Евгения Валькова
Конспект занятия «На помощь другу» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №165 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
По социальному миру
Старшего дошкольного возраста
Группы №2 «Колобок»
«На помощь другу»
Воспитателя 2 категории
Вальковой Евгении Вячеславовны
Новосибирск - 2010
Цель
Публикация «Конспект занятия „На помощь другу“ в старшей группе» размещена в разделах
Приобщение детей к социальному окружению (железнодорожному транспорту).
Задачи
1. В ходе игровой деятельности детей, расширить понятийный словарь о железнодорожном транспорте.
2. Закрепить знания о правилах поведения на железной дороге и умение применять их в социальной действительности.
3. Обогащение словаря. Уточнение лексического значения слов.
4. Развитие темпо-ритмических структур речи.
Словарная работа
Закрепление Новые слова
почтовый лесовоз
товарный вагон-хоппер
состав полувагон
электровоз кроссворд
паровоз депо
машинист семафор
железная дорога
отзывчивость
доброта
помощь
вертикальная и горизонтальная
линии
карта-схема
правила
вокзал
станция
Предварительная работа
Загадывание и отгадывание загадок, разучивание стихотворений, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, изготовление книги «Правила поведения на железной дороге».
Оборудование
Детский костюм сороки, игровой персонаж Буратино, фуражка для машиниста, кроссворд, названия станций под номерами с заданиями, письмо с картой-схемой, дидактическая игра «Собери состав».
Ход занятия
Воспитатель: - ребята, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать
В дом пришла игрушка к нам –
Деревянный мальчуган.
Ключик он в руке несет,
Нос во все дела сует
Потому, наверно, носит
Мальчик очень длинный носик.
Дети: Буратино!
Воспитатель: - правильно, Буратино. Он должен был сегодня к нам в гости зайти. Но что-то его все нет и нет. Может что-то случилось?
(стук в дверь, входит ребенок в костюме «сороки» с письмом)
Сорока: - здравствуйте ребята, это группа «Колобок» (да, значит это письмо вам. (уходит)
Воспитатель: - давайте прочтем. (читает)
Ой беда, беда, спасите, помогите
Потерялся я, друзья.
Я от поезда отстал
Путь-дорожку потерял.
- от поезда отстал, как же могло такое случиться? Ребята разве можно одним, без взрослых, куда-либо ездить? (ответы детей)
Воспитатель: что же нам теперь делать? (ответы детей)
Воспитатель смотрит на письмо
- Ребята, смотрите, на обратной стороне нарисована карта-схема, по ней мы найдем нашего Буратино.
- На чем же нам отправиться в путь? (на поезде)
Воспитатель надевает фуражку машиниста, по сигналу гудка поезда дети строятся, изображая вагоны. Передвигаются по группе со словами :
Вот поезд наш едет, колеса стучат, (сила голоса увеличивается,
А в поезде этом ребята сидят. от тихого к громкому)
Ту-ту-ту, ту-ту-ту, далеко я укачу.
Подъезжают к первой станции (табличка с номером и заданием)
Воспитатель: читает «Поэтическая», что бы это значило? (наверно поэты живут) А, что поэты пишут? (стихи)
Воспитатель смотрит на задание.
- Да, ребята, здесь нам необходимо прочитать стихи на железнодорожную тему, про поезда, электрички, паровозы, вы знаете такие? (да)
Дети читают стихи.
Поезд дальнего следования
Тук-так,тук-так – музыка такая
Под колесами звучит не переставая.
Поезд спорит с ветерком:
«Ну-ка,кто быстрее?»
Машинист глядит вперед: Поезд
Семафор краснеет, Поезд мчится, поезд мчится:
Значит, надо сбавить ход Тук-тук-тук-тук-тук!
И остановиться, Сердце радостно стучит:
А дадут зеленый свет – Тук-тук-тук-тук!
Поезд вновь помчится. Поезд, поезд, торопись!
Ветер обогнав, примчись!
Электричка Днем и ночью стук колес:
Электричка, как стрела, Тук-тук-тук-тук!
Нас по рельсам понесла. Долго ждать пришлось:
До свиданья, зимний лес, Тук-тук-тук-тук!
Полный сказок и чудес. Этим поездом домой
Приезжает папа мой.
Паровоз опять погудел… Этот поезд ждут с утра,
Он что-то сказать хотел… Приближается … ура!
А мы уже спать легли…
Ему там бежать вдали…
Он что-то гудит, гудит…
В нем что-то болит, болит…
Наверно, кричит он «У-у-у-у!
Я тяну и тяну-у-у-у.
Паровоз
Паровоз, паровоз, Кто едет в поезде?
Новенький, блестящий! Плюшевые мишки.
Он вагоны повез, Кошки пушистые,
Будто настоящий. Зайцы и мартышки.
Воспитатель: - молодцы ребята, (смотрят на карту-схему, следующая какая у нас станция? (вторая)
По сигналу гудка строятся в вагоны, передвигаются по группе со словами :
За-гу-дел па-ро-воз (слова делятся на слоги,
И ва-гон-чи-ки по-вез каждый слог отбивая ногами)
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Да-ле-ко их ука-чу.
Воспитатель: - я вижу, следующую станцию, останавливаюсь. Ребята, давайте вспомним правило, как надо сходить с поезда. (аккуратно, не толкаться). Правильно, эта станция называется «Ремонтная». Как вы думаете, почему она так называется? (ответы детей)
Рассматривают половинки вагонов.
Здесь задание «Собери состав», справитесь? (да)
Дети на столах выкладывают из вагонов – состав.
Воспитатель: - молодцы, справились, а теперь давайте посчитаем, сколько вагонов в составе? Дети сначала считают вместе: 1,2,3,4…8
Воспитатель: я теперь посчитаем по другому, я начну, а вы продолжите: 1 вагон, Семен – два вагона (дети продолжают, три вагона, … восемь вагонов). А теперь давайте скажем, как эти вагоны называются, и что они перевозят.
- Лиза, назови свой вагон (я собрала почтовый вагон, он перевозит письма, бандероли, посылки); и так все дети.
- молодцы, нам надо отправляться дальше (смотрят на карту-схему, какая следующая станция (номер три)
По сигналу гудка строятся в вагоны, передвигаются по группе со словами :
Вот поезд наш едет, колеса стучат, (сила голоса увеличивается,
А в поезде этом ребята сидят. от тихого к громкому)
Ту-ту-ту, ту-ту-ту, далеко я укачу.
Станция «Игровая», какое интересное название, как вы думаете, почему она так называется?
Поиграть в игру «К нам приехал паровоз»
Знаете такую? (да)
Игра «К нам приехал паровоз»
К нам приехал паровоз:
- Что с собою он привез?
Он устал, он глух и нем,
Он привез вагончик
- С чем? (предложения детей, выполнение движение по группе)
Три разных варианта, например: с хлопушками, с петухами, с лошадками)
Воспитатель: молодцы, ну, что отправляемся дальше?
По сигналу гудка строятся в вагоны, передвигаются по группе со словами :
За-гу-дел па-ро-воз (слова делятся на слоги,
И ва-гон-чи-ки по-вез каждый слог отбивая ногами)
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Да-ле-ко их ука-чу.
Воспитатель: читает название станции «Загадочная» Что же здесь такого загадочного? Предположения детей: (здесь надо отгадывать загадки)
Смотрит на задание.
- Да, здесь необходимо отгадать загадки.
Давайте присядем на эти мягкие подушечки и попробуем разгадать.
Загадки:
Мимо рощи, Железные избушки
Мимо яра Держатся друг за дружку
Мчит без дыма Одна с трубой
Мчит без пара Тянет всех за собой.
Паровозова сестричка (поезд)
Кто такая? (электричка)
Полотно, а не дорожка, Я зашел в зеленый дом
Конь не конь – сороконожка И не долго пробыл в нем.
По дорожке той ползет, Оказался этот дом
Весь обоз один везет. Быстро в городе другом.
(железная дорога) (вагон)
Кусочек бумажки Через поле и леса
Держу я в кармашке. Мчатся, мчатся поезда
В любой транспорт без него Семафор, гудок и свист…
Не пропустят никого. Вдаль везет нас …
(билет) (машинист)
Прямой, высокий и худой
Стою с протянутой рукой.
Не отдыхаю никогда,
Проходят мимо поезда.
Я руку подниму свою
И машинисту говорю:
«Спокоен будь – свободен путь» (семафор)
Воспитатель: молодцы, все загадки отгадали, можно отправляться дальше. Сверяются с картой.
- Осталась последняя станция
По сигналу гудка строятся в вагоны, передвигаются по группе со словами :
Вот поезд наш едет, колеса стучат, (темп голоса увеличивается,
А в поезде этом ребята сидят. от тихого к громкому)
Ту-ту-ту, ту-ту-ту, далеко я укачу.
Воспитатель: - Приехали, и эта станция называется «Любознайка». А почему же эта станция так называется? (предположения детей)
- демонстрирует кроссворд
Воспитатель: смотрите, что это? (кроссворд) И здесь задание, (читает)
Необходимо разгадать четыре слова по горизонтали, и мы узнаем зашифрованное слово по вертикали.
Демонстрирует указкой слова, читает вопросы.
1. Как называется длинная сцепка вагонов? (состав)
2. Что проверяет проводник у пассажиров перед входом в вагон? (билет)
3. Место ожидания и прибытия поезда? (вокзал)
4. Дом для вагонов и электровозов? (депо)
Воспитатель: Теперь мы можем прочитать зашифрованное слово (ведет указкой) по-езд, сколько в этом слове слогов (дети прохлопывают в ладоши, считают, два)
Подведение итога
Ну вот мы и проехали все станции, но что-то Буратино не видно. Давайте с вами присядем, да вспомним, где мы были и, что делали.
Станция №1, кто помнит, как она называлась? А какое задание мы на ней выполняли? (станция «Поэтическая», мы рассказывали стихи)
Перечисление детьми всех станций и заданий
- Ребята, а какое задание, или станция вам больше всего понравилась?
Ответы детей, воспитатель обращает внимание детей на появившегося Буратино.
- Смотрите а вот и наш Буратино!
(далее говорит за Буратино и за себя)
Воспитатель: Здравствуй Буратино!
Буратино: здравствуйте, спасибо, ребята, что вы за мной приехали, вы настоящие друзья!
Воспитатель: конечно друзья, и мы друзей в беде не бросаем. Правда ребята? (да) Но, что с тобой, Буратино, случилось?
Буратино: я поехал на поезде к своему другу, Пьерро в гости. Еду, еду, смотрю в окно – поляна с цветами, решил нарвать и подарить Пьерро. Вышел я, и пока рвал цветы поезд уехал, а я остался. А-а-а-а! (плачет)
Воспитатель: ну не плачь Буратино. Ребята, давайте назовем все правила Буратино какие мы знаем, чтобы с ним, да и с нами, не произошла ни какая беда.
Перечисление детьми правил.
(нельзя спрыгивать с поезда, надо аккуратно сходить; нельзя ехать на крыше, перелазить через сцепку вагонов)
Воспитатель: а чтобы ты, Буратино, лучше их запомнил, мы тебе подарим свою книжку с рисунками-правилами. Которая, так и называется «Правила поведения на железной дороге»
Буратино: спасибо, я обязательно посмотрю и запомню все правила и не буду без взрослых никуда ездить. А сейчас я так хочу обратно в детский сад.
Воспитатель: ну, что ребята, тогда отправляемся в обратный путь вместе с Буратино. Осторожно, не толкайтесь, соблюдайте правила!
По гудку машиниста строятся, машут, уезжают.
Предполагаемый результат
Отзывчивость у детей, желание прийти на помощь.
Знание правил поведения на железной дороге, умение применять их в социальной действительности.
Выслушивание вопросов воспитателя, и связное выстраивание ответов состоящих из 3-5 слов.
Знание названий и назначение вагонов.
Развитие коммуникативных навыков, согласованных действий в играх.
Литература
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В.
Развитие речи
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В.
Познавательное развитие
3. В. Бологова «Энциклопедия транспорта»
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №165 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Конспект занятия
По социальному миру
Старшего дошкольного возраста
Группы №2 «Колобок»
«На помощь другу»
Воспитателя 2 категории
Вальковой Евгении Вячеславовны
Новосибирск - 2010
Цель
Приобщение детей к социальному окружению (железнодорожному транспорту).
Задачи
1. В ходе игровой деятельности детей, расширить понятийный словарь о железнодорожном транспорте.
2. Закрепить знания о правилах поведения на железной дороге и умение применять их в социальной действительности.
3. Обогащение словаря. Уточнение лексического значения слов.
4. Развитие темпо-ритмических структур речи.
Словарная работа
Закрепление Новые слова
почтовый лесовоз
товарный вагон-хоппер
состав полувагон
электровоз кроссворд
паровоз депо
машинист семафор
железная дорога
отзывчивость
доброта
помощь
вертикальная и горизонтальная
линии
карта-схема
правила
вокзал
станция
Предварительная работа
Загадывание и отгадывание загадок, разучивание стихотворений, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, изготовление книги «Правила поведения на железной дороге».
Оборудование
Детский костюм сороки, игровой персонаж Буратино, фуражка для машиниста, кроссворд, названия станций под номерами с заданиями, письмо с картой-схемой, дидактическая игра «Собери состав».
Ход занятия
Воспитатель: - ребята, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать
В дом пришла игрушка к нам –
Деревянный мальчуган.
Ключик он в руке несет,
Нос во все дела сует
Потому, наверно, носит
Мальчик очень длинный носик.
Дети: Буратино!
Воспитатель: - правильно, Буратино. Он должен был сегодня к нам в гости зайти. Но что-то его все нет и нет. Может что-то случилось?
(стук в дверь, входит ребенок в костюме «сороки» с письмом)
Сорока: - здравствуйте ребята, это группа «Колобок» (да, значит это письмо вам. (уходит)
Воспитатель: - давайте прочтем. (читает)
Ой беда, беда, спасите, помогите
Потерялся я, друзья.
Я от поезда отстал
Путь-дорожку потерял.
- от поезда отстал, как же могло такое случиться? Ребята разве можно одним, без взрослых, куда-либо ездить? (ответы детей)
Воспитатель: что же нам теперь делать? (ответы детей)
Воспитатель смотрит на письмо
- Ребята, смотрите, на обратной стороне нарисована карта-схема, по ней мы найдем нашего Буратино.
- На чем же нам отправиться в путь? (на поезде)
Воспитатель надевает фуражку машиниста, по сигналу гудка поезда дети строятся, изображая вагоны. Передвигаются по группе со словами :
Вот поезд наш едет, колеса стучат, (сила голоса увеличивается,
А в поезде этом ребята сидят. от тихого к громкому)
Ту-ту-ту, ту-ту-ту, далеко я укачу.
Подъезжают к первой станции (табличка с номером и заданием)
Воспитатель: читает «Поэтическая», что бы это значило? (наверно поэты живут) А, что поэты пишут? (стихи)
Воспитатель смотрит на задание.
- Да, ребята, здесь нам необходимо прочитать стихи на железнодорожную тему, про поезда, электрички, паровозы, вы знаете такие? (да)
Дети читают стихи.
Поезд дальнего следования
Тук-так,тук-так – музыка такая
Под колесами звучит не переставая.
Поезд спорит с ветерком:
«Ну-ка,кто быстрее?»
Машинист глядит вперед: Поезд
Семафор краснеет, Поезд мчится, поезд мчится:
Значит, надо сбавить ход Тук-тук-тук-тук-тук!
И остановиться, Сердце радостно стучит:
А дадут зеленый свет – Тук-тук-тук-тук!
Поезд вновь помчится. Поезд, поезд, торопись!
Ветер обогнав, примчись!
Электричка Днем и ночью стук колес:
Электричка, как стрела, Тук-тук-тук-тук!
Нас по рельсам понесла. Долго ждать пришлось:
До свиданья, зимний лес, Тук-тук-тук-тук!
Полный сказок и чудес. Этим поездом домой
Приезжает папа мой.
Паровоз опять погудел… Этот поезд ждут с утра,
Он что-то сказать хотел… Приближается … ура!
А мы уже спать легли…
Ему там бежать вдали…
Он что-то гудит, гудит…
В нем что-то болит, болит…
Наверно, кричит он «У-у-у-у!
Я тяну и тяну-у-у-у.
Паровоз
Паровоз, паровоз, Кто едет в поезде?
Новенький, блестящий! Плюшевые мишки.
Он вагоны повез, Кошки пушистые,
Будто настоящий. Зайцы и мартышки.
Воспитатель: - молодцы ребята, (смотрят на карту-схему, следующая какая у нас станция? (вторая)
По сигналу гудка строятся в вагоны, передвигаются по группе со словами :
За-гу-дел па-ро-воз (слова делятся на слоги,
И ва-гон-чи-ки по-вез каждый слог отбивая ногами)
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Да-ле-ко их ука-чу.
Воспитатель: - я вижу, следующую станцию, останавливаюсь. Ребята, давайте вспомним правило, как надо сходить с поезда. (аккуратно, не толкаться). Правильно, эта станция называется «Ремонтная». Как вы думаете, почему она так называется? (ответы детей)
Рассматривают половинки вагонов.
Здесь задание «Собери состав», справитесь? (да)
Дети на столах выкладывают из вагонов – состав.
Воспитатель: - молодцы, справились, а теперь давайте посчитаем, сколько вагонов в составе? Дети сначала считают вместе: 1,2,3,4…8
Воспитатель: я теперь посчитаем по другому, я начну, а вы продолжите: 1 вагон, Семен – два вагона (дети продолжают, три вагона, … восемь вагонов). А теперь давайте скажем, как эти вагоны называются, и что они перевозят.
- Лиза, назови свой вагон (я собрала почтовый вагон, он перевозит письма, бандероли, посылки); и так все дети.
- молодцы, нам надо отправляться дальше (смотрят на карту-схему, какая следующая станция (номер три)
По сигналу гудка строятся в вагоны, передвигаются по группе со словами :
Вот поезд наш едет, колеса стучат, (сила голоса увеличивается,
А в поезде этом ребята сидят. от тихого к громкому)
Ту-ту-ту, ту-ту-ту, далеко я укачу.
Станция «Игровая», какое интересное название, как вы думаете, почему она так называется?
Поиграть в игру «К нам приехал паровоз»
Знаете такую? (да)
Игра «К нам приехал паровоз»
К нам приехал паровоз:
- Что с собою он привез?
Он устал, он глух и нем,
Он привез вагончик
- С чем? (предложения детей, выполнение движение по группе)
Три разных варианта, например: с хлопушками, с петухами, с лошадками)
Воспитатель: молодцы, ну, что отправляемся дальше?
По сигналу гудка строятся в вагоны, передвигаются по группе со словами :
За-гу-дел па-ро-воз (слова делятся на слоги,
И ва-гон-чи-ки по-вез каждый слог отбивая ногами)
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Да-ле-ко их ука-чу.
Воспитатель: читает название станции «Загадочная» Что же здесь такого загадочного? Предположения детей: (здесь надо отгадывать загадки)
Смотрит на задание.
- Да, здесь необходимо отгадать загадки.
Давайте присядем на эти мягкие подушечки и попробуем разгадать.
Загадки:
Мимо рощи, Железные избушки
Мимо яра Держатся друг за дружку
Мчит без дыма Одна с трубой
Мчит без пара Тянет всех за собой.
Паровозова сестричка (поезд)
Кто такая? (электричка)
Полотно, а не дорожка, Я зашел в зеленый дом
Конь не конь – сороконожка И не долго пробыл в нем.
По дорожке той ползет, Оказался этот дом
Весь обоз один везет. Быстро в городе другом.
(железная дорога) (вагон)
Кусочек бумажки Через поле и леса
Держу я в кармашке. Мчатся, мчатся поезда
В любой транспорт без него Семафор, гудок и свист…
Не пропустят никого. Вдаль везет нас …
(билет) (машинист)
Прямой, высокий и худой
Стою с протянутой рукой.
Не отдыхаю никогда,
Проходят мимо поезда.
Я руку подниму свою
И машинисту говорю:
«Спокоен будь – свободен путь» (семафор)
Воспитатель: молодцы, все загадки отгадали, можно отправляться дальше. Сверяются с картой.
- Осталась последняя станция
По сигналу гудка строятся в вагоны, передвигаются по группе со словами :
Вот поезд наш едет, колеса стучат, (темп голоса увеличивается,
А в поезде этом ребята сидят. от тихого к громкому)
Ту-ту-ту, ту-ту-ту, далеко я укачу.
Воспитатель: - Приехали, и эта станция называется «Любознайка». А почему же эта станция так называется? (предположения детей)
- демонстрирует кроссворд
Воспитатель: смотрите, что это? (кроссворд) И здесь задание, (читает)
Необходимо разгадать четыре слова по горизонтали, и мы узнаем зашифрованное слово по вертикали.
Демонстрирует указкой слова, читает вопросы.
1. Как называется длинная сцепка вагонов? (состав)
2. Что проверяет проводник у пассажиров перед входом в вагон? (билет)
3. Место ожидания и прибытия поезда? (вокзал)
4. Дом для вагонов и электровозов? (депо)
Воспитатель: Теперь мы можем прочитать зашифрованное слово (ведет указкой) по-езд, сколько в этом слове слогов (дети прохлопывают в ладоши, считают, два)
Подведение итога
Ну вот мы и проехали все станции, но что-то Буратино не видно. Давайте с вами присядем, да вспомним, где мы были и, что делали.
Станция №1, кто помнит, как она называлась? А какое задание мы на ней выполняли? (станция «Поэтическая», мы рассказывали стихи)
Перечисление детьми всех станций и заданий
- Ребята, а какое задание, или станция вам больше всего понравилась?
Ответы детей, воспитатель обращает внимание детей на появившегося Буратино.
- Смотрите а вот и наш Буратино!
(далее говорит за Буратино и за себя)
Воспитатель: Здравствуй Буратино!
Буратино: здравствуйте, спасибо, ребята, что вы за мной приехали, вы настоящие друзья!
Воспитатель: конечно друзья, и мы друзей в беде не бросаем. Правда ребята? (да) Но, что с тобой, Буратино, случилось?
Буратино: я поехал на поезде к своему другу, Пьерро в гости. Еду, еду, смотрю в окно – поляна с цветами, решил нарвать и подарить Пьерро. Вышел я, и пока рвал цветы поезд уехал, а я остался. А-а-а-а! (плачет)
Воспитатель: ну не плачь Буратино. Ребята, давайте назовем все правила Буратино какие мы знаем, чтобы с ним, да и с нами, не произошла ни какая беда.
Перечисление детьми правил.
(нельзя спрыгивать с поезда, надо аккуратно сходить; нельзя ехать на крыше, перелазить через сцепку вагонов)
Воспитатель: а чтобы ты, Буратино, лучше их запомнил, мы тебе подарим свою книжку с рисунками-правилами. Которая, так и называется «Правила поведения на железной дороге»
Буратино: спасибо, я обязательно посмотрю и запомню все правила и не буду без взрослых никуда ездить. А сейчас я так хочу обратно в детский сад.
Воспитатель: ну, что ребята, тогда отправляемся в обратный путь вместе с Буратино. Осторожно, не толкайтесь, соблюдайте правила!
По гудку машиниста строятся, машут, уезжают.
Предполагаемый результат
Отзывчивость у детей, желание прийти на помощь.
Знание правил поведения на железной дороге, умение применять их в социальной действительности.
Выслушивание вопросов воспитателя, и связное выстраивание ответов состоящих из 3-5 слов.
Знание названий и назначение вагонов.
Развитие коммуникативных навыков, согласованных действий в играх.
Литература
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В.
Развитие речи
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В.
Познавательное развитие
3. В. Бологова «Энциклопедия транспорта»