Ольга Лескова
Конспект занятия по знакомству с с дымковской игрушкой «Ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему: «Ярмарка»
Задачи:
• Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
• Обратить внимание детей на образную выразительность предметов искусства.
Публикация «Конспект занятия по знакомству с с дымковской игрушкой „Ярмарка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
• Формировать представление о некоторых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).
Материалы: 4-5 дымковских игрушек (барыня, лошадка, индюк, баран, и пр., изделия народного промысла, дидактическое пособие с элементами дымковских игрушек.
ХОД НОД:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня отправимся на ярмарку. А что такое ярмарка?
Дети: Народное гуляние.
Воспитатель: В городе Кирове над крутым берегом реки Вятка, у городских стен каждую весну шумела, кипела ярмарка- свистунья. На ярмарке было очень весело: яркие игрушки, свист, народный театр с Петрушкой, пляшущий медведь. Все это было на ярмарке свистуньи. Всю зиму женщины лепили свистульки для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник свое название- «Свистунья». Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много лет подряд. Бабушки учат своих детей и внучек. И в наше время в Вятке, которая называется Киров, находятся мастерские дымковских игрушек. И если мы с вами зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, бараны в штанишках, барыни и кавалеры- все это настоящее чудо. Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что все очень просто. (показ воспитателя).Вот отщипнула кусочек глины побольше, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлепала в лепешку, вот свернула лепешку воронкой- получилось юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, ведерки вылепила, на голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. Оставила фигурку сушиться сначала на лавке, а потом в печке. Из печки выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать. И выходят из-под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, точки. Все на своем месте и все горят ярко. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, синие - пестро и весло как в хороводе. Но, оказывается, работа еще не закончена. Еще предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место - барыням на кокошники и шляпы, петухам- на гребешки.
Ребенок:
Всем, всем, всем! Только у нас!
Только для вас, звонкая веселая ярмарка!
Воспитатель: Ребята, на ярмарке добры-молодцы показывали свое мастерство.
Мальчик:
Проходи честной народ
Не пыли дорожка,
Добры - молодцы идут
Погулять немножко.
«ХОДЬБА ПО ВЕРЕВКЕ» (мальчики)
Девочка:
Тара-ра, тара-ра
Идут девки с терема
Песни петь да плясать
Всех вокруг забавлять.
Девочки поют «ЧАСТУШКИ».
Воспитатель: На ярмарке еще катались на карусели.
Подвижная игра «Карусель».
Ребенок:
Ярмарка, ярмарка,
Широкая Ярмарка!
Ну-ка все повеселимся,
В хороводе покружимся.
Хоровод «ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА».
Воспитатель: А теперь мы с вами посмотрим игрушки.
Ребенок:
Налетайте! Налетайте
Покупайте! Покупайте!
Водоноски и зверушки!
Посмотрите, как живой,
Есть и конь здесь удалой,
Наша барышня в прекрасном
В ярком платье расписном
Краснощека, круглолица,
Полюбуйся-ка, народ!
Воспитатель: Давным-давно тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, что фигуры животных и людей помогают им защищать себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силу тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.
- Посмотрите, все эти фигурки людей, птиц, зверей- игрушки, сделанные из глины мастерами из Дымковской слободы.
Ребенок:
Все игрушки не просты
А волшебно - расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель: А теперь выберите понравившуюся игрушку и распишите ее.
В конце занятия дети выбирают самые красивые игрушки.