Светлана Беленовская
Конспект занятия «Одежда наших предков» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОАУ «Детский сад №201» города Оренбурга
Конспект занятия «Одежда наших предков» в старшей группе
Цель:
Закрепление полученных знаний, продолжать формировать представления о русских народных традициях и истории русского народного костюма.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с русскими народными костюмами, особенностям их изготовления и применения.
Публикация «Конспект занятия „Одежда наших предков“ в старшей группе» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме.
- Продолжать учить создавать орнаментальную композицию из символов.
- Упражнять в технике работы кистью.
Развивающие:
- Развивать любознательность, внимание, память, логическое мышление, расширять кругозор, формировать эстетический вкус, творческое воображение.
- Развивать связанную речь.
- Расширить словарь: народный костюм, льняная ткань, рубаха – косоворотка, пояс, оберег, вышивка «крестом», мулине.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русскому народному костюму, женскому и мужскому, с русским традициям, любознательность.
Материалы и оборудование: куклы в русских народных костюмах; силуэты сарафанов с различными изображениями вышивок – оберегов, выполненные воспитателем; картинки из сказок с изображением людей и животных в русских народных костюмах; мольберты; картинки с изображением обуви (летней, зимней, лаптей); плетеные лапти; набор мулине, запись р. н. п. "Ленок".
Раздаточный материал: силуэты сарафанов, подставки под кисти, кисти, краски, стаканчики с водой, салфетки.
Методические приемы: беседа-диалог, рассказывание, игровая ситуация, рассматривание, русская народная игра, дидактическая игра, пение русской народной песни и частушек, физминутка, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.
Ход занятия:
- Все девочки и мальчики,
Проходите поскорей,
Будем петь да играть,
Старину вспоминать!
Воспитатель:
- Сегодня мы поговорим о русском народном костюме – женском и мужском. Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Кто из вас знает, из какой ткани в старину шили одежду? (Льняной ткани)
- Правильно, из льняной ткани. А ткань делали из льняных нитей. Подумайте, чем льняная ткань хороша? Ответы детей.
- Хороша ткань тем, что она экологически чистая: нити, из которых ее ткут, спрядены из растения, изо льна; в одежде из этой ткани, зимой не холодно, а летом – не жарко, тело в ней «дышит». А чем плоха эта ткань? Ответы детей.
- Плохо, ребята, то, что эта ткань быстро мнется и с трудом разглаживается. Вспомните, какой цвет имеет натуральная неокрашенная льняная ткань? (Белый) В наше время льняная одежда снова стала пользоваться популярностью. А чтоб она не так мялась, ученые придумали добавлять к льняным нитям тоненькие искусственные нити.
- В старину люди про лен слагали песни. Давайте послушаем эту песню и попробуем выполнить движения по тексту.
Дети слушают песню «Ленок», исполняя движения из слов песни.
Воспитатель:
- Как вы думаете, ребята, в старину чаще всего в какие цвета окрашивали ткань изо льна? (Красный, желтый, голубой, коричневый)
- А что означают эти цвета, кто знает?
Красный – тепло, праздник, радость; желтый – Солнце, богатство; голубой – символ Неба, молодость; коричневый – Землю – кормилицу.
Под русскую народную мелодию входит воспитатель в русском народном костюме.
Воспитатель:
- Ребята, к нам гостья пришла. Посмотрите, какая раскрасавица. Как в старину называли молодую девушку?
Лебедушка, березонька, пава, ягодка
- Вспомните, какие имена девушкам давали в русских народных сказках?
Василиса - Прекрасная, Марья-краса, длинная коса, Варвара – краса, Марья – искусница, Василиса – Премудрая
- А нашу гостью зовут – Марьюшка свет Васильевна. Раньше на Руси, была одна традиция, в дни праздников устраивали ярмарки, и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду. Вот и наша красавица собралась пойти на одну ярмарку. Ребята, посмотрите, а что за одежда одета на Марьюшке?
Рубаха, сарафан, а на голове кокошник. Рубаха белая, сшита под горлышко с длинными рукавами. Очень длинный сарафан голубого цвета. На голове - красочный кокошник.
- Когда девушка в таком наряде шла на ярмарку, то все восхищались ее красотой и говорили: «А идет-то, а идет, как лебедушка плывет, говорит, словно реченька журчит» или «Как красива, величава, выступает будто пава», «Глаза васильковые, волосы словно лен, рученьки белые, а сама как лебедушка».
А на ярмарке уже гуляние во всю, в игры играют и нас зазывают.
Подвижная игра «Жмурки».
- А вот и русский молодец к нам пожаловал (показывает куклу в народном одеянии). Богатырь плечистый, в нем и сила, ум и храбрость. Во что одет Иван? (Белая длинная рубаха, подпоясанная поясом, коричневые штаны, на ногах лапти Старинные рубахи длинные и рукава у таких рубах тоже длинные, их закатывали. Не закатав такие рукава, работать, было невозможно. Именно и с тех давних времен берет свое начало выражение «работать спустя рукава». Что означает это выражение, как вы думаете? (Работать плохо, кое-как)
- Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одета наши мальчики? (Другая ткань, по другому сшита, ворот сбоку и без воротника, мало пуговиц) А как называется рубаха с косым воротом? («Косоворотка»)
Воспитатель:
- А ну-ка, ребятки, отгадайте загадку.
Два котика, четыре хвостика. (Лапти)
- В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти.
Дидактическая игра «Зима – лето»
Воспитатель:
- Ребята, куда же нам поместить лапти, к зимней или летней обуви? Давайте мы это выясним вместе.
- Лапти очень легкая, мягкая обувь, ноги в ней «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух. Секреты плетения лаптей передавались из поколения в поколение, от деда к внуку. Лапти плели из коры липы, липовые лапти. В таких лаптях ходили каждый день. А лапти из коры березы, берестяные, считались праздничными. Лапти можно сплести любого размера. А чтобы они не сваливались с ног, к ним приделывались завязки. Летом лапти носили на намотанную портянку, а зимой еще и на теплые шерстяные носки. Ребята, ну и куда же мы поместим лапти? (И в зимнюю и летнюю обувь)
- Одно плохо, ребята, – лапти быстро снашивались: летом за три дня, зимой за десять дней. Как вы думаете, почему лапти летом снашивались быстрее? (Летом больше ходили и много работали). Зато материал для лаптей был доступен всем. Если сходишь в лесок, то будешь в новой обуви ходить.
- А вы знали, что в народном календаре есть день, когда начинали плести лапти – это 22 февраля («На Никифора лапти плетут»). А пока лапти плели, песни, да частушки напевали.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите внимательно на одежду и скажите, чем же русский костюм украшен? (Вышивкой) А как называется это вышивка? (Вышивка «крестом») По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила. Чем служила вышивка? (Оберегом, защитой от злых сил) А на какой вещи и в каком месте делалась вышивка? (Рубаха – ворот и рукава, сарафан – середина и подол) Что оберегает вышивка на рукавах? (Оберегает руки, сохраняет их силу и ловкость) А узоры на горловине и подоле, что оберегали? (Оберегали легкое и сердце, не давали злой силе подобраться сверху и снизу)
- Все узоры обереги вышивались разноцветными нитями. Современные мастерицы для вышивания используют нити, которые называются «мулине». Потрогайте, какие они мягкие и шелковистые, а какие они яркие и разноцветные. Ребята, я предлагаю каждому из вас, выбрать себе сарафан понравившегося цвета и «вышить» кистью на сарафане оберег, который он хочет (образцы предоставлены на мольберте и заранее рассматривались). А готовые сарафаны мы отдадим Марьюшке, чтоб она подарила своим подружкам.
- Кончил дело, гуляй смело!
На Руси умеют не только трудиться, но и веселиться. Давайте и мы поиграем с вами.
Русская народная игра «Плетень»
Воспитатель:
- Пока мы с вами играли, ваши работы подсохли, и из них получилась выставка. Сарафаны на любой вкус. Есть сарафаны, в которых только в баню ходить. Есть, в которых, курей пугать. И есть сарафаны, в которых, на ярмарку да на гулянье ходить! Давайте подарим сарафаны гостье, попрощаемся с ней.
- Молодцы, ребята, мы сегодня очень славно потрудились, все старались, были умными, добрыми, весело плясали и пели, в игры играли, красиво вышивали. И много нового узнали. А что же вы нового узнали?