Татьяна Шмидт
Конспект занятия ОНЗ в старшей группе «Как лоскут превратился в куколку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия ОНЗ в старшей логопедической группе на тему: «Как лоскут превратился в куколку»
Воспитатели: Шмидт Т. Н., Кирюхина И. Н.
Учитель логопед: Лемешко О. Ю.
I. Введение в ситуацию
Воспитатель собирает всех детей около себя на ковре и спрашивает:
- Ребята, вы любите играть? - А что нам помогает сделать игру интересной? (игрушки). - Какие у вас любимые игрушки?
Раздаётся стук в дверь. В группу заходит Василиса и говорит:
Публикация «Конспект занятия ОНЗ в старшей группе „Как лоскут превратился в куколку“» размещена в разделах
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Василиса. Про меня написано много русских народных сказок. Вы знаете их название? (Ответы детей).
-Я узнала, что у вас в группе есть выставка кукол. Мне очень захотелось на неё взглянуть.
II. Актуализация знаний
Воспитатель: - Ребята, давайте покажем нашей гостье выставку кукол. - Кто из вас может рассказать, какие куклы здесь представлены? (Ответы детей).
Проводится дидактическая игра: «Из чего, какая?»
- Все эти куклы сделаны из ткани, значит они какие? (тряпичные)
А если кукла сделана из глины? (глиняная)
Из соломы? (соломенная)
Из дерева? (деревянная)
Из ваты? (ватная)
Из дерева? (деревянная)
Из пластмассы? (пластмассовая) и т. д.
Воспитатель: - Молодцы, ребята.
- Ребята, как вы думаете, почему у куклы нет лица? (Предполагаемые ответы детей).
Рассказ воспитателя: В старину люди верили в нечистую силу: леших, Бабу Ягу, Кощея, домовых. Они боялись их и хотели уберечь себя от злых сил. Для этого они делали куклы-обереги и вешали их над кроваткой ребенка, ставили их в различных местах комнаты. Куклы оберегали человека от болезней, беды; приносили в дом счастье, здоровье, силу, удачу.
(Воспитатель сопровождает свой рассказ показом кукол-оберегов)
Обереги изготавливали и дарили самым близким и любимым людям. Когда их делали, соблюдали следующие правила: оберег делался для близкого человека и по доброй воле, нельзя заставлять делать оберег. В процессе создания оберега нужно думать о том человеке, для которого вы его делаете. Если вы будете постоянно думать об этом человеке, то оберег действительно защитит этого человека от беды.
Василиса: - Ой, а я знаю эту куколку, её зовут Столбушка, посмотрите какая она интересная (показывает тряпичную куклу). Столбушка или, как еще её называют, Берегиня – одна из самых древних кукол. Её задача охранять жилище от вторжения тёмных сил, порчи и сглаза, а хозяев — от горестей, уныния и печали, от бедности и разных недугов. Ее изготавливали в качестве оберега для новорожденных детей, дарили невестам и беременным женщинам.
Физкультминутка «Кукла», на ускорение.
Кукла в гости собиралась, Маршируют
Кукла в платье наряжалась. Движение рук от груди вниз в стороны
Туфли новые надела, Имитируют надевание туфелек
Долго в зеркальце глядела. Открытые ладошки перед лицом
Причесалась не спеша, Имитируют причесывание
До чего же хороша! Хлопают в ладоши
Бусы новые надела, Имитируют надевание бус
Застегнула неумело Грозят пальчиком
Разбежались бусы вскачь, Руки от груди в стороны, одновременно перебирают пальчиками рук
Тише, куколка, не плачь. (Жест "тихо".)
Василиса: - Ребята, а у вас есть такие куклы Столбушки – Берегини? - Нет? А хотели бы иметь такую куколку? - Но, чтобы сделать такую куколку нужно потрудиться!
- Ребята, вы умеете трудиться? (Ответы детей).
- О труде народ сложил много пословиц и поговорок. Вы знаете какие-нибудь?
(Дети проговаривают выученные ранее пословицы и поговорки)
«Без труда не выловишь рыбку из пруда»,
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,
«Кто не работает, тот не ест»,
«За всякое дело берись смело»
«Дело мастера боится»
Василиса: - Какие вы молодцы!
- Ребята, а вы хотите сделать сами оберег? - А сможете?
- Тогда давайте все вместе отправимся в мастерскую добрых дел и сделаем куклу оберег. (Дети садятся за столы).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно, что лежит на ваших столах? (разноцветная ткань, нитки, ножницы).
Проговорить о технике безопасности при работе с ножницами.
III. Затруднение в ситуации
Воспитатель: - Ну, что ребята, у нас все готово, приступайте к изготовлению куколы.
Дети начинают делать куклу. Так как они не знают технологию изготовления Столбушки, у них ничего не получается. (Возможно, они спросят Василису, но она тоже не знает).
Воспитатель: - Ребята, у вас получилось сделать куколку Столбушку? - Почему нет?
Дети: - Потому что мы не знаем, как делать.
За помощью дети обращаются к воспитателям.
IV. Открытие нового знания
Воспитатель рассказывает и показывает технику изготовления куклы.
Для изготовления куклы – Столбушки нам необходимы:
- плотная ткань 20х40 см
- ткань 20х20 светлых тонов
- вата или ватный диск
- прямоугольный цветной лоскуток на юбочку
- прямоугольный лоскуток на передник
- треугольный лоскуток на платочек
- нитки.
Воспитатель: - Я вам сейчас раздам схемы, на которых показано, как делать куклу и в какой последовательности.
Воспитатель раздает схему, объясняет и показывает, как делать куколку Столбушку.
Воспитатель: - Ребята, всем понятно? - Но прежде чем мы приступим к выполнению работы, я предлагаю разогреть наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Кукла «На здоровье»».
Куклу сделать мы решили, Движения: ладошки-кулачки
На здоровье «зарядили». Движения: ладонь-ребро по очереди
Туго ниткой закрутили. Вращательные движения кулачками
Про головку не забыли. Разжимают кулачки по очереди
Ручки накрест завязали Раскрытыми ладонями движение на крест
И косынку повязали Имитируют, как завязали.
Куколка готова! Разжать кулачки одновременно.
Будьте все здоровы! Руки вытянуть вперед, растопырив пальцы.
V. Введение нового знания в систему знаний.
Порядок работы:
1. Для изготовления туловища столбушки берем плотную ткань размером 20х40 см (можно чуть больше или меньше, в зависимости от того, какая кукла нужна). Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку. Там где край ткани подогнут, - основание туловища (оно получится толще, благодаря чему кукла сможет стоять). Примерно на уровне шеи и пояса перевязываем скрутку нитью или веревочкой.
2. Теперь делаем голову и руки. Берем примерно такой же по размеру квадратик ткани светлого оттенка, чтобы кукла была белолицей. Накрываем скрутку тканью и формируем голову. Внутрь, под ткань, можно положить вату или ватный диск, чтобы голова получилась круглой. Перевязываем ниткой на уровне шеи. Нужно расправить ткань, убрать лишние складочки назад, определить перед куклы, округлив её головку.
3. Делаем ручки столбушки. Свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань заворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. Перетягиваем ткань ниткой, выделяя ладошки.
4. Оставшиеся свободными углы ткани (спереди и на спинке) подвязываем на поясе куклы, заодно расправляя руки. Можно сделать так, что они будут раскинуты или слегка опущены книзу.
5. Привязываем юбку и передник так: лоскуты ткани лицевой стороной к кукле накладывается так, чтобы ткань была вверху куклы, привязываем её к поясу (выворотный способ, опускаем вниз и расправляем. Поверх можно надеть поясок.
6. Любым способом повязываем платок.
Столбушка готова.
Воспитатель: - Вы все хорошо потрудились, молодцы! Давайте покажем друг другу своих куколок. - Посмотрите, какие они все разные получились, нет ни одной одинаковой. - Это потому, что каждый из вас сделал её сам, своими руками и второй такой быть не может.
- Давайте поставим наших куколок в хоровод.
- Ребята, хватит сидеть! - Давайте и мы с вами заведем хоровод.
Музыкальная пауза.
VI. Рефлексия.
Воспитатель и Василиса собирают детей на ковре и проводят самоанализ.
- Ребята, что вы сегодня сделали своими руками? (куклу Столбушку, оберег)
– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?
– Почему у вас все получилось? (мы узнали способ изготовления Столбушки, дети делятся впечатлениями.)
Василиса благодарит за экскурсию в музей тряпичных кукол. Она очень рада, что научилась вместе с ребятами делать куклу Столбушку.