надежда пермякова
Формирование представлений об окружающем мире у младших школьников. Конспект занятия для детей с ОВЗ I ступени «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формирование представлений об окружающем мире.
Задачи:
• Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать обобщения.
• Развивать устную речь путём диалогической речи.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Презентация «Насекомые», дидактическая игра «Четвёртый лишний», обруч.
Ход занятия.
Публикация «Формирование представлений об окружающем мире у младших школьников, Конспект занятия для детей с ОВЗ I ступени „Насекомые“» размещена в разделах
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Воспитатель. Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа, он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу). Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим об окружающем мире, а чтобы узнать, как называется тема занятия, я предлагаю вам отгадать загадки.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел.
Дети. Это бабочка.
Воспитатель. Нос-то долог,
Голос-то звонок,
Пищит тоненько,
Кусается больненько.
Дети. Это комар.
Воспитатель. С ветки — на тропинку,
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка,
По травам и былинкам –
Перепрыгнет и тропинку.
Дети. Кузнечик.
Воспитатель. Возле елок из иголок
Летним днем построен дом.
3а травой не виден он,
А жильцов в нем — миллион.
Дети. Муравейник и муравьи.
Воспитатель. Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней,
А на ней кружочки,
чёрненькие точки.
Дети. Божья коровка.
Воспитатель. А почему божьих коровок так называют?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель. Коровками их назвали потому, что эти насекомые умеют выделять «молочко» правда не белое, а оранжевое, которое неприятно пахнет. Из-за этого молочка божьих коровок ни птицы, ни ящерицы. Божью коровку считают полезным насекомым, а какую пользу она приносит?
Дети. Божья коровка поедает тлю.
Воспитатель. А еще божьих коровок можно назвать перелетными насекомыми. Оказывается в конце лета и осенью, коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Словно они не жуки, а перелетные птицы. Но не все божьи коровки улетают. Многие из них прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых.
Воспитатель. Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, комара, кузнечика, муравьёв?
Дети. Насекомые.
Воспитатель. Совершенно верно. Тема нашего занятия «Насекомые». Ребята, перечислите насекомых, каких вы знаете?
Дети перечисляют.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на слайд, что общего у насекомых, которых вы видите?
Дети. У всех этих насекомых есть крылья.
Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?
Дети. Чтобы летать.
Воспитатель. Верно, насекомые больше передвигаются с помощью крыльев, но у них также есть 3 пары прекрасных лапок. Ребята, а скажите пожалуйста, что нужно насекомым для жизни?
Дети. Воздух, вода, солнце, трава, цветы….
Воспитатель. А скажите каких вредных насекомых вы знаете?
Дети. Мухи, комары.
Воспитатель. А чем вредны мухи?
Дети. Мухи переносят разные болезни. Комары кусают людей.
Воспитатель. Ребята, а ведь мухами питаются птицы. А кто питается комарами?
Дети. Лягушки.
Воспитатель. значит мухи и комары тоже нужны в природе. А почему бабочку можно спутать с цветком?
Дети. Она такая же красивая, яркая и разноцветная.
Воспитатель. А скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой?
Дети. Нет. Они могут укусить, ужалить.
Воспитатель. Насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они маленькие. Сейчас приглашаю всех встать и сделать физминутку.
Физминутка. «Стрекоза»
Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)
Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)
А сама как вертолет, (вращение)
Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).
Я большая стрекоза, очень круглые глаза.
Я верчусь, как вертолёт вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала. Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела.
Воспитатель. Молодцы, а скажите где мы встречаем насекомых?
Дети. Стрекозы, комары, мошки, слепни чаще всего бывают рядом с водой. Комаров и сошек много в лесу. Ещё в лесу есть много всяких жучков, муравьёв.
Воспитатель. А каких насекомых можно встретить на лугу?
Дети. Пчёл, бабочек, кузнечиков и т. д.
Воспитатель. А, скажите, ребята, есть ли правила безопасности при встрече с насекомыми?
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте их вспомним /Слайд открывается только после ответа воспитанников \.
Что вы будете делать, если вы увидите осиное гнездо?
Дети дают свои ответы.
Слайд 1. Нельзя трогать руками осиные гнёзда.
Воспитатель. Что ты, Женя, сделаешь, если рядом летит пчела?
Дети дают свои ответы.
Слайд 2. Нужно вести себя спокойно, нельзя махать руками, если рядом пчёлы.
Воспитатель. Если встретите на пути муравьёв?
Дети. Можно понаблюдать, но руками трогать не надо.
Слайд 3. Нельзя тревожить муравьёв, разрушать муравейники.
Воспитатель. Как защититься от комаров и мошек?
Дети дают свои ответы.
Слайд 4. Используйте мазь, чтобы отпугнуть насекомых.
Воспитатель. Какой вред приносят мухи?
Дети. Разносят микробы.
Слайд 5. Мухи – разносчики инфекции.
Воспитатель. Ребята, а как называется домик муравьев?
Дети. Муравейник.
Игра «Трудолюбивый муравей»
(По краям два обруча, в которых лежат мячи, посередине корзина - «Муравейник». Дети делятся на две команды и передают из рук в руки мячи из обруча в корзину)
Воспитатель. Молодцы! Ребята, а по каким признакам можно определить насекомых?
Дети. У насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко.
Воспитатель. А вы знаете, ведь насекомых назвали от слов насечка, насекать. На брюшке у них видны поперечные полоски-насечки, отсюда и название. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»
1. Волк, оса, лиса, заяц.
2. Ласточка, шмель, скворец, сорока.
3. Бабочка, стрекоза, муравей, воробей.
4. Жаба, комар, жук, бабочка.
Воспитатель. А сейчас вы должны быть очень внимательными. Я хочу поиграть ещё в одну игру с вами. «Игра в слова». Я назову слова, а вы подумайте, какие из них подходят: Муравью: зелёный, порхает, мёд, паутина, муравейник, трудолюбивый. Пчеле: спинка, пасека, вредитель, трудолюбивая. Кузнечику: полосатый, нектар, зелёный, «чемпион по прыжкам. Бабочке: улей, большие глаза, порхает, красивая.
Воспитатель. Ребята, вот и подходит к концу наше занятие. Давайте подведём итоги.
- О ком мы сегодня говорили?
- Что вам особенно запомнилось?
- Как зимуют насекомые?
- Перечислите части тела насекомого.
- Сколько лапок у насекомых?
- Почему бабочек называют «крылатая радуга»?
- Ребята, насекомых на земле много или мало?
- А что было бы если бы насекомых не стало?
- Много разных насекомых, это хорошо или плохо?
Воспитатель. Молодцы! Вы сегодня ответили на все мои вопросы, активно работали и играли, повторили правила безопасности при встрече с насекомыми, выяснили, что насекомые необходимы, чтобы не нарушать баланс окружающей среды. Я очень довольна вами, до следующей встречи.