Папки-передвижки

Конспект занятия «Одежда наших предков» в старшей группе

Светлана Беленовская
Конспект занятия «Одежда наших предков» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

МДОАУ «Детский сад №201» города Оренбурга

Конспект занятия «Одежда наших предков» в старшей группе

Цель:

Закрепление полученных знаний, продолжать формировать представления о русских народных традициях и истории русского народного костюма.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать знакомить детей с русскими народными костюмами, особенностям их изготовления и применения.

Публикация «Конспект занятия „Одежда наших предков“ в старшей группе» размещена в разделах

- Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме.

- Продолжать учить создавать орнаментальную композицию из символов.

- Упражнять в технике работы кистью.

Развивающие:

- Развивать любознательность, внимание, память, логическое мышление, расширять кругозор, формировать эстетический вкус, творческое воображение.

- Развивать связанную речь.

- Расширить словарь: народный костюм, льняная ткань, рубаха – косоворотка, пояс, оберег, вышивка «крестом», мулине.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к русскому народному костюму, женскому и мужскому, с русским традициям, любознательность.

Материалы и оборудование: куклы в русских народных костюмах; силуэты сарафанов с различными изображениями вышивок – оберегов, выполненные воспитателем; картинки из сказок с изображением людей и животных в русских народных костюмах; мольберты; картинки с изображением обуви (летней, зимней, лаптей); плетеные лапти; набор мулине, запись р. н. п. "Ленок".

Раздаточный материал: силуэты сарафанов, подставки под кисти, кисти, краски, стаканчики с водой, салфетки.

Методические приемы: беседа-диалог, рассказывание, игровая ситуация, рассматривание, русская народная игра, дидактическая игра, пение русской народной песни и частушек, физминутка, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.

Ход занятия:

- Все девочки и мальчики,

Проходите поскорей,

Будем петь да играть,

Старину вспоминать!

Воспитатель:

- Сегодня мы поговорим о русском народном костюме – женском и мужском. Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Кто из вас знает, из какой ткани в старину шили одежду? (Льняной ткани)

- Правильно, из льняной ткани. А ткань делали из льняных нитей. Подумайте, чем льняная ткань хороша? Ответы детей.

- Хороша ткань тем, что она экологически чистая: нити, из которых ее ткут, спрядены из растения, изо льна; в одежде из этой ткани, зимой не холодно, а летом – не жарко, тело в ней «дышит». А чем плоха эта ткань? Ответы детей.

- Плохо, ребята, то, что эта ткань быстро мнется и с трудом разглаживается. Вспомните, какой цвет имеет натуральная неокрашенная льняная ткань? (Белый) В наше время льняная одежда снова стала пользоваться популярностью. А чтоб она не так мялась, ученые придумали добавлять к льняным нитям тоненькие искусственные нити.

- В старину люди про лен слагали песни. Давайте послушаем эту песню и попробуем выполнить движения по тексту.

Дети слушают песню «Ленок», исполняя движения из слов песни.

Воспитатель:

- Как вы думаете, ребята, в старину чаще всего в какие цвета окрашивали ткань изо льна? (Красный, желтый, голубой, коричневый)

- А что означают эти цвета, кто знает?

Красный – тепло, праздник, радость; желтый – Солнце, богатство; голубой – символ Неба, молодость; коричневый – Землю – кормилицу.

Под русскую народную мелодию входит воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель:

- Ребята, к нам гостья пришла. Посмотрите, какая раскрасавица. Как в старину называли молодую девушку?

Лебедушка, березонька, пава, ягодка

- Вспомните, какие имена девушкам давали в русских народных сказках?

Василиса - Прекрасная, Марья-краса, длинная коса, Варвара – краса, Марья – искусница, Василиса – Премудрая

- А нашу гостью зовут – Марьюшка свет Васильевна. Раньше на Руси, была одна традиция, в дни праздников устраивали ярмарки, и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду. Вот и наша красавица собралась пойти на одну ярмарку. Ребята, посмотрите, а что за одежда одета на Марьюшке?

Рубаха, сарафан, а на голове кокошник. Рубаха белая, сшита под горлышко с длинными рукавами. Очень длинный сарафан голубого цвета. На голове - красочный кокошник.

- Когда девушка в таком наряде шла на ярмарку, то все восхищались ее красотой и говорили: «А идет-то, а идет, как лебедушка плывет, говорит, словно реченька журчит» или «Как красива, величава, выступает будто пава», «Глаза васильковые, волосы словно лен, рученьки белые, а сама как лебедушка».

А на ярмарке уже гуляние во всю, в игры играют и нас зазывают.

Подвижная игра «Жмурки».

- А вот и русский молодец к нам пожаловал (показывает куклу в народном одеянии). Богатырь плечистый, в нем и сила, ум и храбрость. Во что одет Иван? (Белая длинная рубаха, подпоясанная поясом, коричневые штаны, на ногах лапти Старинные рубахи длинные и рукава у таких рубах тоже длинные, их закатывали. Не закатав такие рукава, работать, было невозможно. Именно и с тех давних времен берет свое начало выражение «работать спустя рукава». Что означает это выражение, как вы думаете? (Работать плохо, кое-как)

- Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одета наши мальчики? (Другая ткань, по другому сшита, ворот сбоку и без воротника, мало пуговиц) А как называется рубаха с косым воротом? («Косоворотка»)

Воспитатель:

- А ну-ка, ребятки, отгадайте загадку.

Два котика, четыре хвостика. (Лапти)

- В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти.

Дидактическая игра «Зима – лето»

Воспитатель:

- Ребята, куда же нам поместить лапти, к зимней или летней обуви? Давайте мы это выясним вместе.

- Лапти очень легкая, мягкая обувь, ноги в ней «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух. Секреты плетения лаптей передавались из поколения в поколение, от деда к внуку. Лапти плели из коры липы, липовые лапти. В таких лаптях ходили каждый день. А лапти из коры березы, берестяные, считались праздничными. Лапти можно сплести любого размера. А чтобы они не сваливались с ног, к ним приделывались завязки. Летом лапти носили на намотанную портянку, а зимой еще и на теплые шерстяные носки. Ребята, ну и куда же мы поместим лапти? (И в зимнюю и летнюю обувь)

- Одно плохо, ребята, – лапти быстро снашивались: летом за три дня, зимой за десять дней. Как вы думаете, почему лапти летом снашивались быстрее? (Летом больше ходили и много работали). Зато материал для лаптей был доступен всем. Если сходишь в лесок, то будешь в новой обуви ходить.

- А вы знали, что в народном календаре есть день, когда начинали плести лапти – это 22 февраля («На Никифора лапти плетут»). А пока лапти плели, песни, да частушки напевали.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите внимательно на одежду и скажите, чем же русский костюм украшен? (Вышивкой) А как называется это вышивка? (Вышивка «крестом») По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила. Чем служила вышивка? (Оберегом, защитой от злых сил) А на какой вещи и в каком месте делалась вышивка? (Рубаха – ворот и рукава, сарафан – середина и подол) Что оберегает вышивка на рукавах? (Оберегает руки, сохраняет их силу и ловкость) А узоры на горловине и подоле, что оберегали? (Оберегали легкое и сердце, не давали злой силе подобраться сверху и снизу)

- Все узоры обереги вышивались разноцветными нитями. Современные мастерицы для вышивания используют нити, которые называются «мулине». Потрогайте, какие они мягкие и шелковистые, а какие они яркие и разноцветные. Ребята, я предлагаю каждому из вас, выбрать себе сарафан понравившегося цвета и «вышить» кистью на сарафане оберег, который он хочет (образцы предоставлены на мольберте и заранее рассматривались). А готовые сарафаны мы отдадим Марьюшке, чтоб она подарила своим подружкам.

- Кончил дело, гуляй смело!

На Руси умеют не только трудиться, но и веселиться. Давайте и мы поиграем с вами.

Русская народная игра «Плетень»

Воспитатель:

- Пока мы с вами играли, ваши работы подсохли, и из них получилась выставка. Сарафаны на любой вкус. Есть сарафаны, в которых только в баню ходить. Есть, в которых, курей пугать. И есть сарафаны, в которых, на ярмарку да на гулянье ходить! Давайте подарим сарафаны гостье, попрощаемся с ней.

- Молодцы, ребята, мы сегодня очень славно потрудились, все старались, были умными, добрыми, весело плясали и пели, в игры играли, красиво вышивали. И много нового узнали. А что же вы нового узнали?

Публикации по теме:

Экскурсия в Борский краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Старинный уклад жизни наших предков» (фотоотчет)Экскурсия в Борский краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Старинный уклад жизни наших предков» (фотоотчет) «Экскурсия в Борский краеведческий музей «Знакомство с экспозицией: Старинный уклад жизни наших предков». Фотоотчет. Цель: Посетить музей,.

Конспект ООД в мини-музее «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое наших предков»Конспект ООД в мини-музее «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое наших предков» Конспект ООД в мини - музеи "Русская изба" для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое наших предков» Цель: расширять.

Конспект занятия по предметному миру «Одежда. Наш гардероб» для старшей группыКонспект занятия по предметному миру «Одежда. Наш гардероб» для старшей группы Задачи: формировать у детей представления о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные наших лесов» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Дикие животные наших лесов.» Цель: Углублять знания детей о диких животных.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме «Одежда» Конспект итогового занятия за 1 квартал по развитию речи в старшей логопедической группе №2 по теме «Одежда». Задачи: образовательные:.

Конспект занятия в младшей группе «Зимняя одежда»Конспект занятия в младшей группе «Зимняя одежда» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 88» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА» Воспитатель: Ширшова Лилия Федоровна.

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Зима. Зимняя одежда»Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Зима. Зимняя одежда» Здравствуйте, ребята! К нам в садик пришло письмо, а от кого, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Запорошила дорожки, разукрасила окошки,.

Фотоотчет «Экскурсия в музей «Игрушки». Куклы-обереги у наших предков»Фотоотчет «Экскурсия в музей «Игрушки». Куклы-обереги у наших предков» Тема экскурсии : Куклы –обереги у наших предков. Цель: Ознакомление детей с традициями и культурой русского народа. Задачи: • Познакомить.

Тематическая неделя «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект по развитию речи в старшей группе «Одежда»Тематическая неделя «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект по развитию речи в старшей группе «Одежда» Цель:Знакомить детей с назначением одежды. Развивать умение классифицировать виды одежды. Знакомить с профессиями портного и вязальщицы. Упражнять.

Дидактическая настольная игра «Традиционные этнокультурные промыслы наших предков Саха» для детей 4–7 летДидактическая настольная игра «Традиционные этнокультурные промыслы наших предков Саха» для детей 4–7 лет "Мунха» Настольная игра Предназначен для детей 4-7 лет. Материалы, использованные в игре: фанера, ветки из дерева, грива конского хвоста,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Одежда наших предков» в старшей группе
Опубликовано: 22 января 2024 в 13:47
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Одежда наших предков» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Беленовская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД