Невежина Лидия Анатольевна
«Экскурсия в Сергиев Посад». Конспект занятия НОД для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Экскурсия в Сергиев Посад».
Цель: расширение и углубление знаний детей о городе, воспитание любви к нему.
Задачи:
-образовательная: познакомить детей с историей возникновения города, древними постройками, основателем города - Сергием Радонежским, расширять словарный запас;
-развивающая: закрепить название города, знания детей об основных достопримечательностях города, развивать связную речь;
-воспитательная: воспитывать любовь к городу, интерес к его истории.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Виды деятельности: коммуникативная, игровая.
Материал:
демонстрационный – открытки с видами Сергиева Посада, презентация «История и достопримечательности Сергиева Посада», аудиозапись гимна Сергиева Посада, игрушка матрешка, мультимедийное оборудование.
Методы и приемы: игровая ситуация, наглядно-образные, словесные
Предварительная работа: рассматривание открыток с видами Сергиева Посада, чтение стихотворений о городе, прослушивание гимна города,
Словарная работа (бор, монах, посад, монастырь,)
Ход НОД:
Сегодня я предлагаю вам совершить небольшую поездку по Сергиеву Посаду и посмотреть, какой красивый этот город. Как вы думаете, на чем нам удобнее будет ехать? (Выбирают автобус) Прошу занять места в нашем автобусе, а водителем будет Никита. Сели удобною. Поехали. Если вы не против, я буду вашим экскурсоводом. Нашу экскурсию я хочу начать с интересного стихотворения.
В город Сергиев Посад
Приезжайте стар и млад
Колокольный сладкий звон
Слышен здесь со всех сторон
А у лаврских у ворот
Сказка древняя живёт
Здесь история сама
Вхожа в старые дома.
Это туристический город, в него приезжают много туристов.
- Сейчас мы с вами проезжаем мимо библиотеки имени А. С. Горловского (слайд№1). Это красивое, светлое помещение находится на первом этаже жилого дома. В библиотеке есть детский читальный зал и взрослый. Здесь же проводятся различные выставки художников, встречи с писателями.
- Продолжаем нашу поездку. Проезжаем мимо прекрасного, белоснежного здания с красивыми колоннами. Как называется это здание? (слайд№2)
(Дворец культуры имени Ю. А. Гагарина)
- Это прекрасное здание было построено более 60 лет назад по проекту архитектора Метлина. А знаете ли вы, что происходит в этом здании.
(Здесь проводятся разные концерты, детские праздники, конкурсы. Во Дворце работают разнообразные кружки по интересам).
Ребята, Сергиев Посад, город очень древний. Что значит древний? (Предположения детей). Древний - это значит, что он возник очень-очень давно. Давайте проедем чуть дальше.
Это центр города. Сейчас уже трудно себе представить, что когда-то давно здесь шумели дремучие леса, не было домов, улиц, площадей, а были лесные поляны. И вот сюда пришел основатель города Сергий Радонежский со своим братом Стефаном. Здесь был лесной бор, среди бора протекала речка, называемая Кончурой. На берегу речки бил источник, воду которого использовали для питья. На этом месте братья и начали рубить лес и построили небольшую церковь. С этой церкви, которую братья назвали в честь Святой Троицы, и начался город.
Надо сказать, что настоящее имя Сергия Радонежского – Варфоломей. Родился он недалеко от города Ростова, но в возрасте 15 лет переехал с родителями в городок Радонеж, а в возрасте 23 лет стал монахом, приняв имя Сергий и посвятив себя служению Богу. (Монах-монос-один). И вот поэтому город и называется Сергиев Посад.
Постепенно к Сергию приходили другие люди, возводились еще постройки. Но времена были неспокойные, приходилось защищаться от врагов, поэтому постепенно маленький монастырь превратился в крепость, окруженную толстой стеной, в которой имелись бойницы. Сначала все постройки были из дерева, но во время нападения врагов их не раз сжигали, и, наконец, Лавра стала такой, какой мы видим ее сейчас и именно она изображена на гербе нашего города. Каждый город имеет свой герб и гимн.
Иллюстрация герба Сергиева Посада.
- Что изображено на гербе?
(Герб - представляет собой щит, на котором изображена зубчатая стена. В стене находятся ворота чёрного цвета. За воротами виден церковный золотой купол).
Наш путь лежит мимо памятника Преподобному Сергию Радонежскому. Это величественный памятник. Обратите внимание, ребята, Великий Святой смотрит на вас добрыми глазами и благославляет на добрые дела. Здесь же на Красногорской площади находится Троице – Сергиева Лавра. (слайд№4). Что находится на территории Лавры? (колокольня, много храмов). Чем окружена Лавра?
(крепостной стеной с большим количеством башен).
- Как вы думаете, какой самый красивый собор на территории Лавры? (Успенский собор).
- Да, ребята, его голубые купола устремлены в небо и видны ещё издалека.
Лавра известна во всем мире, тысячи туристов приезжают сюда, чтобы полюбоваться ее красотой. Давайте сейчас и мы полюбуемся Троице-Сергиевой Лаврой (Фото 10-14).
– А сейчас мы совершим пешеходную прогулку по городу.
Физ. минутка «Мой город».
Я по улице хожу
Я про город расскажу
Поликлиника, аптека,
Магазин, библиотека.
Много здесь жилых домов
И деревьев, и кустов,
Землю роет экскаватор
Строят здесь кинотеатр
Школу, ресторан, музей
Город нужен для людей.
- Хотите, я расскажу вам сказку о Марье – искуснице?
Жила-была в одном селе девушка Марья, и такая она была мастерица: и шить, и вязать, и вышивать, и посуду расписывать - все умела, что прозвали ее Марья-искусница. Прослышал о ней Кощей Бессмертный и решил заполучить ее в свое Кощеево царство. Налетел, схватил и понес. А Марья-искусница превратилась в жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало перышко, там появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия.
Одно перышко упало в Сергиевом Посаде. Появилисьв этом городе мастера и мастерицы, которые стали изготавливать разные игрушки.
.- Вот мы с вами подошли к музею игрушки. Это старинное здание из красного кирпича. Как вы думаете, что находится в этом музее? (Ответы детей).
- Да, ребята, в этом музее собраны разные игрушки. Здесь же находится игрушка, которая родилась у нас в Сергиевом Посаде. А что это за игрушка, вы узнаете с помощью загадки.
Есть для вас одна игрушка
Не лошадка, не Петрушка
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока
А внутри секреты есть
Может три, а может шесть
Разрумянилась немножко
Наша (русская Матрёшка)
Самая известная игрушка – Матрешка. Ее знают во всем мире (показ матрешки)
Выходит Матрёшка и говорит:
Я матрёшка из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
– Давайте с вами рассмотрим матрёшку. (Каким цветом платок, как он расписан, какой узор на переднике).
Девочка – матрёшка:
Мы матрёшки, мы сестрички
Мы толстушки-невелички
Как пойдём плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
Ребята, Матрёшка приглашает нас потанцевать.
«Нарядные Матрёшки».
Хлопают в ладоши дружные матрёшки
На ногах сапожки топают матрёшки
Влево, вправо наклонись
Девчонки озорные матрёшки расписные
В сарафанах ваших пёстрых
Вы похожи, словно сёстры
Ладушки, ладушки, весёлые матрёшки.
Город славится мастерами. Давайте мы с вами тоже на некоторое время превратимся в мастеров. Сегодня будем украшать заготовки матрёшек с помощью нетрадиционного рисования (штампом).
И ты, Матрёшка, присоединяйся к нам.
Пальчиковая гимнастика.
Прежде чем рисовать
Нужно пальчики размять
Указательный и средний
Безымянный и последний
Поздоровались с большим
А теперь потрём ладошки
Друг о друга мы немножко
Кулачки разжали-сжали
Вот и пальчики размяли
А сейчас мастера за работу всем пора.
- Самостоятельная художественная деятельность детей. (украшают заготовку матрёшки).
Звучит русская народная музыка.
- Ну вот, на сегодня наша экскурсия по городу закончилась. Но мы увидели еще не все достопримечательности этого удивительного города. Сергиев Посад день ото дня становится все краше, появляются новые дома, магазины, памятники, и,несмотря на то, что город очень древний, он не старится, и его красоту воспевают наши художники, поэты, писатели. Напоследок, давайте прослушаем гимн Сергиева Посада, который написали жители этого города М. Гусев и С. Боков.
- Подведение итогов:
- что интересного было?
- что больше всего понравилось?
А сейчас, ребята, нам надо возвращаться в детский сад. Дети садятся в автобус.