Гульназ Ишдавлетова
Конспект занятия «Моя Югра»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Цель: формирование представления у детей о своеобразии жизни коренных жителей края ханты и манси, о богатстве родной природы.
Задачи:
Образовательные задачи:
• Уточнить и систематизировать знания детей о жизни и быте коренных народов Севера.
• Закрепить и углубить знания детей об основных занятиях, одежде, жилище народов ханты и манси.
Развивающие задачи:
• Развивать связную речь, мелкую моторику рук, внимание, память, мышление.
Публикация «Конспект занятия „Моя Югра“» размещена в разделах
Воспитательные задачи:
• Воспитывать у детей патриотические чувства и интерес к жизни народов Югорского края.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность в работе.
Оборудование: Табло с экранами, карта или глобус, иллюстрации: тайга, чум в тайге, современный дом, чум, предметы быта коренных народов, современные предметы быта; колба с нефтью, лукошко с сюрпризом.
Материал: Краски, кисти, бумага по числу детей, вода.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о природе родного края; картин о Севере художников: В. А. Игошев – «Оленевод», «Зимнее солнце», «Северная песня», «В тайге», «Шаман»; В. В. Гаврилов – «Рыбак», «В глухом лесу», «Утро в ягельном бору», «Ранний снег», «Снежная зима».
Беседы о жизни и быте коренных народов Севера.
Чтение стихов, хантыйских народных сказок. Отгадывание загадок.
Рассматривание узоров на хантыйской национальной одежде, рисование одежды народа ханты – малица, гусак.
Рисование пейзажа, животных тундры.
Экскурсия в этнографический краеведческий музей города Радужный.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение Марии Вагатовой:
И горда я, и красива!
Чёрный сах на мне искрится,
Белый сах на мне искрится.
Я поймаю трёх оленей –
Серебром их шерсть лоснится,
Белым инеем дымится!
Запрягу я трёх оленей.
Запрягу, украшу шеи –
Где других найдёшь быстрее!
Мчатся нарты, точно птицы.
И горда я, и красива!
Как бубенчик бьётся звонок!
Как нарты полоз тонок!
И смеюсь я, как ребёнок –
И горда я, и красива!
Где олени шли гурьбою,
Следом снежной целиною
Я лечу, а за спиною
Вереница нарт за мною
Целиною, целиною!
И горда я, и красива!
И не знаю я вольней
Тундры – родины моей!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто мог написать это стихотворение? (Коренные жители ханты и манси).
- О чём поэт рассказывает в своём стихотворении? (О любви к своему краю, о красоте своей северной земли).
- Правильно, это стихотворение написала поэтесса Мария Вагатова, и в нём она говорит о своей любви к Родине – Югорской земле. Открытая ветрам Северного Ледовитого океана, расположенная на высоких широтах Югорская земля, закрыта Уральскими горами от тёплого Атлантического океана. Это и определило её климат: с суровыми и длительными зимами, довольно тёплым, но коротким летом, холодными, с кратковременными оттепелями весной и осенью. Равнинность территории, большое количество выпадающего снега и дождей, большие разливы рек весной привели к избыточному увлажнению почвы и образованию болот, которыми занята почти половина площади округа. По территории округа протекают две крупные реки – Обь и впадающая в неё река Иртыш. (Работа с картой или глобусом).
- Какими же словами мы можем охарактеризовать этот край? (Суровый, болотистый, край лесов и озёр, студёный край и т. д.).
- Ребята, а вы знаете, кто же населяет этот край? (Правильно, коренные народы, т. е. те народы, которые здесь жили десятки тысяч лет – это ханты, манси, а также ненцы).
- Что же помогло людям выжить в этом суровом, оторванном от других народов, краю?
- Да, богатство Югорской земли позволяло людям выживать в тяжёлых, суровых условиях. Традиционными занятиями хантов было рыболовство (особенно на Оби и Иртыше). Таёжная охота (в основном пушной зверь) и оленеводство.
- Ребята, какой образ жизни вынуждают вести народов ханты и манси занятие такими промыслами как охота, рыбная ловля, оленеводство? (Переезжать с места на место, долго находиться в тайге, менять место пастбищ оленей).
- Этот образ жизни можно назвать кочевой? Где жить человеку, который постоянно кочует с места на место? (В чуме).
- (Открывается первый экран)
- Что использовали люди для строительства этого жилища? (Жерди, зимой – шкуры оленя, летом бересту). Давайте мы с вами попробуем построить чум.
(Каждый ребёнок самостоятельно строит чум)
- Вот такое жильё – дом народов ханты и манси был на протяжении многих лет. И, как в любом доме, в чуме также должна быть мебель. Что служило мебелью народам Югры? (Ответы детей). В чуме должны быть вещи, помогающие человеку готовить пищу, охранять её. Что это было у народов Югры. (Ответы детей). И одежда у народов ханты была своя, особенная.
- (Открывается 2 и 3 экран)
- Природа давала всё народам ханты и манси: и кров, и пищу, и одежду, и обитатели тайги не смыслили своего существования вне природы, от которой они очень зависели. Наиболее ярко связь окружающей природы и людей проявлялась в том, что народы Югры вели происхождение своих народов от различных представителей животного мира: медведей, лосей, лебедей, белок и др. Например, обитатели тайги были убеждены, что образ жизни их братьев – бобров – мало чем отличается от человеческого: они тоже строили себе дома, перегораживали реки, имели семьи, воспитывали детёнышей и делали для них игрушки. Считалось, что животные и растения понимают язык человека. Другой пример, когда ханту приходилось ночевать в лесу и надо было наломать лапника, он объяснял дереву: «Не могу же я спать на снегу». Считалось, что одинаково грешно наносить вред как людям-соседям, так и природе.
- И в своих играх коренные народы отражали любовь к природе.