Елена Жилинская
Конспект занятия «Сибирская изба и деревянная резьба» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Тополёк»
с. Новожилкино Усольского района
На тему «Сибирская изба и деревянная резьба»
подготовительная к школе группа
Выполнила воспитатель:
Жилинская Елена Викторовна
март 2022г.
Публикация «Конспект занятия „Сибирская изба и деревянная резьба“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: продолжать знакомить детей с историей родных мест, расширяя их кругозор.
Задачи:
Обучающие: - познакомить детей с искусством деревянной резьбы, как видом народного творчества.
Развивающие: - развивать творческие способности детей, через создание аппликации с использованием элементов деревянной резьбы.
Воспитательные: - воспитывать любовь к родному краю, интерес и почитание его истории, чувство гордости и уважения к народным умельцам.
Предварительная работа: беседа с детьми на тему: «Русский народный быт», рассматривание наглядно-методическое пособие: «Русский народный костюм», рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы», слушание народных мелодий, чтение стихотворений, загадок, пословиц, шуток-прибауток, заучивание пословиц, шуток-прибауток, поговорки, чтение художественной литературы: русские народные сказки, рассказы, былины, рисование предметов русского быта, разучивание русских народных песен.
Методы и приё мы: наглядные: рассматривание материала для изготовления дома; практические: изготовление дома, подвижная русская народная игра «Печка и горшок», словесные: загадки, вопросы, ответы.
Материалы и оборудование: ноутбук, электронное письмо, презентация «Дом музей Тальцы».
Демонстрационный материал: макет русской избы, изделия из дерева для организации выставки, образцы деревянной избы.
Раздаточный материал: шаблоны домов из картона, заготовки из кружева, клеенка, ножницы, кисти, клей, салфетки.
I. Организационно– мотивационный этап.
Звоню в колокольчик, дети собираются около меня.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
II. Основной этап.
-Ребята, нам сегодня в детский сад пришло электронное письмо. Хотите узнать, кто нам его прислал?
(открываю письмо на компьютере и читаю)
Этап постановки проблемы. «Здравствуйте, ребята из Иркутской области! Мы живем в Китае. Китай - это такая многочисленная страна, много многоэтажных домов, небоскребов. Нам бы хотелось побольше узнать о вашей стране, о том, как жили раньше в прошлом вашей стране, как выглядели их дома, какие существовали традиции, но у нас не получается к вам приехать, потому что живете вы очень далеко.»
-Ребята мы будем отвечать на письмо, ведь от нас ждут ответ ребята из Китая?
-Что хотят узнать о нашей стране дети из Китая?
-Хотите ли вы им помочь? Как мы можем им помочь?
(можем рассказать, отправить тоже электронное письмо, можно нарисовать, сделать аппликацию дома (макет).
Этап ознакомления с материалом. Вопросы -А вы знаете о том, как жили раньше ваши прабабушки и прадедушки, как выглядел их дом? (показываю макет дома)
-Как вы думаете, он новый или старый? Из чего он сделан? А какие еще бывают дома? А в каких домах вы живете? Для чего человеку нужен дом, как вы думаете?
- Правильно, дом – это то место, где мы чувствуем себя в безопасности. Вот как о доме говорится в русских пословицах:
«Своя хата – словно родная мать».
«Дома и стены помогают».
«Каково в дому, таково и самому».
(показ макета дома)
- Ребята посмотрите на этот домик. Это сибирская изба. Строить такие избы начали давным-давно. Русский человек всегда селился в лесистых местах по берегам рек. Основным строительным материалом было дерево, из бревен строили дома. Стояла изба лицом к дороге или реке.
Плотник одним топором строит избу, бревна кладут друг на друга, изба будет уютная, просторная. Посмотрите, как сложены бревна у нашей избы.
- А что являлось главным символом каждой сибиркой избы?
- Как она служила людям? Как помогала?
-Правильно! Печь в доме – символ тепла и уюта, без нее не обойтись. Хотите поиграть в игру «Печка и горшок»
Русская народная игра «Печка и горшок»
Дети выбирают, кто из них будет Горшком и Печкой. Горшок берёт в руки большой пустой горшок. Печка отходит в сторону и садится лицом к детям на маленький стул. Горшок подходит к Печке.
Горшок:
Уж я в печке посижу,
Да хозяйке угожу!
Я готовить люблю, всю семью я накормлю!
- Печка-матушка, что сегодня будем варить?
Печка называет любое блюдо, например, щи.
Горшок подходит к детям и спрашивает:
- А что нам нужно для щей?
Каждый ребёнок должен стукнуть по горшку деревянной ложкой и назвать один ингредиент для приготовления щей: картошка, капуста, свёкла и т. д., и так до тех пор, пока не будут названы все ингредиенты блюда.
«Наполнив» горшок, Горшок подходит к Печке, и подаёт его вместе с деревянной ложкой.
Горшок: Горшок, не зевай, в нашу печку полезай! (подаёт горшок Печке) Ну, как борщ?
Печка (понарошку пробует щи) : Вкусно! Очень хорошо приготовили! Спасибо!
-А что люди считали глазами дома
-Окна -это глаза дома, через которые проникают солнечный свет и тепло. Главными украшениями были наличники и ставни. Часто в сказках мы слышим: «Окошечки резные, ставни расписные».
(демонстрирую изображение наличников и ставней, элементов декора наличников)
-Оформление наличников нередко отображало характер хозяина, его вкусы и интересы. Они служили для красоты окна. Ставни защищали от дождя и снега, на ночь их закрывали. С улицы каждый мог видеть, открыты утром ставни – хозяева встали, а закрыты - значит, спят или их нет дома.
Ребята в нашей Иркутской области находится музей деревянного зодчества «Тальцы». Там собраны интересные дома со всей нашей области. Я предлагаю вам отправится в виртуальную экскурсию.
Просмотр презентации «Дома музея Тальцы».
-Ребята посмотрите еще раз на дома, которые украшены деревянной резьбой. На что похожи эти элементы?
-Предлагаю вам проявить фантазию и украсить образцы домов по вашему вкусу и желанию.
-Перед тем как нам приступить к работе мы проведем небольшую физкультминутку.
Физкультминутка
Как в деревне у пруда
Стоит ладная изба.
Окошечки резные,
Ставни расписные,
Живет там дружная семья –
Хозяйка, хозяин и их сыновья.
Рядом с домом сосна растет.
Петушок в саду поет
И забор резной стоит.
Улыбаться всем велит
Солнце было, дождик шел
И тюльпан в саду расцвел.
Этап практического решения проблемы.
-А сейчас ребята, проходите за столы, где стоят макеты домов. Лежат разные красивые кружева. Я предлагаю вам украсить дома на свое усмотрение, по своему вкусу.
-И помните: «Поспешишь, людей насмешишь»; «Семь раз отмерь, один отрежь».
III. Заключительный этап.
- Посмотрите, в начале занятия все домики были одинаковые. Но вот вы украсили их резными узорами, и все домики стали разные и очень красивые. Если все дома собрать вместе, то получится настоящая сибирская деревня.
- А как вы думаете, сейчас можно увидеть такие дома с деревянной резьбой?
-Дома деревянной резьбой теперь меньше украшают, но искусство деревянной резьбы сохранилось.
-Давайте пройдем на выставку, и я вам о ней расскажу.
Выставка изделий из дерева.
-Ребята, и что мы ответим на письмо детям из Китая?
-Да, хорошая идея с фотографиями.
-Вы все были молодцы, хорошо отвечали, внимательно слушали.
-Спасибо вам.