ильич Чайковский, если дети затрудняются ответить музыкальный руководитель отвечает сам.) Имя этого композитора Пётр Ильич Чайковский. Его музыку мы слышим с самого детства. Музыка Чайковского известна во всем мире.
Петр Ильич Чайковский родился небольшом городке на Урале. Петя рос в большой и дружной семье. Маленького Петю все очень любили. Он был добрый, отзывчивый. С ним всегда было интересно, он был выдумщиком на забавные истории и веселые игры. Петя очень любил музыку, которая заставляла его то радоваться, то плакать. Пётр Ильич очень любил детей. Он понимал их, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам.
У П. И. Чайковского был любимый племянник Володя Давыдов. Ему он и посвятил свой "Детский альбом". В этом сборнике 24 музыкальные пьесы.
В них есть добрые и злые герои, есть веселые и грустные настроения. Какие музыкальные пьесы из «Детского альбома» вы знаете? («Новая кукла», «Болезнь куклы», «Баба Яга», «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая грёза», «Французская песенка» и д. р.)
Ну что, пойдём в нашу музыкальную галерею? Тогда в путь. Дети маршируют под музыку «Марш деревянных солдатиков".
Ребята, под какую музыку мы с вами шли?
Правильно, это «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома»
Муз. руководитель обращает внимание на картину с изображением «Марш деревянных солдатиков».
М. р. Скажите пожалуйста, о чём и как рассказывает музыка и всегда ли марш звучит одинаково? Расскажите, пожалуйста, что вы услышали? (ответы детей) Маленькие солдатики, ровными рядами шагают своими деревянными ножками, поэтому марш звучит легко, отрывисто, тихо, прозрачно, высоким звуком. Но в то же время марш звучит отчётливо, ритмично, потому что солдатики смелые, решительные и отважные, шагают в ногу, чеканят шаг. Всегда ли музыка марша звучит одинаково? (ответы детей) Да, в середине марша музыка меняется. Солдатики будто перестраиваются, выполняя команды своего командира. (исполняется фрагмент) А потом опять звучит музыка, с которой марш начинался. (исполняется фрагмент) В конце марш звучит тише и тише - солдатики удаляются, уходят. (исполняется фрагмент). Хорошо справились с заданием. Молодцы. В как звучал марш? (Бодро, энергично, смело.)
У Петра Ильича Чайковского есть еще один альбом, который называется «Времена года». Может быть, вы вспомните, почему так называется альбом? (Он посвятил музыку временам года.)
М. Р. Правильно, Пётр Ильич очень любил природу и изобразил в своей музыке не только зиму, весну, лето и осень, но и каждый месяц в отдельности и объединил эти музыкальные пьесы одним названием «Времена года». В альбоме 12 пьес – столько, сколько месяцев в году.
Подходят к картине «Осенний сад», садятся на стульчики.
Звучит музыка «Октябрь. Осенняя песнь.»
М. р. Как прозвучала пьеса? Какой у неё характер?
Дети: Она, очень нежная. Звучит то высоко, то низко. То медленно, то быстрее.
М. р. Да, темп музыки меняется, и звучит она в разных регистрах: то солнышко пригреет, то ветерок подует, а нежный подснежник стоит, покачивая головкой и радуя нас.
М. Р. А как звучит средняя часть песни?
Дети: Ласково, немного грустно.
М. р. Да в средней части слышится и нежность, и грусть, и некоторое беспокойство.
М. р. Ребята, от пьесы «Осенняя песнь» ощущается на себе легкий осенний ветерок.
М. р. Молодцы! А сейчас разогреем наши голоса. На прошлом занятии мы говорили о том, как нужно беречь голос. Что, для этого нужно?
Дети. Громко не кричать, холодную воду не пить, сосульки не сосать,
М. р. Правильно! А чтобы красиво петь, нужно голос разогреть
Фонематическое упражнение «Весенние голоса»
М. р. Пригрело весеннее солнце. (Все поднимают руки вверх. Поют свой звук закрытым ртом.)
С пригорка побежал весёлый ручеёк (Болтают языком изображая бульканье.)
Наполнил до краёв большую, глубокую лужу. (На глиссандо опускаются голосом в нижний регистр.)
Перелился через край, Делают голосом «волну»- вверх-внuз.
И дальше побежал. (Болтают языком u булькаюm)
Выбрались из-под коры жучки. (Ж-ж-ж-ж- в низком регистре)
И букашки. (З-з-з-з- -в высоком регистре)
Расправили крылышки. (Kpш u-Kpш - с повышающей uнmонацuей)
И полетели кто куда. (Тр-mр-mр-шёпоmом на разной высоте.)
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (Шур, Шур, Шур)
Молодцы. Пойдёмте, посмотрим следующую картину.
Подходят к картине «Танец маленьких лебедей»
Пётр Ильич Чайковский написал много прекрасной музыки для детей и для взрослых. И сейчас я хочу вам предложить вновь послушать музыку Петра Ильича Чайковского. Обратите внимание на звучание инструментов. (звучит «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» (видеоролик) А что такое балет? (Это музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют.)
Как звучит танец? (высказывания детей) (Изящно, грациозно, легко, отрывисто). Правильно, музыка танца маленьких лебедей очень проста и вместе с тем привлекательна. В каком исполнении звучала эта музыка? (высказывания детей) (Эту музыку исполняет целый оркестр, где много музыкальных инструментов, и у каждого своя роль.). Да, верно, это звучал оркестр, Чайковский великолепно использовал здесь звучания деревянных духовых инструментов. Отрывистые, лёгкие звуки двух гобоев и аккомпанирующих им фаготов воспроизводят «топчущиеся» изящные слаженные движения танцующих маленьких лебедей.
Ребята, скажите пожалуйста, в чём танцуют балет? (ответы детей)
Следующая картина «Баба Яга». Кто изображён на картине? Правильно Баба Яга из цикла пьес «Детского альбома», давайте присядем на стульчики, посмотрите, она оживает (Мультфильм)
М. р. Как рассказывает музыка о Бабе Яге?
Дети: Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Она ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя её помелом. В конце исчезает, проваливаясь сквозь землю, пропадает.
М. р. :Да, музыка злая, колкая, колючая, острая, таинственная, недобрая. В начале пьесы музыка зловещая. В ней слышны остановки, пугающие аккорды с жесткими внезапными акцентами, будто Баба Яга ковыляет, прихрамывая, затевает что-то недоброе. Потом появляется непрерывное, суетливое движение. В средней части равномерные повторяющиеся звуки изображают безостановочное движение, будто Баба Яга помчалась, понеслась в своей ступе. Отрывистые аккорды звучат ритмично, коротко, четко, остро, как удары помела, которым Баба Яга погоняет ступу. Третья часть повторяет первую, но теперь мелодия звучит высоко, будто Яга в полете поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится. Но вот мелодия начинает звучать все ниже и ниже, как будто Яга спускается вниз, на землю. Закружилась, колдует, вертится и вдруг пропала…
У нас с вами есть весёлая игра «Баба Яга», поиграем?
Песня-игра «Баба Яга»
Наша встреча в музыкальной галерее подошла к концу. Скажите пожалуйста, какие произведения П, И, Чайковского мы с вами сегодня слушали? (Ответы детей) Правильно. Расскажите, что интересного и нового вы сегодня узнали? Пусть музыка Чайковского живёт всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому что музыка вечна. До свидания, ребята. (Дети прощаются.) До новых встреч!