Казанцева Марина Анатольевна
Конспект занятия «Мы родом из донского края» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие
по ознакомлению с предметным
и социальным окружением, с использованием ИКТ
«Мы родом из донского края»
/для детей 6-7 лет/
МБДОУ Тацинский д/с «Колокольчик»
Казанцева М. А.
Станица Тацинская
Ноябрь 2019 год
Цель: Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества.
Публикация «Конспект занятия „Мы родом из донского края“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
- формировать у детей представления об условиях жизни донских казаков.
- формировать представление об особенностях быта донских казаков.
- формировать связную, грамматически правильную речь.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
- развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.
- способствовать развитию логического и творческого мышления.
- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
Образовательная область «Речевое развитие» :
- обогатить словарь детей новыми словами (машина времени, шаль, фуражка, стряпка, чугунок, крынка, миска, коромысло, домушка, кунацкая, сундук, рубель, каравай.)
- повторение донских пословиц и поговорок.
Образовательная область «Физическое развитие» :
- закреплять элементы поролевой модели поведения, воспитание качеств женственности и мужественности в игровой деятельности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
-формировать навыки игровой деятельности;
- вызвать интерес к народному творчеству и рукоделию.
Методы и приё мы:
Наглядный метод: приём показа образца, приём показа способов действий, приём показа предметов.
Словесный метод: художественное слово, рассказ, беседа.
Игровой метод: организация игровой ситуации, выполнение игровых действий.
Предшествующая работа: рассматривание с детьми фотографий, репродукций с изображением различных деталей костюма и вооружения казаков, разучивание пословиц и поговорок о военной доблести и славе. Просмотр презентаций о жизни и быте донских казаков
Материалы, оборудование:
демонстрационный материал кухонная утварь: чугунок, миски, крынка, казачья одежда, шашка, рубель, коромысло, рушник, каравай, казачьи костюмы, для детей и взрослых, аудиозапись казачьей песни «Дон Иванович» - былинная песня казаков.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, фотоаппарат, магнитофон
Ход занятия.
Воспитатель: Казачество живёт века,
Имеет боевую славу
И всё, что есть у казака,
Принадлежит ему по праву…
Нагайка, шашка, верный конь,
В кармане ломоть чёрный хлеба,
Казак и в воду, и в огонь,
Ему земля, ему и небо!
У казака всё в жизни есть,
Свой Атаман, своя станица
И за Отечество и Честь,
Он будет до победы биться!
(Гомельский Леонид)
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я прочитала вам стихотворение, о чём оно?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня у нас с вами необычное занятие. Слышали вы когда-нибудь о машине времени?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите пожалуйста, если бы у вас была машина времени где бы вы хотели побывать?
Ответы детей.
Воспитатель: Сколько интересных мест вы назвали. А я хочу пригласить
вас в путешествие к нашим далёким предкам – донским казакам, чтобы по смотреть как они жили. И сегодня я предлагаю вам отправится в такое путешествие, на нашей волшебной машине времени, сейчас вы её увидите.
Слайд 1. (На экране появляется машина времени).
Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся.
Видеоролик. (Звучит космическая музыка, на экране машина времени)
Слайд 2. (На экране появляется казачья станица и звучит казачья песня Дон Иванович (былинная песня донских казаков)
Воспитатель: Ребята, слышите песню, кто это поёт, как вы думаете?
Дети: Это донские казаки поют.
Воспитатель: Правильно, мы с вами попали в 1912 год в казачью станицу.
(К детям выходят казак и казачка).
Казак и казачка: Здорово ночевали станичники!
Дети: Слава богу!
Казак Михаил: Молодцы, казачата, правильно отвечают. А откуда вы к нам пожаловали?
Дети: Мы из будущего из станицы Тацинской.
Казачка Наталья: А ваша станица казачья?
Дети: Да, казачья.
Воспитатель: Мы к вам прибыли из далека, хотим попросить вас рассказать и показать нам как вы живёте, чем занимаетесь?
Казак Михаил: Я донской казак Михаил, а это моя жена Наталья.
Казачка Наталья: Приглашаем вас в наш казачий курень.
Казак Михаил: А вы знаете, что такое курень?
Ответы детей.
Казачка Наталья: Курень –это наше жилище. Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга.
В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее.
Слайд 3. (На экране казачий курень)
Казачка Наталья: Курень, куренёк, он не низок, он высок. Заходите в мой курень, да побудьте там часок.
Гости дорогие, возьмите казачьи шали, казачки, да фуражки, да проходите в наш курень. Хотим в казаков вас превратить, в курень казачий пригласить. Проходите гости дорогие. (Импровизированная казачья комната, с казачьими атрибутами). Семья у нас большая, у нас у казаков не принято лениться, каждый выполняет свои обязанности по хозяйству и у каждого по дому своя работа. Всё что в моём курене сделано с любовью, своими руками. Проходите в первую комнату, она называется горница, это главная комната в курене. Мы казаки очень верующие люди и войдя в дом всегда молимся,
для этого в каждом курене есть красный угол где находятся иконы,
Слайд 4. (на экране красный угол в казачьем курене)
среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками.
(Показывает икону Николая Угодника).
У глухой стены стоит кровать, у казаков она считается не только бытовой принадлежностью, но и своеобразным мерилом благополучия в семье.
Казачка Наталья: А скажите мне казачата, а знаете ли вы в чём мы донские казаки готовим мы еду и как называется комната, в которой мы готовим еду?
Дети: Еду готовили в печи, а как называется комната не знаем.
Казачка Наталья: Смотрите, Слайд 5. (на экране комната-стряпка,
готовим пищу, едим и пьём мы в комнате-стряпка, а по- вашему кухня. А как вы думаете почему она так называется.
Ответы детей.
Казак Михаил: Правильно казачата, потому что про казачек говорят, стряпается, т. е. готовит.
Казачка Наталья: Мы, казачки, хорошие хозяйки, любим чистоту и порядок, а ещё мы любим очень вкусно готовить. Посмотрите какая посуда у нас у казаков. (Показывает, кухонную утварь) Готовим еду мы в таких чугунках, а это крынка, в ней мы подаём молоко, которое долго может сохранятся в такой посуде. А это миска (показывает, а едим мы деревянными ложками, посуда наша, глиняная, деревянная, есть и железная.
Казак Михаил: У нас у казаков есть такая пословица: «Хлеб и вода- казацкая еда».
Казачка Наталья: А вы знаете какие блюда готовим мы казачки?
Дети: Лапша, борщ, уха, студень, каймак, взвар - компот из сухофруктов
Казачка Наталья: Воду мы казачки носим с утра. Каждый раз по два ведра.
На плече повисло, что (ответ детей : коромысло).
Казачка Наталья: (обращается к мужу) Михаил, а давай испытаем наших казачек и посмотрим, как наши казачки справятся с таким делом.
(проводится игра «Наноси воды»)
(Девочкам дают коромысла и по два ведра. Нужно пронести воду и не расплескать)
Казак Михаил: Молодцы, казачки, справились с заданием. А теперь я вам покажу мою кунацкую комнату.
Слайд 6. (На экране кунацкая комната).
Казак Михаил: Эта кунацкая – комната, где живут холостые казаки и подростки ( показывает экспонаты: казачью форму, оружие, фотографии, фуражка). У нас в кунацкую женщины и дети не заходят, потому что там есть оружие, могут покалечиться. Кунацкая - это место, где растили воина и защитника, поэтому в ней ничего недолжно быть лишнего.
Рождение мальчика считается у нас большим счастьем, сразу же для него мы покупаем коня. Сажаем ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет.
Слайд 7. (на экране маленькие казачата на коне).
Казак Михаил: Если он может схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла, то примечали: «Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат!». Стрелять учим с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трёх лет. А вам сколько лет?
Дети: 6-7 лет.
Казак Михаил: А вот я сейчас и посмотрю, наши казачата уже в эти годы свободно скачут на коне, а какие вы будете солдаты.
В юных казаках мы воспитываем смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть.
А я хочу проверить молодых казаков, умеют ли они скакать на коне.
(Проводится игра «Всадники»).
Игра проводится под казачью музыку)
В ходе игры дети имитируют всадников. Вначале они становятся в широкий круг. Важно, чтобы каждый ребенок стоял с подчеркнуто прямой осанкой. Дети могут держать воображаемый «повод» только левой рукой или обеими руками. Под такты 1–2 кони бьют копытами, а «всадники» должны сдерживать коней, натягивая повод. Под следующие такты «всадники» скачут галопом. На последних аккордах «всадники», натянув повод, должны остановить коней на всем скаку.
Казачка Наталья: И казачата бравые, молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь я вас приглашаю в женскую половину (на экране спальня-домушка) Это наша спальня – домушка.
Воспитатель: Как у вас уютно и красиво, а кто вышивал всю эту красоту и что это у вас за интересный ящик?
Казачка Наталья: Мы казачки очень хорошие хозяйки, мы сами вышиваем эти узоры, каждая молодая казачка готовит себе приданное,
Слайд 8. (на экране вышивка донских казачек).
вышивает наволоки для подушек и одежду, вышивка ещё служит оберегам и защищает своих хозяев. А это не ящик, а сундук, здесь я храню своё приданное, которое готовила до свадьбы, а также другие вещи.
Воспитатель: А, это как у нас сейчас шифоньер, да ребята? Очень интересно.
Казачка Наталья Мы воспитываем девочек-казачек хорошими хозяйками. Недаром казаки говорят: «Бери жену с Дона - не будет урона».
Воспитатель: А наши казачки, тоже будут хорошими хозяйками.
Казачка Наталья: А мы сейчас проверим, помогите мне погладить бельё, да возьмите рубель, (показывает рубель и как им пользоваться, а то для утюга места на печке не нашлось.
( Игра: «Погладь бельё»).
(Девочки должны на скорость, перегладить рубелем бельё и сложить его в сундук).
Воспитатель: Вот какие у нас казачки, они справились с вашим заданием.
Казак Михаил: Мать, приглашай гостей к столу. «Всё что в печи,-на стол мечи».
Казачка Наталья: Главное в казачьей хате - это печь.
Слайд 9. (на экране казачья печь). Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливает жильё, в ней мы готовим пищу, выпекаем хлеб, сушим одежду, в холодное время года
спим на печи, на её лежанке. Хлеб печём в печи сами. У каждого в доме есть большая печь с лежанкой. А к празднику мы казачки всегда печём каравай.
Слайд 10. (На экране печь на подворье казака). А летом пользуемся печью, которая стоит во дворе, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Вот и сегодня я испекла каравай, для дорогих гостей. (подаёт на рушнике каравай).
Воспитатель и дети: «Спаси Христос»
Казак Михаил: Какие молодцы, казачата и благодарить по казачьи умеют. Уважение к старшим прививается в казацких семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещается не только сидеть, но и находиться в комнате, где ведутся разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдаются в наших семьях, но это не значит, что старшие не любят младших. Они их любят, следят, чтобы чужие не обижали, заботятся о них, играют с ними. Давайте и мы с вами немного по играем.
(Игра «Звонок».)
(Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят двое детей. У одного в руках колокольчик, у другого – веревочка. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и набросить на него веревочку. Круг не позволяет играющим далеко расходиться)
Казачка и казак: Вот так мы и живём!
Воспитатель: Ну что ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте поблагодарим казачку Наталью и казака Михаила, за интересный рассказ о их жизни.
Дети: Храни вас Господь! До свидания!
Казачка и казак: И вас храни Господь! До свидания!
Воспитатель: Ребята, садитесь в машину времени, мы отправляемся домой.
Видеоролик. (На экране машина времени)
Воспитатель: Ну как ребята, понравилось вам наше путешествие, а что понравилось больше всего?
Дети: Да. Ответы детей.
Воспитатель: Я очень рада, что вам понравилось и вы узнали и увидели, много нового и интересного. Хочу чтобы вы всегда помнили на какой земле вы живёте и своих предков-донских казаков.
А сейчас я приглашаю вас на чаепитие с казачьим караваем.