оксана заяц
Конспект занятия «Мы живем в России» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Интеграция с другими областями: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие
Программное содержание:
Обучающие задачи:
1. Расширять и закреплять знания детей о знаменитых людях России, чем они прославили страну (В. В. Путин, Ю. А. Гагарин, Г. К. Жуков, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский, И. И. Шишкин)
Публикация «Конспект занятия „Мы живем в России“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
2. Совершенствовать навыки связной и диалогической речи, умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы.
3. Учить осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей чувство юмора, умение слушать и анализировать.
2. Способствовать активизации общения каждого ребенка.
3. Развивать гражданственность и национальное самосознание воспитанников.
4. Развивать координацию речи с движением.
Речевые задачи:
1. Развивать связную речь, умение высказываться, аргументировать фрагменты из произведений, составлять рассказы о знаменитых людях.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес и ценностное отношение к искусству и уважение к великим людям России и их достижениям.
2. Воспитывать умение слушать музыкальные произведения.
3. Воспитывать в детях доброту, патриотизм и нравственные качества, а также навыки самостоятельности, инициативности, культуры поведения.
4. Воспитывать у детей готовность к защите Отечества.
Структура
Вводная часть
Игровая мотивация (3 мин)
Основная часть. Экскурсия (20 минут)
Заключительная часть (3 мин)
Итог занятия. (4мин)
Общее время: 30 минут (резервное время – 2 минуты)
Контроль за усвоением детьми программного содержания:
Игровая мотивация: вступительное слово, создание игровой интригующей ситуации, сюрпризный момент, художественное слово
Основная часть: диалог, групповая беседа, уточняющие вопросы, практикум, игра
Заключительная часть: слово, сюрпризный момент
Итог занятия : итоговые вопросы, сюрпризный момент, мотивация
Оборудование: ширма, оформленная во вход в музей, таблички, столы с оборудованием, планшет с презентациями, фотографиями
Демонстративный материал: фоторамки с портретами известных людей, картины Шишкина, иллюстрации к сказкам, предметы на столе- кремль, книга, ракета, радио, клюшка, скрипичный ключ, кисть, погоны…
Раздаточный материал: банки, закрытые крышками, наполненные водой
Предварительная работа:
- познавательная деятельность: беседы, рассматривание иллюстраций к беседам, чтение произведений Пушкина, рассматривание картин известных художников, просмотр видеофильма «Моя Тверь»,просмотр энциклопедий «Моя страна», «Я шагаю по Москве», посещение музея, прослушивание произведений Чайковского на музыкальных занятиях, просмотр презентации «Гагарин и апрель», ролик о тех открытиях и достижениях наших соотечественников, которые прославили Россию на весь мир
-коммуникативная деятельность: обобщение словаря, словарная работа (султан, рапорт, космодром, прочность, испытания, катастрофа, романсы, консерватория, маршал, бор, фронт, Советский Союз, Ленинград, Берлин, Сталинград, небезызвестный….) задания на составление предложений с заданными словами, рисование коллективной картины, разучивание физкультминутки
-игровая деятельность: настольные дидактические игры «Четвертый лишний», «Угадай – кто?», сюжетно-ролевые игры, подвижная игра «Меткий стрелок»…
- художественно-продуктивная деятельность: рисование «В лесу», аппликация «Первый полет в космос»,лепка «Кремль»,выставка рисунков по теме «Моя Россия».
-чтение художественной литературы: чтение рассказов Пушкина, загадки и ребусы, кроссворды, чтение энциклопедий, разучивание стихов, песен
В:
- Встанем рядышком, по кругу
Скажем «здравствуйте» друг другу.
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется.
Все мы вместе, как семья,
Рады все, и, конечно, я.
Игровая мотивация
- Не так давно мы с вами были на экскурсии в нашем музее Тверского быта.
И вот сегодня у нас в гостях Тверская картинная галерея – один из старейших и крупнейших музеев России.
- Есть желание увидеть, что они привезли нам посмотреть?
-Есть.
-Тогда не теряем время.
(перед детьми оформленная под музей ширма с «дверью»)
Перед входом в музей табличка. «Соблюдай тишину»
- Что обозначает этот знак?
Ответы детей
-Верно, внутри помещения надо вести себя тихо, нельзя шуметь и громко разговаривать.
Давайте узнаем, как называется выставка. Для этого
надо перевернуть табличку и прочитать.
(дети переворачивают и читают «Знаменитые люди России»)
Дети вместе с воспитателем входят через «дверь» ширмы «внутрь выставки»
Основная часть. Экскурсия.
Внутри за ширмой на стенах висят портреты известных людей России.
- Сегодня роль экскурсовода мне сотрудники доверили взять на себя. Я буду обращаться к вам за помощью.
- Подойдите ближе к портрету. (портрет президента)
-Узнали? Ответы детей.
- Да, это наш президент.
- Это самый главный человек в нашей стране. Он обладает властью. Президента в России избирали всенародным голосованием. Такие выборы проходят 1 раз в 6 лет. Наш народ выбрал его президентом в 2018 году. Сейчас 2023 год.
-Подскажите, в каком году будут очередные выборы?
-Верно, в 2024 году.
Президент наш энергичный
Образован он отлично.
Он народу помогает
Он во все дела вникает.
Помнит воинов-бойцов,
Наших дедов и отцов.
Владимир Владимирович Путин имеет большие полномочия:
- определяет политику страны
-строит отношения с другими странами
-является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ
-возглавляет Совет безопасности РФ ….
Все дела очень важные, они определяют нашу жизнь. Быть президентом очень ответственная и сложная работа. Он дал клятву, верно служить народу России.
Если россияне сделают свой выбор за В. В. Путина в 2024 году, то он останется нашим президентом.
В каждой стране есть свой главный человек, который руководит страной. (есть король, королева, султан, но в большинстве стран это президент.
-Какими качествами должен обладать президент?
(Ответы детей)
- Где находится рабочий кабинет президента?
- В каком городе живёт и работает Путин?
- Кто знает в каком городе он родился? (ответы.)
- Его родители работали на заводе. Учился он на пятёрки, легко. В детстве мечтал стать либо лётчиком, либо моряком или разведчиком. Он любил читать в детстве, занимался и занимается спортом, являясь мастером спорта по дзюдо и самбо.
Интересно вам было узнать о нём?
Сейчас я предлагаю вам тоже на примере взрослых сделать «выборы». Посмотрите и решите, к какому портрету мы пойдём дальше?
(дети голосуют)
- Путём голосования мы подошли к портрету ещё одного знаменитого человека России. Это Юрий Алексеевич Гагарин.
Это космонавт, который впервые поднялся в космос на корабле «Восток 1» 12 апреля 1961 года.
А. Твардовский
Ах, этот день – 12 апреля
Как он пронесся по людским сердцам. Казалось, мир невольно стал добрее. Своей победой потрясенный сам.
С космодрома «Байконур» стартовал 1й в истории космический корабль с человеком на борту.
Родился 9 марта. О небе он мечтал с детства. Ведь любой мальчишка мечтает летать на самолете.
И Юрий стал летчиком истребителем. И, когда объявили о наборе испытателей на новую технику, он тут же подал рапорт о зачислении. Отбор в космонавты был жестким, из 3000 человек взяли 20 (учитывали здоровье, рост, вес, выносливость, знание техники)
Когда была подготовка, очень тяжело было, организм выдержал испытания на прочность. Он сумел. Его мечта стала реальностью. Его знают во всём мире. За 1й полёт в космос получил всенародное признание и любовь простого народа.
Погиб трагически, в авиационной катастрофе, выполняя тренировочный полёт, его самолёт разбился во Владимирской области. Похоронили его на Красной площади у Кремля. Его именем названа площадь в нашем городе. Его имя будет жить, пока живет человечество.
- А сейчас я предлагаю сесть за столы и прослушать произведение «Весна» П. И. Чайковского. Под звуки музыки рассказываю:
Известный композитор России и мира. Его произведения звучат на ваших музыкальных занятиях, хотя жил и творил он больше века назад. Родился этот великий человек на Урале. Родители любили музыку. В доме проходили концерты. Мама играла на фортепиано и арфе, пела романсы, а отец на флейте. С 4х лет его обучали музыке. В 10 лет его отправили учиться в Императорское училище в С-Петербурге. Закончил консерваторию с серебряной медалью. Он преподавал в Москве, помог стать музыкантами многим людям. Его оперы ставятся в театрах, музыка исполняется в песнях, мультиках, сказках и даже рекламе.
-Какой сборник вы слушали весь год на музыкальных занятиях с Еленой Викторовной?
Ответы детей.
-Да, верно, и для каждого месяца есть своё название, описание, мелодия.
Сегодня во дворе Московской консерватории П. И. возведён памятник – символ творческого вдохновения.
Отдохнули. Можно и дальше осмотреть нашу выставку.
Но сначала давайте посмотрим «Вальс цветов» П. И. и выполним разминку для глаз.
(Зрительная гимнастика)
Наши глазки отдохнули, а это значит можно пройти и полюбоваться картинами.
(дети свободно передвигаются, разглядывают картины художника «Сосновый лес, «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», иллюстрации к сказке «Сосновые иголочки»…
- Как впечатления?
(дети высказываются об увиденном)
- Эти полотна написал 1 известный художник Иван Иванович Шишкин.
- А чем отличаются картины настоящего художника от наших картин?
(ответы)
- Да, это произведения искусства. Немногие способны такое создать.
Еще ребёнком любил рисовать везде (палочкой на песке, углём на камне, на пеньке в лесу….)
Старался изобразить каждую травинку, деревце, любил гулять по сосновому бору
Включаю запись «Утренний лес»
Слышите, как шумят сосны?
Кажется, недавно бушевала буря, ломала деревья, а сейчас встаёт солнце. Утро добро настаёт и медвежата веселятся на опушке старого дремучего леса. Музыка и живопись – родные сестры. Они могут быть грустными, веселыми, тихими и громкими, нежными и тревожными.
- Как художник выразил свои чувства? (радость – солнце встает, лес просыпается….)
А сейчас представьте, что вы дикие звери в его лесу.
Физкультминутка
Встанем, надо отдохнуть
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимите руки вверх
шевелитесь пальчики.
Так шевелят ушками серенькие зайчики.
Ну а мы, девочки и мальчики,
Погладим свои пальчики.
Подойдите к столу, где стоят банки с водой.
(банки с водой закрыты крышками, обратная сторона которых окрашена гуашью красного, синего, белого цвета…встряхивается банка и вода окрашивает воду в цвета всё ярче и ярче.)
- Встряхните каждую из них.
(дети выполняют)
- Посмотрите на цвет воды, и скажите, какие цвета использовал художник при написании своих картин?
(ответы)
- Да, это цвета леса. Он очень любил лес.
«С природой одною жизнью дышал…»
Художник изображал на своих картинах природу, передавая ее настроение, красоту. Его картины словно живые. Написал 600 картин, говоря : «. любите природу, она богата!»
Самое большая коллекция его картин хранится в Третьяковской галерее. Его имя тоже гордость России.
Продолжаем экскурсию по выставке картин.
Перед вами Маршал Советского Союза – четырежды герой Советского Союза – Георгий Константинович Жуков.
На протяжении всей Великой Отечественной войны Жуков был назначен командующим на самые сложные участки фронта. (битва под Москвой, оборона и прорыв блокады в Ленинграде, Сталинградская битва, взятие Берлина- это только некоторые важнейшие победы маршала Георгия Жукова.
Его действия отличались ответственностью, решительностью, мудростью замыслов.
Знаком его заслуг в победе над фашистами стало то, что маршал принимал парад Победы на Красной площади Кремля. Он тоже похоронен у Кремлевской стены в Москве.
(показ слайда памятника)
В Твери бронзовая фигура маршала установлена на площади перед главным входом академии ВКО.
ВА ВКО им. Г. К. Жукова так и названа в честь него. Высота памятника 5 метров. Его взгляд направлен вдаль. Рука демонстрирует спокойствие. Монумент – жест памяти в адрес Жукова. Каждый из вас, мальчики, должен стремится попасть учиться в это учебное заведение.
Давайте поиграем в игру с мячом.
Игра
Я кидаю мяч, называю воинское звание, а вы мне название погон (Показ погон на слайде)
Ответы
У сержанта – сержантские
У лейтенанта….
У капитана…
У майора….
У полковника…
У генерала….
У Жукова? ….
-Молодцы, не ошиблись.
- Вот так, незаметно мы подошли еще к 1 небезызвестному человеку. Догадались?
- Да, это Александр Сергеевич Пушкин.
Вначале нашей экскурсии я говорила, что вы мне будете помогать. И вот это время наступило.
Сейчас я хочу, чтобы вы попробовали себя на месте экскурсовода, рассказав об этом легендарном человеке. И всё, что вы знаете, прошу вас рассказать.
(дети по очереди говорят известные факты биографии поэта)
- Да, это «Солнце русской поэзии…»
- Спасибо, было интересно вас слушать. Вам легко было в роли экскурсоводов?
Заключительная часть
- Действительно, все эти люди очень разные.
Почему портреты оказались рядом друг с другом?
(ответы)
Дополню ваши ответы.
Потому, что все эти люди – россияне, граждане нашей прекрасной страны России. Но их объединяет не только это.
Самое главное, что этими людьми гордится наша Родина. Потому, что своим трудом, талантом, их героическими подвигами они прославили нашу страну. Это знаменитые россияне. Посмотрите, еще очень много портретов мы видим перед собой. Среди них ученые, поэты, артисты, художники, полководцы, изобретатели, врачи. Русская земля необычайно богата талантами. Сколько блестящих
имен будет вечно храниться в народной памяти.
Я думаю, что каждый из вас, ребята, мечтает сделать для своей Родины что-то очень хорошее. Но для того, чтобы прославить свою Родину, надо много учиться. Много знать и уметь, тогда страна сможет гордиться и Вами. А пока Вам надо расти, мечтать о взрослой жизни, о своей профессии.
Я рада, что вы помнили о значении знака при входе в «мини-музей». Слушали внимательно и тихо.
Сотрудники позволили Вам взять в группу те предметы со стола у выхода, которые бы вам напоминали о тех людях, о которых я Вам сегодня рассказала. И взять тот предмет, о котором не было речи, но Вам интересно узнать, кому он принадлежал и кто этот человек.
( на столе : кремль, ракета, кисть, картина, погоны, скрипичный ключ, книга сказок Пушкина, радио, гимнастическая лента, клюшка, собор.)
Дети берут вещи и через «дверь-занавес» возвращаются в группу.
Итог занятия
Детей встречает помощник воспитателя.
- Ребята, вижу с выставки вы не с пустыми руками.
-Что это за вещи, кому они принадлежат?
(ответы детей.)
Дети назвали соотношения:
Кремль- Путин В. В.
Погоны – Жуков Г. К.
Картина- Шишкин И. И.
Скрипичный ключ- Чайковский П. И.
Ракета – Гагарин Ю. А.
Книга сказок – Пушкин А. С.
- Чем эти люди прославили Россию? Кем они были?
(ответы)
- Еще вижу у Вас радио и клюшку. Это чьи вещи?
- ответы
- Это вещи мы не знаем кому принадлежат, но очень интересно узнать.
Воспитатель:
- Хорошо, я расскажу Вам, кто эти великие люди России вечером.
Помощник воспитателя:
- Очень интересно, я с удовольствием тоже послушаю, а в выходные схожу на эту выставку в нашу картинную галерею.
Воспитатель:
- А сейчас давайте сделаем совместную фотографию и я передам ее сотрудникам музея.
Ведь, я уверена, что каждый из вас будет стараться для России. И, быть может, что эта фото когда- то появится на стенах этого музея или на фотовыставке.
(фото)
Литература :
1. Энциклопедия знаменитых Россиян, Диадема-Пресс, Грушко Е. А., Медведев Ю. М. 2020г, 656с.
2. Буланова С. А. – Ученые – 2015г.
3. Громова Н. Ш. – Художники. - 2015г.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. - Мы живём в России., подготовительная группа. (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников)
5. Меркулова Л., «Детям о великих людях»
6. Слюсар О. А. - Композиторы. - 2015г.