Наталья Гордиенко
Конспект занятия «Носы нужны не только для красы» для детей 12–17 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствовать знания детей об органах дыхания человека и некоторых животных.
Задачи:
1.Рассказать детям о строении носа, о том, что для дыхания нужен кислород, что носы не только дышат, но и чувствуют запахи.
2.Закрепить знания детей о строении и особенностях носов разных животных, их приспособленностью к среде обитания. Выяснить, почему у тех или иных животных такая необычная форма носа.
3.Воспитывать бережное отношение к животному миру.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Материал и оборудование: мешочек для игры «Определи по запаху», слайды о животных, карточки для рефлексии «Цветочная поляна»
Методы и технологии:
-словесные: беседа по содержанию.
-здоровьесберегающие: физкультминутка
-ИКТ: просмотр сдайдов о животных
Рефлексия: «Цветочная поляна»
Возраст: 12-17 лет с ОВЗ
Ход занятия.
- Ребята, мы с вами уже знаем, что все мы дышим, вдыхаем и выдыхаем воздух. Что нам для этого нужно, как вы думаете?
- Нос.
- Давайте посмотрим друг на друга. Одинаковые ли у всех носы?
- Разные.
- Чем-то они похожи. Но в то же время у каждого человека свой неповторимый, особенный нос. И каждый по-своему хорош. Давайте посмотрим как устроен наш собственный нос. Возьмите свои зеркала, внимательно посмотрите на свой нос, как он устроен.
- Ребята, красивые у вас носы? Как же устроен ваш нос?
- Правильно в носу есть дырочки и перегородка.
- Ребята, а как вы думаете для чего в носу дырочки?
- Чтобы дышать через них.
- Сделайте глубокий вдох. Втянем воздух носом. Он проходит через дырочки внутрь нас и по пути согревания. Поэтому в холодную погоду особенно важно дышать через нос, а не через рот.
- Почему в холодную погоду надо дышать через нос, а не через рот?
- Чтобы не заболеть.
- Нос не только согревает, но и очищает воздух. Внутри носа есть множество волосков на которых оседает пыль, микробы. Во время насморка из носа вытекает жидкость – это слизь, вместе с которой вымываются противные микробы. Так нос борется с простудой. Нос – это только начало пути воздуха, который проникает в наш организм.
- Как вы думаете, ребята, куда дальше попадает воздух?
- Да, правильно, воздух попадает в главный орган дыхания – легкие.
Легкие важно сравнивать с двумя воздушными шариками, которые надуваются при входе и сдуваются при выходе. (Дети показывают как надуваются и сдуваются шарики).
- Ребята положите руку на грудь и все выдохнем глубоко, у нас внутри как будто надуваются шарики, наша грудная клетка поднимается, расширяется, наши легкие наполняются воздухом.
- Еще раз глубоко вдохнули, выдохнули.
- Ребята, для того, чтобы легкие работали, нужен не весь воздух, а только его часть – кислород. Человек вдыхает воздух, его легкие всасывают кислород и выдыхают углекислый газ. Жизнь человека и других животных невозможна без дыхания, а также различных живых существ. Без воздуха мы не можем прожить ни одной минуты.
- Так для чего же нужен воздух?
- Чтобы мы дышали и жили.
- А какой главный орган дыхания у человека и некоторых животных?
- Ребята, мы с вами выяснили, что наши неповторимые носы нужны нам для дыхания.
Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше, выше потянулись
Ну – ка плечи распрямите
Поднимите, опустите
Вправо, влево повернитесь
Рук коленями коснитесь
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
- Ой, ребята, вы что-нибудь чувствуете? Откуда-то идет непонятный запах?
- Вы чувствуете запах?
- Запах лимона.
- С помощью чего вы почувствовали запах?
- С помощью носа.
- Так для чего еще нужны носы?
- Чтобы чувствовать запах.
- Все носы необыкновенные инструменты, при помощи которых мы можем узнавать многое об окружающем мире.
- Зажмите нос рукой.
- Вы сможете определить запах, если у вас зажат нос?
- А теперь уберите руку от носа и вдохните.
- Что вы чувствуете? Какой запах?
- Запах апельсина.
Проводится игра с детьми «Определи запах».
- Ребята, так что же вам помогло определить запах?
- Нос.
- Ребята, запахи распространяются по воздуху, поэтому мы можем их почувствовать, когда вдыхаем этот воздух. Но я хочу вам сообщить, что нос человека обладает слабой чувствительностью по сравнению со многими животными.
- Ребята, а сейчас обратите внимание на слайды с изображением различных животных. Какие у всех животных необычные бывают носы. Сейчас с вами об этом и поговорим.
Показ слайдов.
- Зачем животным нужен нос?
- Прежде всего, чтобы дышать, чувствовать запах. Нос является для животных органом обоняния. Носы животным помогают и в поисках пищи. У разных животных они выглядят по-разному.
- Чей это нос?
- Слона.
- Как ещё его называют?
- Хобот.
- Зачем слону хобот?
- Хобот слона – удивительный орган, без которого животное просто не может существовать. Он служит слону и рукой, и носом, и губой! Нос, сросшийся с верхней губой, вытянут в длинный хобот, на конце которого находятся ноздри и пальцеобразный вырост. Слон пользуется хоботом как ломом, круша довольно толстые деревья, при питье как шлангом. Слоны прекрасные пловцы, пользуются хоботом, как дыхательной трубкой при плавании под водой. С его помощью он издает трубные звуки.
- Как вы думаете, чей это нос?
- Носорога.
- Что на носу у носорога?
- Рог.
- Для чего нужен рог?
- Атакуя, он пускает в дело свой рог. Видят носороги плохо, но обоняние у них отличное. Рог, не костный нарост, это плотно спрессованная шерсть, настолько плотно, что образует твердый рост.
- Ой, это что за лопатка?
- Нос утконоса.
- Да, верно, ребята.
- Животные эти водятся в водоемах Австралии. Нос очень чувствительный, чтобы определить добычу. Нос мягкий, как резина, похож на утиный. Нос широкий, ноздри расположенные на конце носа. Утконос может находиться весь в воде, выставив на поверхность, лишь кончик носа. Нос утконоса чувствителен ко всяким прикосновениям, как усы у кошки.
- Но это уж вы точно знаете чей это нос?
- Свиньи.
- Как его ещё называют?
- «Пятачок».
- Что вы знаете о «пятачке»?
- У свиньи клиновидная голова, оканчивающаяся рылом (от слова «рыть»). На его конце «пяточек», которым животное нащупывает и по запаху находит пищу.
- Ребята, я хочу рассказать ещё вам о необычном животном – сайгаке.
Давайте представим, что перед нами песчаная пустыня. Налетает ветер, в пустыне начинаются сильные песчаные бури, где живут сайгаки. Сайгак горбонос, вздутая морда с широкими тесно сближенными ноздрями. Странная горбоносость сайгака результат особого устройства его носа. Голова опущена, чтобы уменьшить сопротивление встречного воздуха. Носящиеся в воздухе песчинки попадают в нос, который не пропускает их
Почему у верблюда и сайгака такие необычные носы? Даже наш, небольшой, по сравнению с верблюжьим, нос не пропускает пыль. Представьте теперь, как помогает животным нос в местах, где так много песчинок, - он их совсем не пропускает в легкие.
- Ребята, кто же мне скажет, от чего зависит различная форма носа, у разных животных?
- От среды обитания, от чего чем питается животное, как добывает пищу.
- Ребята, оказывается носы и человеку и животному нужны не только для красы, они нужны нам для дыхания, для того чтобы чувствовать запах.
Итог:
-Что вы сегодня узнали нового?
-Где это вам может пригодиться?
-Вам было интересно?
Рефлексия: «Цветочная поляна»»
На полянке появились цветы.
- Голубые - все очень понравилось, много нового узнал.
- Желтые – скучно, неинтересно.
-Красные – очень трудно, ничего не понравилось, утомительно.