Кадышева Ксения
Конспект занятия «Развитие речи и автоматизация звуков для детей с ОНР по русским сказкам»
Конспект занятия для дошкольников.
Тема: «Развитие речи и автоматизация звуков для детей с ОНР на тему сказки».
Актуальность
Занятия по логопедии и дефектологии для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) имеют важное значение для коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков. Использование сказок в качестве материала для занятий позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным для детей, а также способствует развитию воображения, внимания и памяти. Применение игровых методик и интерактивных заданий помогает удерживать внимание детей и делает обучение более эффективным.
Публикация «Конспект занятия „Развитие речи и автоматизация звуков для детей с ОНР по русским сказкам“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки от А до Я
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Сказки являются универсальным инструментом для развития речи, поскольку они содержат разнообразные лексические единицы, грамматические конструкции и фонетические элементы. Кроме того, сказки позволяют детям с ОНР практиковать различные виды речи : диалогическую, монологическую и описательную. Это способствует формированию связной речи и улучшению коммуникативных навыков.
Цели и задачи
Цель: развитие речевых навыков у детей с ОНР через автоматизацию звуков и работу над разными видами речи (диалогической, монологической, описательной) с использованием игровых методик.
Задачи:
Автоматизация звуков в различных речевых ситуациях через игровые задания:
Работа над произношением автоматизируемых звуков в изолированном виде с использованием игровых упражнений (например, «Звуковые прятки»).
Произношение звуков в слогах, словах и фразах с применением интерактивных карточек и картинок.
Использование игровых заданий для закрепления произношения звуков (например, «Назови героев сказки, в именах которых есть звук [л]», с использованием игрушек или фигурок героев).
Развитие навыков диалогической речи через обсуждение сюжета сказки и ролевые игры :
Обсуждение сюжета выбранной сказки с применением ролевых игр (например, «Интервью у героя сказки»).
Вопросы и ответы по сюжету сказки с использованием наглядных материалов и игрушек.
Ролевые игры, в которых дети могут примерить на себя роли героев сказки и поговорить от их имени, с применением костюмов и атрибутов.
Формирование умения составлять описательные рассказы о героях и событиях сказки с использованием прилагательных и наречий :
Составление описательных рассказов о героях сказки с использованием прилагательных и наречий, с применением наглядных материалов (картинки, игрушки).
Описание событий сказки с использованием прилагательных и наречий, с применением интерактивных заданий (например, «Расскажи, что случилось с героем, используя слова: смелый, храбрый, отважный»).
Развитие внимания, памяти и воображения через интерактивные задания на основе сюжета сказки :
Задания на запоминание и воспроизведение элементов сюжета сказки.
Игры на развитие внимания и концентрации, связанные с сюжетом сказки (например, «Найди отличия между двумя картинками из сказки»).
Творческие задания на развитие воображения (например, «Придумай продолжение сказки»).
Коррекция фонетико-фонематических нарушений с применением игровых упражнений:
Упражнения на различение и дифференциацию звуков с использованием игровых материалов.
Игры на развитие фонематического восприятия (например, «Угадай звук»).
Задания на формирование правильного произношения звуков в различных позициях слова.
Предполагаемый результат
По итогам занятия дети должны :
уметь произносить автоматизируемые звуки в различных словах и фразах;
активно участвовать в обсуждении сюжета сказки, задавать вопросы и отвечать на них;
составлять короткие описательные рассказы о героях сказки, используя прилагательные и наречия;
проявлять интерес к игровым заданиям на основе сюжета сказки и активно участвовать в них.
Ход занятия
Введение в тему занятия :
Педагог: «Ребята, сегодня мы поговорим о сказках. Какие сказки вы знаете? Кто ваши любимые герои?»
Беседа о любимых сказках детей с использованием наглядных материалов (картинки, книжки).
Обсуждение основных героев и событий в сказках с применением вопросов, стимулирующих мышление и воображение.
Создание атмосферы интереса и вовлечённости через использование ярких иллюстраций и игрушек.
Автоматизация звуков :
Педагог: «Давайте поиграем в "Звуковые прятки". Я буду называть слова, а вы должны сказать, какой звук вы слышите в этом слове».
Работа над произношением автоматизируемых звуков в изолированном виде с использованием игровых упражнений (например, «Звуковые прятки»).
Произношение звуков в слогах, словах и фразах с применением интерактивных карточек и картинок.
Использование игровых заданий для закрепления произношения звуков (например, «Назови героев сказки, в именах которых есть звук [л]», с использованием игрушек или фигурок героев).
Применение различных методов и приёмов для автоматизации звуков, таких как повторение, имитация, сопоставление и противопоставление.
Развитие диалогической речи :
Педагог: «Давайте представим, что мы находимся в сказке. Я буду задавать вам вопросы о сюжете, а вы будете отвечать».
Обсуждение сюжета выбранной сказки с применением ролевых игр (например, «Интервью у героя сказки»).
Вопросы и ответы по сюжету сказки с использованием наглядных материалов и игрушек.
Ролевые игры, в которых дети могут примерить на себя роли героев сказки и поговорить от их имени, с применением костюмов и атрибутов.
Развитие навыков ведения диалога, умения задавать вопросы и отвечать на них, поддерживать разговор.
Формирование описательной речи :
Педагог: «Расскажите мне о герое сказки, используя слова-описания. Какой он? Что он делает?»
Составление описательных рассказов о героях сказки с использованием прилагательных и наречий, с применением наглядных материалов (картинки, игрушки).
Описание событий сказки с использованием прилагательных и наречий, с применением интерактивных заданий (например, «Расскажи, что случилось с героем, используя слова: смелый, храбрый, отважный»).
Развитие умения составлять связные рассказы, использовать разнообразную лексику, описывать героев и события.
Игровые задания на основе сюжета сказки :
Педагог: «Давайте поиграем в "Угадай героя". Я буду описывать героя сказки, а вы должны угадать, кто это».
«Угадай героя» — дети описывают героя сказки, а остальные угадывают, с использованием игрушек или фигурок героев.
«Что было дальше?» — дети продолжают сюжет сказки, придумывая новые события, с применением наглядных материалов и игрушек.
«Сказочные загадки» — дети загадывают друг другу загадки о героях и событиях сказки, с использованием наглядных материалов.
Развитие воображения, творческого мышления, умения придумывать новые сюжеты и персонажей.
Заключение:
Педагог: «Какое у вас впечатление от занятия? Что вам понравилось? Что было сложно?»
Подведение итогов занятия с использованием обратной связи от детей (что понравилось, что было сложно).
Обсуждение, что нового узнали дети, какие звуки научились произносить, с применением наглядных материалов и игрушек.
Закрепление полученных знаний и навыков, мотивация детей к дальнейшему изучению сказок и развитию речевых навыков.
Вывод
Занятие по логопедии и дефектологии на тему «Развитие речи и автоматизация звуков для детей с ОНР на тему сказки» позволяет комплексно подойти к коррекции речевых нарушений у детей. Использование сказок и игровых методик делает процесс обучения интересным и увлекательным, способствует развитию коммуникативных навыков, воображения и внимания. Регулярные занятия по данной методике способствуют улучшению речевых навыков детей с ОНР и подготовке их к дальнейшему обучению.
Такой подход к занятиям помогает детям не только улучшить свои речевые навыки, но и развить уверенность в себе, научиться выражать свои мысли и чувства, что является важным шагом на пути к успешной социальной адаптации.