Светлана Третьякова
Конспект занятия «На помощь сказочным героям» Познавательно — исследовательская деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
воспитатель высшей категории Третьякова С. Н.
МАДОУ д/с№54 г. Калининград
подготовительная группа
Цель: Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи: Образовательные:
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле».
Продолжать формировать умения самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, делать обобщения.
Закреплять знания о прямой и обратной последовательности чисел, умение называть последующее и предыдущее число.
Развивающие:
Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, умение выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ.
Развивать коммуникативные и социальные навыки, умение отстаивать своё мнение.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим, аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование: письма от героев сказок о помощи, железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, магниты разного вида, магнитная доска, магнитные цифры, бабочки, тарелки для раздаточного материала, разные крупы, стаканы с водой, магнитики на каждого
Техническое оснащение: ноутбук, мультфильм «Лунтик и его друзья».
Предварительная работа:
- опыты с магнитом; игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».
Ход :
Отгадайте загадку:
Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий, непременно,
Найдёт иголку в куче сена. (Магнит) №1
А какой он, магнит на ощупь? Даю потрогать. Дети рассказывают – тяжелый, холодный, железный. А что такое магнит? (Показ) 2
Магнит – это маленький кусочек железа, он притягивает металлические предметы. А как вы сможете отличить металлические детали от остальных? Чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит. А вы знаете, как называются предметы, притягиваемые магнитом? Магнетические предметы, они примагничиваются. Свойство магнитов, притягивать предметы, называется магнитной силой.
Ребята, а вы любите сказки. И я люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. Я предлагаю поиграть и что-то новое узнать. Согласны?
Письмо №1
-К нам из волшебной сказочной страны пришли письма от сказочных героев. Показываю конверт №1 с картинкой от кого оно? (Незнайка) №3
«Привет, ребята! Это я, Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я хотел им помочь ее отремонтировать. Но для ремонта нужны только железные детали, а я не знаю, как их определить. Помогите мне, пожалуйста.»
- Как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь Незнайке? Как?
- Как мы сможем отличить железные детали от остальных? (Нужно использовать магнит).
- Почему нужно использовать магнит?
- Что мы знаем о свойствах магнита? (Магнит имеет свойство притягивать к себе железные предметы).
- Как эти свойства можно проверить? (Взять магнит и провести эксперимент).
- На столах лежит множество предметов из разных материалов. Вам нужно отобрать только железные и положить их в коробочку.
- Какие материалы вы видите на подносах? (бумага, резина, ткань, пластмасса, железо, дерево).
- Нам нужно по очереди проверить, какие материалы притягивает магнит. Приступайте! №4
Опыт №1
Дети проводят магнитом над предметами, и железные детали притягиваются. Ребята, расскажите, что делали, и что получилось? Почему так происходит? Потому что на железные предметы действует магнитная сила. Давайте пошлем Незнайке магнит.
Письмо №2
Показываю письмо №2 от кого оно? (Буратино)
«Я, Буратино потерял свой золотой ключик в пруду, помогите мне. Я не знаю, как достать ключик и прошу вашего совета, помогите!» (Дети высказывают свои предположения).
Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде (в стакан с водой опускаем скрепку, и магнитом через стекло достаем скрепку не замочив рук).
Опыт №2
Ребята, как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук? Показываю, как это сделать (вести магнитом по стенке стакана). Расскажите, что вы делали и что получилось? Что двигало скрепку? (магнитная сила).
Вывод: магнит сохраняет свои свойства и действует через стекло и воду.
Давайте пошлем Буратино магнит.
Физкультминутка:
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.) №5
Письмо №3
У нас еще один конверт от кого он, показываю? От Золушки.
«Злая мачеха подкинула мне очередную работу, она закинула в разные крупы – гречневую, манную, пшеничную и другие: металлические предметы и наказала всё быстро перебрать». №6
Опыт №3 «Поможем Золушке».
Давайте поможем Золушке? Как можно перебрать? №7
Я предлагаю вам при помощи волшебных магнитов собрать металлические предметы, затерявшиеся в крупе с помощью магнита. №8
Вывод: металлические предметы, можно собрать с помощью магнита.
Письмо №4
Ребята, посмотрите, следующее письмо от Василисы Премудрой «Маленькие мои друзья, меня похитила Баба Яга. Она нашла камень волшебный, притягивающий металлические предметы и не отпускает меня, пока я ей не расскажу про этот камень. Очень интересует ее вопрос, как он появился и для чего нужен?»
Легенда о магните рассказывают дети.
Ребята, а пройдут ли магнитные силы через картон? Давайте проверим. У нас есть, красивые полянки с цветами на них прилетели бабочки, пусть они полетают с цветочка на цветок. №9
Опыт №4
Дети кладут под картинку магнит, на картинку бабочек, двигая магнит, наблюдают за полетом бабочек. №10
Ребята, расскажите, что вы делали, и что у вас получилось? Вывод: магнитные силы действуют через картон. №11
Физминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите. Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Руками коленей коснулись. Сели - встали, сели – встали И на место побежали.
конверт №5
У нас ещё есть конверт от кого он, показываю? – Кот Ученый
«Здравствуйте, ребята, я Кот Ученый, покажите, как ведут себя вместе 2 магнита».
ИГРА «2 магнита».
А сейчас проведём ещё один интересный опыт. Нам пригодятся для этого только 2 магнитика.
Подносим магниты друг к другу – разными полюсами: магниты притягиваются.
Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу - одинаковыми полюсами: магниты отталкиваются. Почему?
Вывод: у каждого магнита есть два полюса – южный и северный. Они окрашены разным цветом Северный – синий, южный красный. Магниты разного полюса притягиваются, одинакового – отталкиваются.
Ребята, давайте еще раз повторим, что мы узнали и что делали:
1. Магнитные силы проходят через крупу
2. Магнитные силы проходят через воду и стекло
3. Магнитные силы проходят через картон
4. Магнит притягивает только железные предметы
5. Магнит разного полюса притягивается, одинакового – отталкивается
Работа с игровизором: «Что притягивает магнит?»
Ребята у каждого из вас есть таблица, протяните стрелочки к магниту, что он притягивает? №12
Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, где в нашей группе можно увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; магнитные игры – настольные (магнитный конструктор, шахматы, шашки, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами, в календаре природы, магнитная доска для рисования). №13
А как вы думаете, где используется магнит вообще? – дома: в наушниках, в телефонной трубке, электрозвонок, держатель по периметру холодильника на дверце, на банковской карте, магнитные замки, в украшениях – браслет, ожерелье с магнитными застёжками. В производстве: в автомобилях, в вентиляторах, для поднятия тяжестей и т. д. – просмотр на картинках на доске.
Где еще используются магниты?
Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов. Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).
Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.
Показываю картины, где используют магнит. Ребята, а хотите посмотреть, что случилось с Лунтиком и его друзьями, когда они нашли магнит? Показ мультфильма «Лунтик. Магнит» Итог: Ну, вот, ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительным камнем – магнитом. Вы сегодня были молодцы, активно работали, помогли Незнайке и его друзьям, Золушке и Буратино. Что нового вы сегодня узнали?
Чтобы наше занятие у вас запомнилось, я хочу подарить вам в группу игру «Рыбалка», с которой вы сможете вместе поиграть.