Аджигельдиева Лейла
Конспект занятия «Невидимка воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:1)Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха. Вызвать интерес к исследовательской деятельность ;развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать вывод.
2)Научить детей выполнять элементарные опыты.
Публикация «Конспект занятия „Невидимка воздух“» размещена в разделах
3)Расширить представления о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Формировать гуманистические направленные отношения к окружающему миру. Формировать начальные экологические представления. Воспитывать интерес, любовь к окружающему, любознательность.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Ребята давайте начнем занятия как обычно с приветствия друг друга (дети встают в круг)
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо голубое
Мы навстречу вам откроем
И ладошки и сердца
Пусть тепло на свете будет
Улыбаются пусть люди
Мир пусть будет без конца.
К нас сегодня пришли гости, для хорошего настроения вместе улыбнемся друг другу и подарим свое тепло и хорошее настроение нашим гостям. (Подходят к гостям и прикасаются ладошками) Звучит легкая музыка.
Ребята сделайте глубокий вдох, выдох.
Вдохните здоровье, выдохните болезни.
Вдохните добро, выдохните неприятности
Вдохните уверенность, выдохните неуверенность.
Нам легко и приятно.
В углу под тканью, спрятан земной шар. Открывает его:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой
Живут в нем птицы и цветы
Веселый звон ручья
Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья
Куда б дороги не ввели
Всегда ты будешь в нем
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Сегодня мы поговорим о природе.
А что такое природа? (Ответ детей)
Дети:
Это - цветы, реки, деревья, растения,животные, солнце, небо, горы, реки, камни, звезды и многое др.
Воспитатель: А почему вы не назвали машины,дома, игрушки, одежду (Ответ детей)
Правильно потому что это все создано,руками человека, а не природой.
Всю природу можно разделить на два огромных мира:
Мир живой природы и мир не живой природы
София расскажет о живой природе: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы. (Воспитатель показывает картины)
И человек и все живые организмы,не могут жить без воздуха, воды, света и питания.
Воспитатель: Правильно это все, что растет, дышит, питается, и развивается.
Миша ; расскажи о не живой природе. Не живая природа-это все то,что не дышит, не растет,не развивается не питается. Это звезды, небо, луна, планеты, солнце, горы. (Ответы детей)
Воспитатель показывает картинки.
Воспитатель: А человек и все живые организмы могут, жить без не живой природы? (Ответы детей)
А без чего еще не может прожить человек и все живые организмы вы, узнаете отгадав загадку:
Через нос проходит путь и обратно держит путь
Он не видимый, но все же, без него мы не можем
Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час, но невидим он для нас. (Воздух)
(Ответы детей)
Правильно мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду :в комнате, на улице,в небе,в земле.
Воздух есть в шинах велосипеда, автомобиля, надувных игрушках.
И у воздуха, есть свои секреты, и я предлагаю заняться, сейчас
Исследованиями, исследуем свойства воздуха
Дети проходят к центру комнаты.
Из-за ширмы появляется персонаж из мультфильма"Смешарик"
Здравствуйте ребята. Вы меня узнали. Давно мечтал к вам прийти.
Ой, а что это, вы здесь собираетесь делать?
Воспитатель: Мы с ребятами говорили о природе. И сейчас хотим исследовать воздух.
Смешарик : Воздух? А кто его видел? Может его и нет совсем? Лично я его никогда, не видел этот воздух. А вы ребята его видели?
Дети - Нет!
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит он какой?
Дети: Не видимый, прозрачный, бесцветный.
Смешарик:Вот вот раз он не видимый, значит его и нет во все.
Воспитатель: Ты неправ, вот я тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас.
Смешарик: Все то вы знаете, а я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух, есть!
Воспитатель: Ребята, а давайте докажем, что этот воздух есть.
Чтобы его увидеть, его надо поймать.
Смешарик:А как его поймать, научите и меня и детей.
Воспитатель: И так садимся за столы. (На столах перед каждым ребенком, лежат пустые, пакеты).
Опыт№1 «Поймаем воздух»
Воспитатель: Ребята вот пакет он пуст. Его можно сложить, в несколько раз. Какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь выпустим его, пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нем нет воздуха.
Смешарик: Ой как здорова. Воздух прозрачный, и чтобы его увидеть, его надо поймать.
Воспитатель: Смешарик ты прав, и ребята тебе это показали. Как можно воздух поймать, а потом его выпустить.
Смешарик:А я вспомнил, это напомнило надувной матрас, когда люди используют, такой"Запертый воздух"на море. И еще надувные нарукавники, надувной круг. А вот у меня есть такой. (Дает воспитателю)
Воспитатель : Ребята, а давайте из него выпустим воздух. (Воспитатель надавливает на матрас идет шипение,воздух выходит).Воздух легче воды. И если внутри матраса воздух, то надувной матрас конечно же плавает. Сейчас мы это проверим.
Ребята подходят к ковру. На ковре 2 таза с водой.
Опыт№2 «Воздух есть во всех предметах»
Воспитатель предлагает рассмотреть губку, деревянный кирпичик, камень, баночку из под киндера,пластмассовый кубик. Как вы думаете- есть ли воздух в этих предметах.
Дети: Да (Мнения детей)
Воспитатель делит детей на 2 группы девочек и мальчиков. Перед каждой группой в коробках предметы, ранее перечисленные. Предлагает детям бросить по очереди в воду с начало баночку из под киндера. (Баночка всплыла)
Ответы детей: В ней есть воздух. Следующим бросают деревянный кубик и пластмассовый кубик, То же всплывают. За тем бросают губку. (Всплывают) бросают камень. (тонет)
Смешарик : Ой, как здорово, это что значит, получается, если внутри чего-то, есть воздух, то это будет плавать.
Воспитатель: Да ты прав.
А теперь немножко отдохнем.
Физ. минутка
Коль с водой имеем дело (переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (Засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (Руки на пояс, покачать головой)
Фартук- друг. Он нам помог (Провести ладонями от шеи до колен).
И ни кто здесь не промок. (Руки на пояс, поворот головы в стороны).
А теперь прошу сесть всех за столы.
Смешарик :А вот интересно,внутри людей есть воздух?
Воспитатель: Как вы думаете ребята (Ответ детей)Вот мы сейчас это и проверим.
Опыт№3 «Воздух в человеке»
На столах стоят стаканы с водой и трубочками, воспитатель, предлагает подуть трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Мы дуем в трубочку, воздух выходит. Образуется пузырьки в воде. Чтобы подуть еще раз, мы набираем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку. И получаются пузырьки.
Смешарик: Понятно значит, воздух, есть внутри человека. Вы выдыхаете воздух.
Смешарик: Что я вам еще принес"Мыльные пузырьки".Воспитатель надувает летят мыльные пузырьки. Дает подуть детям.
Воспитатель:А как воздух по попадает к нас в организм?
Дети: Через нос
Воспитатель: Правильно. Все люди дышат, через нос.
Давайте покажем, как дышат наши носики.
Опыт№4 "Не дышу"
А сейчас сделаем не большой эксперимент. Одной рукой закроем нос, и плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать. Вы не выдержали даже 1 мин.
Человек не может прожить без воздуха. Всему живому необходим воздух : И людям и животным и птицам.
Смешарик: Я понял, все люди дышат, через нос. И когда вы выдыхаете, и вдыхаете, то можете увидеть воздух.
Дети: Нет.
Воспитатель:Мы его не видим, но мы его можем почувствовать носом.
Опыт№5 "Запахи воздуха"
Воспитатель: Сейчас я вас познакомлю с еще одним свойством воздуха. Вы говорили, что воздух не имеет запаха. Вдохните носом,чувствуете что-то? Ответ детей: нет.
И это правильно чистый воздух не имеет запаха, но воздух, может присваивать запахи других предметов. У меня на столе стоят баночки. Сейчас я пройду мимо вас и вы носом почувствуете и скажите, что же в этих баночках. (Апельсин, чеснок, духи).
Дети: Дети определяют по запаху, что находится в баночки.
Смешарик : Так значит,чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать другие запахи.
Воспитатель: Да верно именно так.
Смешарик :Ой что-то запахло чесноком.
Воспитатель: Я подую на тебя веером, чтобы почувствовать воздух.
Опыт№6 "Почувствуй воздух"
Ребята возьмите веера, и размахивайте им перед лицом, что вы чувствуете. (ветер).Ветер движется и подгоняет воздух.
Ветер это движение воздуха. Когда воздух перемещается, мы говорим, что дует ветер. Когда дует ветер, что происходит ( Ответ детей: Качаются деревья, кусты, трава).
Смешарик: Дает воспитателю флюгер. Это флюгер он движется от ветра. Попробуйте и вы ребята подуйте на него своими веерами и флюгер начнет вращаться.
Воспитатель:А еще у нас есть кораблики,которые мы пустим в воду. И с помощью вееров создадим ветер.
Что происходит. ( Ответ: детей).
Ветер может быть разным. Легким, приятным, полезным, а может быть сильным и опасным. Может перевернуть лодку. Оставляют веера,встают в круг. Пришло время поиграть.
Подвижная игра :"Воздух, вода, огонь и земля"
Смешарик: Вы говорите, что воздух не имеет запаха. А как же получается, что мы чувствуем, когда мама печет булочки, когда жгут костры.
Воспитатель : Воздух движется и доносит запахи до нас. Вот сейчас я выпущу воздух из освежителя, а вы веерами разнесете воздух по всей комнате. А наши гости почувствуют запах (Машут веерами, садятся за столы).
Воспитатель: Ребята без воздуха земля была мертвой. А какой воздух нужен нам. (Дети чистый свежий).
А где можно встретить чистый воздух? ( Дети: в лесу в парке, в горах, на море).
А что значит чистый воздух? (Ответ детей)
А где мы можем встретить грязный воздух? (Дети где много машин, рядом с заводами, рядом с мусором).Как нужно охранять воздух (Дети сажать деревья, беречь леса, не бросать мусор, не жечь костры).
Давайте лес любить, оберегать
И взрослым в этом деле помогать
Беречь леса, поля и реки
Чтоб сохранилось все навеки
Тогда и воздух будет, чистым и жить всем станет веселей.
Смешарик: Вот спасибо вам, как много я узнал о воздухе.
-Что воздух постоянно нас окружает
-Что воздух можно запереть и поймать в оболочку
-Что воздух легче воды
-Что воздух, есть внутри нас.
-И самое главное, что без воздуха нельзя жить.
-И что воздух не имеет запахи, но может его передавать.
-И что ветер, это движения воздуха. Смешарик исчезает.
Воспитатель: Куда ты пропал, Смешарик из за Ширмы,- я тут (дует).
-Я запираю воздух, в красивые шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо ребята. Передает шары воспитателю. Досвидания! А теперь я пойду, и расскажу своим друзьям, все, что узнал сегодня, от вас, много нового.
Дети прощаются. Воспитатель раздает шары.
Воспитатель: И нам ребята пора сказать, досвидания!
Пойдем на улицу дышать свежим воздухом.