Приложение МААМ

Конспект занятия «Моя Югра»

Гульназ Ишдавлетова
Конспект занятия «Моя Югра»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

Цель: формирование представления у детей о своеобразии жизни коренных жителей края ханты и манси, о богатстве родной природы.

Задачи:

Образовательные задачи:

• Уточнить и систематизировать знания детей о жизни и быте коренных народов Севера.

• Закрепить и углубить знания детей об основных занятиях, одежде, жилище народов ханты и манси.

Развивающие задачи:

• Развивать связную речь, мелкую моторику рук, внимание, память, мышление.

Публикация «Конспект занятия „Моя Югра“» размещена в разделах

Воспитательные задачи:

• Воспитывать у детей патриотические чувства и интерес к жизни народов Югорского края.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность в работе.

Оборудование: Табло с экранами, карта или глобус, иллюстрации: тайга, чум в тайге, современный дом, чум, предметы быта коренных народов, современные предметы быта; колба с нефтью, лукошко с сюрпризом.

Материал: Краски, кисти, бумага по числу детей, вода.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о природе родного края; картин о Севере художников: В. А. Игошев – «Оленевод», «Зимнее солнце», «Северная песня», «В тайге», «Шаман»; В. В. Гаврилов – «Рыбак», «В глухом лесу», «Утро в ягельном бору», «Ранний снег», «Снежная зима».

Беседы о жизни и быте коренных народов Севера.

Чтение стихов, хантыйских народных сказок. Отгадывание загадок.

Рассматривание узоров на хантыйской национальной одежде, рисование одежды народа ханты – малица, гусак.

Рисование пейзажа, животных тундры.

Экскурсия в этнографический краеведческий музей города Радужный.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение Марии Вагатовой:

И горда я, и красива!

Чёрный сах на мне искрится,

Белый сах на мне искрится.

Я поймаю трёх оленей –

Серебром их шерсть лоснится,

Белым инеем дымится!

Запрягу я трёх оленей.

Запрягу, украшу шеи –

Где других найдёшь быстрее!

Мчатся нарты, точно птицы.

И горда я, и красива!

Как бубенчик бьётся звонок!

Как нарты полоз тонок!

И смеюсь я, как ребёнок –

И горда я, и красива!

Где олени шли гурьбою,

Следом снежной целиною

Я лечу, а за спиною

Вереница нарт за мною

Целиною, целиною!

И горда я, и красива!

И не знаю я вольней

Тундры – родины моей!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто мог написать это стихотворение? (Коренные жители ханты и манси).

- О чём поэт рассказывает в своём стихотворении? (О любви к своему краю, о красоте своей северной земли).

- Правильно, это стихотворение написала поэтесса Мария Вагатова, и в нём она говорит о своей любви к Родине – Югорской земле. Открытая ветрам Северного Ледовитого океана, расположенная на высоких широтах Югорская земля, закрыта Уральскими горами от тёплого Атлантического океана. Это и определило её климат: с суровыми и длительными зимами, довольно тёплым, но коротким летом, холодными, с кратковременными оттепелями весной и осенью. Равнинность территории, большое количество выпадающего снега и дождей, большие разливы рек весной привели к избыточному увлажнению почвы и образованию болот, которыми занята почти половина площади округа. По территории округа протекают две крупные реки – Обь и впадающая в неё река Иртыш. (Работа с картой или глобусом).

- Какими же словами мы можем охарактеризовать этот край? (Суровый, болотистый, край лесов и озёр, студёный край и т. д.).

- Ребята, а вы знаете, кто же населяет этот край? (Правильно, коренные народы, т. е. те народы, которые здесь жили десятки тысяч лет – это ханты, манси, а также ненцы).

- Что же помогло людям выжить в этом суровом, оторванном от других народов, краю?

- Да, богатство Югорской земли позволяло людям выживать в тяжёлых, суровых условиях. Традиционными занятиями хантов было рыболовство (особенно на Оби и Иртыше). Таёжная охота (в основном пушной зверь) и оленеводство.

- Ребята, какой образ жизни вынуждают вести народов ханты и манси занятие такими промыслами как охота, рыбная ловля, оленеводство? (Переезжать с места на место, долго находиться в тайге, менять место пастбищ оленей).

- Этот образ жизни можно назвать кочевой? Где жить человеку, который постоянно кочует с места на место? (В чуме).

- (Открывается первый экран)

- Что использовали люди для строительства этого жилища? (Жерди, зимой – шкуры оленя, летом бересту). Давайте мы с вами попробуем построить чум.

(Каждый ребёнок самостоятельно строит чум)

- Вот такое жильё – дом народов ханты и манси был на протяжении многих лет. И, как в любом доме, в чуме также должна быть мебель. Что служило мебелью народам Югры? (Ответы детей). В чуме должны быть вещи, помогающие человеку готовить пищу, охранять её. Что это было у народов Югры. (Ответы детей). И одежда у народов ханты была своя, особенная.

- (Открывается 2 и 3 экран)

- Природа давала всё народам ханты и манси: и кров, и пищу, и одежду, и обитатели тайги не смыслили своего существования вне природы, от которой они очень зависели. Наиболее ярко связь окружающей природы и людей проявлялась в том, что народы Югры вели происхождение своих народов от различных представителей животного мира: медведей, лосей, лебедей, белок и др. Например, обитатели тайги были убеждены, что образ жизни их братьев – бобров – мало чем отличается от человеческого: они тоже строили себе дома, перегораживали реки, имели семьи, воспитывали детёнышей и делали для них игрушки. Считалось, что животные и растения понимают язык человека. Другой пример, когда ханту приходилось ночевать в лесу и надо было наломать лапника, он объяснял дереву: «Не могу же я спать на снегу». Считалось, что одинаково грешно наносить вред как людям-соседям, так и природе.

- И в своих играх коренные народы отражали любовь к природе.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Драгоценный подарок, или Путешествие в страну Кукурузию в ХМАО-Югра»Фотоотчёт «Драгоценный подарок, или Путешествие в страну Кукурузию в ХМАО-Югра» Дорогие мои друзья и коллеги! 1 сентября — начало нового учебного года! Это замечательный праздник для всех школьников, студентов и педагогов.

Фотоотчёт «Посткроссинг на МAAM. Якутия — Югра»Фотоотчёт «Посткроссинг на МAAM. Якутия — Югра» Уважаемые коллеги! Свою сотую публикацию, я хотела бы посвятить дружбе на нашем сайте. Я с большим интересом и вниманием следила за таким.

Фотоотчёт «Посткроссинг. Югра шлёт нам свой привет»Фотоотчёт «Посткроссинг. Югра шлёт нам свой привет» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня расскажу о последней из четырёх пришедших почти одновременно посылок. Она пришла к нам из ХМАО-Югра,.

Фотоотчёт развлечения для подготовительной группы «С Днём рождения, Югра!»Фотоотчёт развлечения для подготовительной группы «С Днём рождения, Югра!» 10 декабря наш Ханты-Мансийский автономный округ отмечает день рождения. В нашем детском саду прошло ряд мероприятий, в том числе развлечение.

Фотоотчёт о выставке «Моя Югра»Фотоотчёт о выставке «Моя Югра» Формы работы по патриотическому воспитанию детей самые разнообразные. Они не раз описывались в моём блоге. Сегодня хочется представить.

Игра в форме КВН «Знатоки родного края: Югра» Задачи: обобщить представления об этнокультурных традициях родного края: о быте, национальном костюме и декоративно-прикладном искусстве.

Консультация для родителей и воспитателей «Югра зимой. Принарядила зимушка деревья!»Консультация для родителей и воспитателей «Югра зимой. Принарядила зимушка деревья!» Сегодня 1 декабря 2020 года - начало зимы, а значит, и снег, и морозы, и метели к нам в гости идут. Но для Сибири, нашего родного края,.

План мероприятий по реализации проекта «Моя Югра»План мероприятий по реализации проекта «Моя Югра» С младшего дошкольного возраста прививаем у детей интерес к родному краю. В данный момент реализуем познавательный проект «Моя Югра»..

Сценарий развлечения «С Днём рождения, Югра!» в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 летСценарий развлечения «С Днём рождения, Югра!» в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае. Воспитание любви к малой родине, интереса к родному краю.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительно группе «Югра — мой край родной» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительно группе «Югра – мой край родной» Цель: Побудить внимание и любовь детей к родному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Моя Югра»
Опубликовано: 19 ноября 2023 в 21:52
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Моя Югра»» (включая файлы) размещена пользователем Гульназ Ишдавлетова (УИ 384070) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД