Папки-передвижки

Конспект занятия «Мы родом из донского края» для детей 6–7 лет

Казанцева Марина Анатольевна
Конспект занятия «Мы родом из донского края» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие

по ознакомлению с предметным

и социальным окружением, с использованием ИКТ

«Мы родом из донского края»

/для детей 6-7 лет/

МБДОУ Тацинский д/с «Колокольчик»

Подготовила воспитатель:

Казанцева М. А.

Станица Тацинская

Ноябрь 2019 год

Цель: Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества.

Публикация «Конспект занятия „Мы родом из донского края“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие» :

- формировать у детей представления об условиях жизни донских казаков.

- формировать представление об особенностях быта донских казаков.

- формировать связную, грамматически правильную речь.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

- развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.

- способствовать развитию логического и творческого мышления.

- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

Образовательная область «Речевое развитие» :

- обогатить словарь детей новыми словами (машина времени, шаль, фуражка, стряпка, чугунок, крынка, миска, коромысло, домушка, кунацкая, сундук, рубель, каравай.)

- повторение донских пословиц и поговорок.

Образовательная область «Физическое развитие» :

- закреплять элементы поролевой модели поведения, воспитание качеств женственности и мужественности в игровой деятельности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :

-формировать навыки игровой деятельности;

- вызвать интерес к народному творчеству и рукоделию.

Методы и приё мы:

Наглядный метод: приём показа образца, приём показа способов действий, приём показа предметов.

Словесный метод: художественное слово, рассказ, беседа.

Игровой метод: организация игровой ситуации, выполнение игровых действий.

Предшествующая работа: рассматривание с детьми фотографий, репродукций с изображением различных деталей костюма и вооружения казаков, разучивание пословиц и поговорок о военной доблести и славе. Просмотр презентаций о жизни и быте донских казаков

Материалы, оборудование:

демонстрационный материал кухонная утварь: чугунок, миски, крынка, казачья одежда, шашка, рубель, коромысло, рушник, каравай, казачьи костюмы, для детей и взрослых, аудиозапись казачьей песни «Дон Иванович» - былинная песня казаков.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, фотоаппарат, магнитофон

Ход занятия.

Воспитатель: Казачество живёт века,

Имеет боевую славу

И всё, что есть у казака,

Принадлежит ему по праву…

Нагайка, шашка, верный конь,

В кармане ломоть чёрный хлеба,

Казак и в воду, и в огонь,

Ему земля, ему и небо!

У казака всё в жизни есть,

Свой Атаман, своя станица

И за Отечество и Честь,

Он будет до победы биться!

(Гомельский Леонид)

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я прочитала вам стихотворение, о чём оно?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня у нас с вами необычное занятие. Слышали вы когда-нибудь о машине времени?

Ответы детей.

Воспитатель: Скажите пожалуйста, если бы у вас была машина времени где бы вы хотели побывать?

Ответы детей.

Воспитатель: Сколько интересных мест вы назвали. А я хочу пригласить

вас в путешествие к нашим далёким предкам – донским казакам, чтобы по смотреть как они жили. И сегодня я предлагаю вам отправится в такое путешествие, на нашей волшебной машине времени, сейчас вы её увидите.

Слайд 1. (На экране появляется машина времени).

Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся.

Видеоролик. (Звучит космическая музыка, на экране машина времени)

Слайд 2. (На экране появляется казачья станица и звучит казачья песня Дон Иванович (былинная песня донских казаков)

Воспитатель: Ребята, слышите песню, кто это поёт, как вы думаете?

Дети: Это донские казаки поют.

Воспитатель: Правильно, мы с вами попали в 1912 год в казачью станицу.

(К детям выходят казак и казачка).

Казак и казачка: Здорово ночевали станичники!

Дети: Слава богу!

Казак Михаил: Молодцы, казачата, правильно отвечают. А откуда вы к нам пожаловали?

Дети: Мы из будущего из станицы Тацинской.

Казачка Наталья: А ваша станица казачья?

Дети: Да, казачья.

Воспитатель: Мы к вам прибыли из далека, хотим попросить вас рассказать и показать нам как вы живёте, чем занимаетесь?

Казак Михаил: Я донской казак Михаил, а это моя жена Наталья.

Казачка Наталья: Приглашаем вас в наш казачий курень.

Казак Михаил: А вы знаете, что такое курень?

Ответы детей.

Казачка Наталья: Курень –это наше жилище. Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга.

В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее.

Слайд 3. (На экране казачий курень)

Казачка Наталья: Курень, куренёк, он не низок, он высок. Заходите в мой курень, да побудьте там часок.

Гости дорогие, возьмите казачьи шали, казачки, да фуражки, да проходите в наш курень. Хотим в казаков вас превратить, в курень казачий пригласить. Проходите гости дорогие. (Импровизированная казачья комната, с казачьими атрибутами). Семья у нас большая, у нас у казаков не принято лениться, каждый выполняет свои обязанности по хозяйству и у каждого по дому своя работа. Всё что в моём курене сделано с любовью, своими руками. Проходите в первую комнату, она называется горница, это главная комната в курене. Мы казаки очень верующие люди и войдя в дом всегда молимся,

для этого в каждом курене есть красный угол где находятся иконы,

Слайд 4. (на экране красный угол в казачьем курене)

среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками.

(Показывает икону Николая Угодника).

У глухой стены стоит кровать, у казаков она считается не только бытовой принадлежностью, но и своеобразным мерилом благополучия в семье.

Казачка Наталья: А скажите мне казачата, а знаете ли вы в чём мы донские казаки готовим мы еду и как называется комната, в которой мы готовим еду?

Дети: Еду готовили в печи, а как называется комната не знаем.

Казачка Наталья: Смотрите, Слайд 5. (на экране комната-стряпка,

готовим пищу, едим и пьём мы в комнате-стряпка, а по- вашему кухня. А как вы думаете почему она так называется.

Ответы детей.

Казак Михаил: Правильно казачата, потому что про казачек говорят, стряпается, т. е. готовит.

Казачка Наталья: Мы, казачки, хорошие хозяйки, любим чистоту и порядок, а ещё мы любим очень вкусно готовить. Посмотрите какая посуда у нас у казаков. (Показывает, кухонную утварь) Готовим еду мы в таких чугунках, а это крынка, в ней мы подаём молоко, которое долго может сохранятся в такой посуде. А это миска (показывает, а едим мы деревянными ложками, посуда наша, глиняная, деревянная, есть и железная.

Казак Михаил: У нас у казаков есть такая пословица: «Хлеб и вода- казацкая еда».

Казачка Наталья: А вы знаете какие блюда готовим мы казачки?

Дети: Лапша, борщ, уха, студень, каймак, взвар - компот из сухофруктов

Казачка Наталья: Воду мы казачки носим с утра. Каждый раз по два ведра.

На плече повисло, что (ответ детей : коромысло).

Казачка Наталья: (обращается к мужу) Михаил, а давай испытаем наших казачек и посмотрим, как наши казачки справятся с таким делом.

(проводится игра «Наноси воды»)

(Девочкам дают коромысла и по два ведра. Нужно пронести воду и не расплескать)

Казак Михаил: Молодцы, казачки, справились с заданием. А теперь я вам покажу мою кунацкую комнату.

Слайд 6. (На экране кунацкая комната).

Казак Михаил: Эта кунацкая – комната, где живут холостые казаки и подростки ( показывает экспонаты: казачью форму, оружие, фотографии, фуражка). У нас в кунацкую женщины и дети не заходят, потому что там есть оружие, могут покалечиться. Кунацкая - это место, где растили воина и защитника, поэтому в ней ничего недолжно быть лишнего.

Рождение мальчика считается у нас большим счастьем, сразу же для него мы покупаем коня. Сажаем ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет.

Слайд 7. (на экране маленькие казачата на коне).

Казак Михаил: Если он может схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла, то примечали: «Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат!». Стрелять учим с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трёх лет. А вам сколько лет?

Дети: 6-7 лет.

Казак Михаил: А вот я сейчас и посмотрю, наши казачата уже в эти годы свободно скачут на коне, а какие вы будете солдаты.

В юных казаках мы воспитываем смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть.

А я хочу проверить молодых казаков, умеют ли они скакать на коне.

(Проводится игра «Всадники»).

Игра проводится под казачью музыку)

В ходе игры дети имитируют всадников. Вначале они становятся в широкий круг. Важно, чтобы каждый ребенок стоял с подчеркнуто прямой осанкой. Дети могут держать воображаемый «повод» только левой рукой или обеими руками. Под такты 1–2 кони бьют копытами, а «всадники» должны сдерживать коней, натягивая повод. Под следующие такты «всадники» скачут галопом. На последних аккордах «всадники», натянув повод, должны остановить коней на всем скаку.

Казачка Наталья: И казачата бравые, молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь я вас приглашаю в женскую половину (на экране спальня-домушка) Это наша спальня – домушка.

Воспитатель: Как у вас уютно и красиво, а кто вышивал всю эту красоту и что это у вас за интересный ящик?

Казачка Наталья: Мы казачки очень хорошие хозяйки, мы сами вышиваем эти узоры, каждая молодая казачка готовит себе приданное,

Слайд 8. (на экране вышивка донских казачек).

вышивает наволоки для подушек и одежду, вышивка ещё служит оберегам и защищает своих хозяев. А это не ящик, а сундук, здесь я храню своё приданное, которое готовила до свадьбы, а также другие вещи.

Воспитатель: А, это как у нас сейчас шифоньер, да ребята? Очень интересно.

Казачка Наталья Мы воспитываем девочек-казачек хорошими хозяйками. Недаром казаки говорят: «Бери жену с Дона - не будет урона».

Воспитатель: А наши казачки, тоже будут хорошими хозяйками.

Казачка Наталья: А мы сейчас проверим, помогите мне погладить бельё, да возьмите рубель, (показывает рубель и как им пользоваться, а то для утюга места на печке не нашлось.

( Игра: «Погладь бельё»).

(Девочки должны на скорость, перегладить рубелем бельё и сложить его в сундук).

Воспитатель: Вот какие у нас казачки, они справились с вашим заданием.

Казак Михаил: Мать, приглашай гостей к столу. «Всё что в печи,-на стол мечи».

Казачка Наталья: Главное в казачьей хате - это печь.

Слайд 9. (на экране казачья печь). Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливает жильё, в ней мы готовим пищу, выпекаем хлеб, сушим одежду, в холодное время года

спим на печи, на её лежанке. Хлеб печём в печи сами. У каждого в доме есть большая печь с лежанкой. А к празднику мы казачки всегда печём каравай.

Слайд 10. (На экране печь на подворье казака). А летом пользуемся печью, которая стоит во дворе, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Вот и сегодня я испекла каравай, для дорогих гостей. (подаёт на рушнике каравай).

Воспитатель и дети: «Спаси Христос»

Казак Михаил: Какие молодцы, казачата и благодарить по казачьи умеют. Уважение к старшим прививается в казацких семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещается не только сидеть, но и находиться в комнате, где ведутся разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдаются в наших семьях, но это не значит, что старшие не любят младших. Они их любят, следят, чтобы чужие не обижали, заботятся о них, играют с ними. Давайте и мы с вами немного по играем.

(Игра «Звонок».)

(Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят двое детей. У одного в руках колокольчик, у другого – веревочка. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и набросить на него веревочку. Круг не позволяет играющим далеко расходиться)

Казачка и казак: Вот так мы и живём!

Воспитатель: Ну что ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте поблагодарим казачку Наталью и казака Михаила, за интересный рассказ о их жизни.

Дети: Храни вас Господь! До свидания!

Казачка и казак: И вас храни Господь! До свидания!

Воспитатель: Ребята, садитесь в машину времени, мы отправляемся домой.

Видеоролик. (На экране машина времени)

Воспитатель: Ну как ребята, понравилось вам наше путешествие, а что понравилось больше всего?

Дети: Да. Ответы детей.

Воспитатель: Я очень рада, что вам понравилось и вы узнали и увидели, много нового и интересного. Хочу чтобы вы всегда помнили на какой земле вы живёте и своих предков-донских казаков.

А сейчас я приглашаю вас на чаепитие с казачьим караваем.

Публикации по теме:

Использование информационных технологий в ДОУ. Представление презентации «Травы донского края». ФотоотчетИспользование информационных технологий в ДОУ. Представление презентации «Травы донского края». Фотоотчет В рамках Городского методического объединения в форме КВЕСТ «Использование инновационных, интерактивных форм в работе с дошкольниками,.

Конспект занятия «Знатоки родного края» (старшая логопедическая группа) Цели: формировать четкое представление о городе, достопримечательностях города, уточнять и расширять представления детей о родном крае,.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Традиционная одежда донского казака и казачки»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Традиционная одежда донского казака и казачки» Цель: Приобщать детей к культуре донского народа, к традициям, любовь к народному национальному костюму. Задачи: - Познакомить детей с традиционной.

Конспект занятия «Растения моего края»Конспект занятия «Растения моего края» Цель. Закрепить знания детей о растениях Кемеровской области. Познакомить с ядовитыми растениями, учить отличать их от неядовитых. Упражнять.

Конспект занятия во второй младшей группе «Животные мордовского края»Конспект занятия во второй младшей группе «Животные мордовского края» Цель: Расширять и систематизировать знания и представления детей о диких животных наших лесов. Развитие связной речи детей Задачи: учить.

Конспект занятия «Животные моего края» Цель: Дать представление детям о том, что лес, как большой дом, имеет несколько ярусов-этажей, каждый из которых дает кров и пищу разным.

Конспект занятия «Животные моего края» в подготовительной группе Задачи. Дать представление детям о том, что лес, как большой дом, имеет несколько ярусов-этажей, каждый из которых дает кров и пищу разным.

Все мы родом из детства! Я родом из СССР!Все мы родом из детства! Я родом из СССР! Наступило время долгожданного отпуска. А это значит у родителей появился повод весело и с пользой провести время со своим ребенком. Вдоволь.

Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края»Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края» В нашем детском саду проводится курс занятий по краеведению «История Пензенского края». Данный курс ведет сотрудник краеведческого музея.

Конспект занятия «Знакомство детей с травянистым растением донского края-подорожник»Конспект занятия «Знакомство детей с травянистым растением донского края-подорожник» Конспект занятия в образовательной области»Познание» развитие кругозора и позновательно -исследовательской деятельности детей средней группы.

Автор публикации:
Конспект занятия «Мы родом из донского края» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 12 января 2020 в 17:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Мы родом из донского края» для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Казанцева Марина Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД