Вера Ахрюкова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение рассказа В. Сухомлинского «О чем плачет синичка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция с другими образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Возраст детей: 4-5 лет
Форма занятия (НОД) : Восприятие художественной литературы
Форма организации: подгруппа
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе, Чтение рассказа В, Сухомлинского „О чем плачет синичка?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синица, синичка
- Синички. Конспекты занятий
- Синички. Сказки, стихи, детская литература
- Средняя группа
- Темочки
1) Вызвать у детей эмоциональный отклик на прочитанное. Постановка поисковых вопросов к рассказу. Закрепить знания детей о зимующих птицах.
2) Ответ на вопрос, поставленный в названии рассказа «О чем плачет синичка?». Развивать мышление и речь детей. Воспитывать бережное отношение к природе.
3) С помощью дидактической игры: «Какая птица улетела?», закрепить знания детей о птицах (название, развивать память, внимание.
4) Физкультурная минутка: «Скачет шустрая синица».
Цель: снятие усталости и напряжения; внесение эмоционального разряда; совершенствование общей моторики; выработка четких движений с речью.
5) Психогимнастика: «Грустный – весёлый»
Словарь новых слов: перелётные и зимующие птицы; зимовать; суровая зима; кормушка; шустрая синица, потревожили, нахохлились.
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций зимующих птиц;
-чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь»;
-наблюдение за птицами во время прогулок;
Оборудование и материалы: презентация с изображением некоторых зимующих птиц: синицы, сороки, вороны, дятла, снегиря, воробья; звуковая фонограмма птиц; кормушка, кукла би-ба-бо птицы синицы.
Ход занятия
(Звучит спокойная музыка и в группу входит воспитатель в руках у него кукла синички, дети собираются вокруг воспитателя).
Дети:
-Это что за птичка?
Воспитатель:
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется (Синица).
Воспитатель:
-Вы правильно назвали птичку.
- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети:
-Наступила осень.
Воспитатель:
- Назовите приметы осени.
Дети:
- Солнце не греет, стало холодно, спрятались насекомые, идут дожди, листья пожелтели.
Включается запись крика птиц улетающих на юг.
- Послушайте, что это за звуки?
Дети:
- Это птицы полетели.
Воспитатель:
- Некоторые птицы от нас улетают в тёплые края, и они называются перелётными птицами.
-Давайте повторим, как называются эти птицы. (дети повторяют)
- Улетают не все птицы, а некоторые остаются. Они будут зимовать у нас. И эти птицы называются зимующие. (дети повторяют)
-Зимой птицы селятся ближе к людям.
-Как вы думаете почему?
Дети:
-Потому что легче прокормиться.
Воспитатель:
- Теперь, я вам предлагаю познакомиться с зимующими птицами (презентация птиц).
Дидактическая игра: «Какая птица улетела?»
Воспитатель:
- А давайте немного поиграем с птичками.
- Посмотрите внимательно на экран и назовите, какие есть птицы.
Дети:
-Сорока, ворона, дятел, синица, снегирь, воробей.
Воспитатель:
- Сейчас одна из птиц улетит, а вы должны угадать какая птица улетела.
- Закройте, пожалуйста, ладошками глаза. Не подглядываем. Теперь открывайте.
- Посмотрите внимательно. Какая птичка улетела? (2-3 раза).
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Молодцы, вы были очень внимательны.
-Теперь я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультурная минутка: «Скачет шустрая синица».
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель:
– А теперь послушайте рассказ Василия Александровича Сухомлинского «О чем плачет синичка?»
- Будьте внимательны, вам нужно будет понять «О чём плачет синичка?».
В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - мальчик Миша и девочка Оля. Около дома росло большое ветвистое дерево.
- Сделаем на дереве качели, - сказал Миша.
- Ой, как хорошо будет качаться! - сказала Оля.
Полез Миша на дерево, привязал веревку. Миша и Оля встали на качели, и давай качаться. Качаются дети на качелях, а около них синичка летает и поет.
Миша говорит:
- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.
- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.
- А почему же она плачет? - удивился Миша.
- Подумай, почему, - ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает : почему она плачет?
Вопросы воспитателя:
- Кто герои рассказа?
Дети:
-Мальчик Миша, девочка Оля, синичка.
Воспитатель:
- Что сделали ребята?
Дети:
- Миша привязал веревку к дереву и они стали качаться.
Воспитатель:
- Кого они потревожили?
Дети:
-Оля и Миша потревожили синичку.
Воспитатель:
- Почему плакала синичка?
Дети:
-Синичка боялась что гнездышко упадет, а птенчики погибнут.
Воспитатель:
- Как бы вы поступили?
Дети:
-Мы бы не стали вешать качели на дерево.
Воспитатель:
- Как вы думаете, как поступят ребята?
Дети:
-Ребята не станут качаться на качелях, а поиграют в другую игру.
Психогимнастика:
Воспитатель:
- Ребята, давайте представим, что вы синицы. Покажите, как расстроилась синица, ей стало грустно, она плачет. (дети показывают)
- А теперь что дальше?
Дети:
- Синичка успокоилась, обрадовалась, ей стало весело. (дети показывают)
Воспитатель:
- Как мы уже говорили сейчас у нас осень, но совсем скоро наступит зима. Птицам, которые остаются зимовать очень нелегко живётся, потому что зимой холодно и мало корма.
-Возле домов, всегда больше пищи, и птицы, позабыв страх, перебираются поближе к людям. И вы должны помочь им продержаться до весны.
Воспитатель:
- А как мы можем помочь перезимовать птицам?
Дети:
-Птиц надо покормить.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, их нужно подкармливать.
- А чем вы можете накормить птиц?
Дети:
- Семечки, хлеб, сало, зёрнышки.
Воспитатель:
-А где же наша кормушка? Давайте положим в кормушку угощение для наших птичек. (Дети кладут угощение и прикрепляют к кормушке птичек)
- Вот и покормили наших птиц.
Синичка :
- Спасибо вам, ребята. Вы такие заботливые. Мне пора в лес. До свидания!
Воспитатель:
- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
- Что нового для себя вы узнали? (обращение к каждому ребёнку).
- А что больше всего понравилось?
- Что вам запомнилось?
- Какие же вы молодцы, очень внимательно слушали мой рассказ, отвечали на вопросы. Называли зимующих птиц, предлагали варианты помощи им.
- А нашу кормушку мы обязательно возьмём на прогулку и повесим на участке. Будем наблюдать за птицами, подкармливать их. Поможем им пережить холодную зиму.