Наталья Мордашкина
Конспект занятия «Знакомство со звуком [Й] и буквой Й» в подготовительной группе
Занятие на тему : «Знакомство со звуком [Й] и буквой Й» в подготовительной группе
Цель: познакомить детей с буквой Й (И краткой) и звуком Й.
Задачи:
Коррекционно - образовательные: учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й’] в словах; образовывать родственные слова.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство со звуком [Й] и буквой Й“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно - развивающие: развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память; совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей.
Коррекционно - воспитательные: воспитывать дружеские отношения между детьми; продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, воспитывать усидчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата.
Материал и оборудование: доска магнитная, картинки на звук Й на каждого ребёнка, массажные мячи, тетради, простые карандаши, полоски бумаги, символы и схемы для звуко – слоговых схем; буквы Й, й.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком, а с каким вы ответите позже. Сначала послушайте меня, я произнесу несколько слов, а вы определите какой звук в этих словах слышится последним.
– чай, май, край, змей.
– Догадались? Правильно это звук Й.
2. Характеристика звука.
Чтобы его правильно произнести: надо улыбнуться, зубки расположены «заборчиком», кончик языка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твёрдому нёбу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя.
– Предлагаю дать характеристику звуку Й?
- Это звук согласный, звонкий (горлышко «работает», всегда мягкий.
3. Произношения звука Й в слогах.
Речевая зарядка:
Ой – ой – ой – это ластик твой?
Ай – ай – ай – наступил теплый май.
Ей – ей – ей – приходи скорей.
4. Словоизменение
Логопед:
Предлагаю поиграть в игру «Измени слово»
так, чтобы в нём появился звук Й. Например: копеечка – копейка.
Отвечаем по цепочке;
Маечка – майка заяц – зайчик (зайка) скамеечка – скамейка
яичко – яйцо соловушка – соловей гаечка– гайка
линеечка – линейка воробышек – воробей леечка– лейка
5. Определить местоположение звука в словах.
Картинки на каждого ребёнка и звуковые схемы. Раздаются картинки, а дети определяют позицию звука в слове.
Логопед: Ребята, у вас на столе есть картинки, возьмите их, произнесите шёпотом свой предмет, определите, где слышится звук Й в вашем слове. А затем закрасьте зеленым цветом то место, где находится звук Й
Ответы детей.
Вывод: чаще всего звук [й’] встречается в середине и в конце слова. В начале слова й встречается редко. Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йога.
6. Деление слов на слоги.
Логопед: А теперь Игра «Слоговой магазин». Деление слов на слоги.
Разделите своё слово на слоги и выложите на столе столько камешков Марблс, сколько слогов в вашем слове.
– А теперь предлагаю немного отдохнуть.
7. Физминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну – ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись
Руками коленей коснулись.
Сели – встали, сели – встал
И на месте побежали.
8. Самомассаж рук с помощью массажного мяча и игра «Наоборот».
– А теперь предлагаю взять из корзины массажные мячи и помассажировать ладони рук. Дети проводят самомассаж рук, катают мяч в ладонях и играют в игру «Скажи наоборот»
Нам с тобой пришёл черёд,
Сыграть в игру наоборот.
– Вы продолжаете катать мяч и отвечать по – очереди:
Высокий – низкий, старший – младший, грязный – чистый,
мягкий – твёрдый, злой – добрый, грустный – весёлый,
широкий – узкий, старый – молодой, тяжёлый – лёгкий.
– Вам понравилась игра, как она называлась? – (игра – наоборот). Пройдите на свои места.
9. Подбор родственных слов.
Логопед: присаживайтесь на места, ребята и послушайте загадку:
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежда в два цвета–
На зиму и лето (заяц).
А как ласково назвать зайца? (Зайчик, зайка). Назовите ещё слова – родственники к слову заяц. (зайчиха, зайчата, заюшка, заинька, зайчишка, зайчище, нора чья? хвост чей? туловище чьё? уши чьи (заячья.).
10. Звуковой анализ слова зайка
Логопед: Вот сколько много слов назвали, а теперь скажите:
– Сколько звуков в слове зайка? (5)
– Назовите первый звук. Последний звук. (2-ой, 3-й, 4 – й звуки.)
– Назовите гласные звуки. Сколько гласных звуков в этом слове? (2 – а, а, значит сколько слогов? – тоже два, напомните правило: сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
– Назовите твёрдые согласные звуки.
– Назовите мягкие согласные звуки.
– Разделим слово чашка на слоги: зай – ка
– Назовите первый слог. (зай) Какой он? (Слог - слияние за, й вне слияния).
– Назовите второй слог. (ка) Какой он? (Слог - слияние ла.)
11. Знакомство с буквой.
Буква Й.
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не спутать с И,
Сверху галочку пиши.
Логопед: На что похожа буква Й? Сколько элементов в букве?
12. Чтение слогов и слов: АЙ, ОЙ, МАЙ, ДАЙ, ЧАЙ, ЧАЙКА, МАЙКА, ЗАЙКА, ГАЙКА.
13. Печатание букв Й, й в тетради.
14. Итог занятия :
Логопед: Скажите, с каким звуком мы познакомились? Какой это звук? Чем понравилось занятие? В чём затруднялись? Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались и играли в игры. Молодцы.