Тина Букулова
Конспект занятия «Мир стекла»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Букулова Т. С.
2017г
Цель:Познакомить детей с историей возникновения стекла. Дать представление о свойствах стекла и областях применения. Закрепить знания о цвете и оттенках стекла. Развивать память, мышление, воображение, речь, умение составлять предмет из частей. Воспитывать бережное отношение к вещам.
Активизация словаря: - прозрачное, хрупкое, плотное, гладкое, прочное.
Публикация «Конспект занятия „Мир стекла“» размещена в разделах
Материал: предметы из стекла, стеклянные камушки, песок, ракушки, зола, пластмассовые стаканы, металлические изделия, набор для детской игры.
Ход занятия:
Восп: Ребята вы любите играть? Хотите? Встаньте полукругом:
- здравствуй небо (руки вверх)
- здравствуй земля (приседают)
- здравствуйте мои друзья (руки вперед)
- один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)
Будем вместе отдыхать.
- один, два, три, четыре, пять (разгибают пальцы)
Будем дружно мы играть (хлопки).
Восп: Ребята у меня для вас есть сюрприз. Нас пригласили в стеклянную страну и прислали письмо. Его прислала сама королева стеклянной страны. Вот что она пишет. «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Королева Стеклянной Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу вас познакомить с ними. Если вы будете внимательными активными, то узнаете много интересного и нового. А для этого, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить одно задание» : - Назвать вежливые слова.
Восп: Ребята, хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? – Да.
- Ну тогда давайте выполним задание Королевы.
- Дети называют вежливые слова: (здравствуйте, доброе утро, добрый день, пожалуйста, извините, будьте добры) и т. д.
Восп: Ребята, вы столькомного вежливых слов назвали, что Королевав восторге от ваших ответов, она разрешила нам побыть в стеклянной стране. (воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат предметы из стекла, накрытые салфеткой).
Восп: Мы с вами выполнили задание Королевы
- Давайте скажем все вместе: «Раз, два, три – Салфетку убери!» (восп. Убирает салфетку)
- Посмотрите какая красота, какая красивая посуда, как они блестят. Интересно из чего они сделаны?
Заведующая МБДОУ
«Детский сад № 10 с. Октябрьское» Каргиева З. Б.
Дети: Из стекла.
Восп: А как вы узнали, что все они из стекла?
- Ответы детей.
Восп: А вы знаете, как появилось стекло? Нет. (Дети садятся, воспитатель рассказывает историю появления стекла).
Ребята, есть такая пословица: «Дело - мастера боится». А вы знаете пословицы?
Дети:
1. «Мастер на все руки».
2. Человек творит чудеса.
3. Если не знаешь - спроси.
Заведующая МБДОУ
«Детский сад № 10 с. Октябрьское» Каргиева З. Б.
Восп: Стекло придумал человек. Это дело рук человека, его зовут мастер-стеклодув. Вот послушайте, как он его придумал.
- Пришел мастер- стеклодув в свою мастерскую, посреди которой стояла большая печь. Взял он чистый речной песок, ракушки и золу (соду и мел, перемешав, как следует эту смесь, он положил в глиняный горшочек и поставил на печь. В печи был сильный-сильный жар, и от этого жара вся смесь расплавилась, получилось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер взял глиняную трубку, захватив из печи немного стеклянной массы, пока не остыла и начал дуть в трубку и делал разные вещи. А для получения кувшинчиков эту массу выдувал в специальные формочки.
- Как зовут человека, который работал со стеклом?
Дети: Мастер-стеклодув.
Восп: А сейчас мы с вами познакомимся со свойствами стекла. Он обладает многими свойствами. (Дети подходят к выставке, берут предметы и описывают, определяют толщину, цвет).
- Воспитатель опускает в стакан цветной шарик.
- Дети, что в стакане?
Дети: розовый, красный шарик
Восп: А как вы узнали?
Дети: Стекло прозрачное, через стекло все видно.
Молодцы.
Восп: А где еще используют это уникальное свойство «прозрачность»?
Дети: Стекла в машинах, аквариумах, часах, лупа, люстры, лампочки, окна из стекла и т. д.
Восп: А какое еще бывает стекло по цвету?
Дети: Стекло еще бывает по цвету цветное.
Восп: Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе (зеленая бутылка, синий графин, красный стакан, желтый бокал и т. д.) Значит они цветные.
- А если уронить предмет, что с ним случиться?
- Разобьется. Правильно, он разобьется. А почему?
Дети: Потому что он хрупкий. Правильно. Значит стекло хрупкое – это уже одно свойство.
Восп: Как надо обращаться со стеклом?
Дети: Осторожно, держать крепко
Заведующая МБДОУ
«Детский сад № 10 с. Октябрьское» Каргиева З. Б.
1 опыт.
Восп: А теперь определим на ощупь. - Взять в руки стекло, провести по нему рукой, прислонить к щечке и сказать какое оно на ощупь? – гладкое, холодное.
Отсюда делаем вывод: - стекло гладкое, холодное.
2 опыт Восп:– А сейчас возьмите киндеры или цветные камушки, опустите в стакан, что вы видите в стакане? (воспитатель спрашивает каждого, у кого какая игрушка или камень). Дети определяют, что стакан прозрачный. Делаем вывод, что стекло прозрачное.
3 опыт. Восп: Давайте определим, стекло тяжелое или легкое. Дети сами наливают воду в стакан, опускают туда стеклянный камешек, потом киндеры или спички. Камушек опустился на дно, а спичка плавает. Вывод: стекло тяжелое, а дерево легкое.
4 опыт Восп: - Ребята, скажите пожалуйста. Как вы думаете, стекло меняет свой наряд или нет? Если да, то как?
- Давайте проведем опыт: Если наполнить стакан молоком – будет белым. Если, наполнить чаем – будет коричневым. (Дети наполняют соком свои стаканы и определяют цвет, наряд.)
- Ребята, посмотрите, где-нибудь потекло?
- Значит, стекло водонепроницаемое.
Делаем вывод, что стекло не пропускает воду – водонепроницаемое.
Заведующая МБДОУ
«Детский сад № 10 с. Октябрьское» Каргиева З. Б.
5 опыт Восп: - Как вы думаете, если я налью в стакан горячую воду, что случится?
Дети: - Он станет теплым.
Восп: - Правильно. Значит стекло обладает теплопроводимостью.
6 опыт Восп: - Ребята, а вы знаете, что у стекла есть голос, он создает мелодичный звук. (воспитатель палочкой стучит по различным предметам, дети угадывают по звуку, какой предмет).
7 опыт Восп: - Если мы возьмем в одну руку пластмассовый стакан, а в другую стеклянный и сильно сожмем, что произойдет?
( Дети делают вывод: пластмасса помнется, так как она мягкая, а стекло нет, потому что оно прочное). Значит - стекло прочное.
8 – Игра «Стекло – металл
Воспитатель показывает детям бокал и ложку.
Восп: Бокал и ложка давние друзья и великие спорщики.
- Ложка спорит, что из металла делают много полезных предметов.
- Бокал утверждает, что из стекла гораздо больше.
Как разрешить их спор? Кто из них прав?
Дети делятся на две команды:
1 команда - за ложку.
2 команда - за бокал.
(Дети называют по очереди предметы).
Восп: - Молодцы ребята, выходит так, что и бокал и ложка были правы.
Д/И «Хорошо - плохо»
- Дети находят хорошие и плохие качества стекла и металла.
Восп: Ребята у Королевы случилась беда, в ее магазине разбилась посуда, надо ей помочь (закрепить правила обращения со стеклом).
Д/И «Разбитая посуда».
Ход игры: В конверте находятся силуэты стеклянной посуды, разрезанной на несколько частей. Задача детей, собрать целый силуэт.
Восп: - Ребята, что мы нового и интересного узнали сегодня на занятии? С чем мы познакомились?
- Что вам больше всего понравилось?
- Какое стекло?
- Сегодня все хорошо постарались. Молодцы.
Заведующая МБДОУ
«Детский сад № 10 с. Октябрьское» Каргиева З. Б.