Анастасия Хохлова
Конспект занятия «Образ богатырей земли Марийской в книжной графике А. Фомина»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Познакомить детей с творчеством А. Фомина.
- Обратить внимание на особенность его книжной графики.
- Познакомить с иллюстрациями к легендам «Чоткар» и «Онар» (В. Юксерн)
- Вызвать у детей интерес к творчеству художника, эмоциональный отклик на его рисунки, желание их рассматривать, высказывать свое отношение к ним.
- Развивать чувство гордости своей Родиной.
Методы и приемы:
- рассказ, беседа по вопросам;
Публикация «Конспект занятия „Образ богатырей земли Марийской в книжной графике А, Фомина“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Книга. Все материалы по теме книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- показ иллюстраций в книгах и на электронном ресурсе;
- дидактическая игра «Собери иллюстрацию»
Материалы и оборудование: книга В. Юксерна «Чоткар»; иллюстрации к книге на бумажном и электронном ресурсе; презентация «Художник-иллюстратор Анатолий Фомин»; дидактическая игра «Собери иллюстрацию», фигуры богатырей.
Предварительная работа: чтение книги «Чоткар», рассматривание иллюстраций.
Организация: дети сидят перед столом воспитателя, на котором стоит компьютер. Звучит марийская музыка.
Ход занятия.
- Сегодня я познакомлю вас с художником нашей республики – Анатолием Васильевичем Фоминым. Родился в Туркменской ССР, приехал в Йошкар-Олу по приглашению. Анатолий Фомин обладает умением видеть в жизни и изображать в работе характер, подчеркивать национальные особенности. Его иллюстрации помогают раскрыть содержание произведения. Работал в технике гуаши. Каждую иллюстрацию сделал праздничной, декоративно нарядной.
- Ребята, вы знаете к каким книгам создал иллюстрации Анатолий Фомин? Посмотрите внимательно на экран. Кто здесь изображен? Это марийский богатырь Чоткар. А вот еще один марийский богатырь Онар. Это иллюстрации, созданные А. Фоминым к книге В. Юксерна «Чоткар». Вы ее знаете, читали и рассматривали иллюстрации. Давайте вспомним легенду о Чоткаре.
- Ребята, вспомните, каким был Чоткар? (Сильным, могучим, храбрым)
А каким изобразил его художник в иллюстрации? (Большим, сильным, могучим) С помощью каких средств выразительности Фомин передал могучесть и силу богатыря? (с помощью композиции рисунка – богатырь нарисован крупным по сравнению с другими объектами иллюстрации).
- Ребята, расскажите о содержании иллюстрации. По какому сюжету из легенды она нарисована? (Иллюстрация нарисована по сюжету, когда Чоткар прощался с народом)
- Скажите, а какое настроение передает этот рисунок? (Грустное) С помощью каких средств художник передает настроение? (С помощью изображения мимики лица Чоткара).
- Что еще изобразил художник на иллюстрации? Какую роль играет здесь такое средство выразительности как цвет? (Художник изобразил богатую природу республики, бескрайность лесов и полей. Зеленый цвет передает богатство нашей Родины, а синий и белый – чистоту).
- Посмотрите, ребята, у иллюстрации есть своя рамочка. С помощью чего художник ее нарисовал? (С помощью марийских узоров)
- Расскажите, ребята, о чувствах, которые вызывает у вас эта иллюстрация? Понравилась ли она вам и почему?
- Молодцы, ребята! А теперь нам нужно отдохнуть, чтобы снять напряжение с тела и глаз. Для этого проведем физкультминутку.
Физкультминутка:
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Гимнастика для глаз:
(Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом)
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
- А теперь посмотрите, ребята, на другую иллюстрацию. Кто здесь изображен? Правильно, богатырь Онар. Скажите дети, отличаются ли друг от друга легенды о Чоткаре и об Онаре? Правильно, отличаются. В легенде о Чоткаре говорится о том, как богатырь землю марийскую защищал, а в легенде об Онаре рассказывается о том, как богатырь победил царского сына.
- Какой сюжет из легенды изобразил художник в иллюстрации? Расскажите о ее содержании.
- Каким изобразил художник Онара? Расскажите о его внешнем виде. (Сильным, могучим, добрым, поэтому художник изобразил его в полный рост. Онар одет в национальную марийскую одежду. Его рубаха и брюки белые, что передают чистоту и свет, которые исходят от богатыря).
- А каким выглядит царский сын? С помощью каких средств передал художник его характер? (Царский сын выглядит слабым, жалостливым. Его характер художник передал с помощью позы и расположения в пространстве иллюстрации: он сидит на коленях и кажется очень маленьким по сравнению с Онаром).
- Что художник изобразил на заднем плане иллюстрации? (Так же, как на иллюстрации к Чоткару, художник изобразил богатство и бескрайность родной земли. Озеро, песчаный берег, густой лес, парусники на воде. Все это вызывает чувство гордости за богатство и непокорность родной земли).
- Какие чувства вызвала у вас эта иллюстрация? Расскажите о них.
- Ребята, мы с вами поговорили о двух иллюстрациях, созданных художником Анатолием Фоминым к легендам о богатырях нашей Республики. Теперь вы знаете, что кроме русских богатырей, были и наши местные богатыри, марийские, которые охраняли нашу землю от врагов, бед и воин. Благодаря Чоткару и Онару наша природа такая богатая, чистая и просторная. Скажите, а какой богатырь вам понравился больше? Каким бы из этих богатырей вы хотели побыть? Если бы вы были на месте этих героев, как бы вы защищали свою Родину?
- Хорошо, ребята! А теперь я предлагаю вам собрать из разрезных картинок эти иллюстрации.
- Молодцы, ребята! Быстро, а главное – правильно вы собираете картинки. А сейчас я предлагаю вам нарисовать рубахи для богатырей. А то у них уже старые, и они хотят надеть новые рубахи.
(Детям раздаются фигуры богатырей, на которых ребята раскрашивают рубахи).
В конце занятия воспитатель анализирует деятельность детей на занятии и раскрашенные ими фигуры богатырей.