Ольга Бердникова
Конспект занятия «Образ города в произведениях искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Образ города в творчестве поэтов, художников и композиторов.
Цель: ознакомление с образом города в творчестве поэтов, композиторов, художников.
Образовательные задачи :
познакомить с творчеством художника В. Ф. Капелько, автора песен об Абакане Владимира Киркова, поэта Т. Трофимец.
Развивающие задачи:
Темочки:
развивать умения: внимательно всматриваться в детали картин, выделять главное в них, особенности построения и цветового решения, устанавливать между ними сходство и различие;
выделять выразительные средства в произведениях искусства;
определять характер музыкального произведения, понимать художественный образ, который хотел создать автор, творческое воображение;
развивать связную речь.
Воспитательные задачи:
способствовать развитию социальной уверенности;
воспитывать интерес к произведениям искусства, к творчеству земляков, любовь к родному городу.
Материалы: репродукции картин В. Ф. Капелько: «Дом подруги моей дочери Ксении из окна нашей девятиэтажки», 1986 г. ; «Новый Абакан», 1987 г. ; сборник песен о городе «Абакан – уголок для души» В. Киркова, символы: геометрические фигуры разных размеров, круги разного цвета, фотографии города.
Ход деятельности
Организационный момент
1,2,3,4,5 – становитесь в круг играть!
Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне, друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
- У каждого человека есть Родина. Что такое – Родина? (рассуждения детей)
- Родина - это место, где ты родился, живешь, где живут твои родные, твоя семья. Для каждого человека это самое прекрасное место на свете. Вот как видит свою родину поэт В. Пляцковский:
Слышишь песенку ручья – это Родина твоя.
Слышишь голос соловья – это Родина твоя.
Руки матери твоей, звон ручья и шум ветвей,
И в лесу смородина – это тоже Родина!
- Как называется наша родина? (Наша родина – Абакан)
- Какой он, наш город?
- В этом году нашему городу исполняется 80 лет! Много это или мало?
- Для города – это мало. Наш город считается молодым.
- Кто живет в городе Абакане?
- Если они живут в городе, как их называют?
- Как вы думаете, могут ли горожане прославить свой город? (рассуждения детей)
- В нашем городе много талантливых людей, которые прославляют наш город. Каждый поэт, композитор, художник изображает город таким, каким он его представил себе или увидел, создает свой образ города.
Диалоги о произведениях искусства
- Вы знаете, где хранятся картины известных художников?
- Сегодня я вас приглашаю на выставку репродукций картин художника Капелько Владимира Феофановича.
- Что изобразил автор?
- Как вы думаете, когда были написаны картины: очень давно или недавно?
- Чтобы определить, когда были написаны картины – давайте рассмотрим внимательнее.
Работа в микрогруппах. Прием сравнения
- Чем похожи картины? (содержание)
- А теперь найдем отличия (время года, цветовая гамма, композиция).
- Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину?
- Что в картине самое яркое и сразу бросается в глаза?
- Почему Владимир Феофанович использовал именно такие цвета?
- Какая из картин вам понравилась и почему?
- Что больше всего вам понравилось в картине?
Прием «Назови картину»
- Как бы вы назвали эту картину?
- Почему?
- Автор назвал свою работу «Новый Абакан»
Минутка фантазии
- Представьте, что мы летим на дельтаплане над городом. Что мы видим?
Прием «Подбери детали»
- Давайте еще раз внимательно посмотрим на картины и подберем наиболее подходящие к ним символы. Одна подгруппа подберет символы, подходящие по содержанию, другая группа - по настроению.
- Художник Капелько Владимир Феофанович очень любил наш город. Он с радостью наблюдал за ростом и развитием Абакана. На этих картинах мы видим много места, света и красоты.
Не только художники изображали город, но и поэты. Послушайте отрывок из стихотворения «Абакан – город жизни моей» Т. Трофимец.
Город мой на широких ладонях степей,
Город мой, стал ты песней любимой моей.
Здесь меня в каждом доме встречают друзья,
Вместе все мы большая семья.
Я иду, а веселые лица детей,
Как жарки, на широких твоих площадях.
Яблонь цвет, шум дождя и дыханье Саян –
Все в тебе, мой родной Абакан.
- С чем сравнивается Абакан?
- Какими словами автор стихотворения выразил любовь к своему городу?
- Приглашаю вас на необычное путешествие – песенное.
- Послушайте песню «Абакан вечерний».
- Что мы увидели?
Что нам помогло увидеть?
- Какая музыка по характеру?
- Что вы чувствовали, когда слушали музыку?
- Песенное путешествие по вечернему Абакану нам помог провести поэт и композитор Владимир Кирков.
- Вы хотите сами провести экскурсию по городу?
- Вам помогут фотографии.
(Работа в микрогруппах. Составление рассказов по фотографии.)
Проведение «экскурсии», оценка работы «экскурсоводов».
Итог
- Что вы расскажите своим друзьям о наших путешествиях?