Кексина Юлия
Конспект занятия «Ладья. Правила передвижения ладьи» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ладья. Правила передвижения ладьи».
Цель: Познакомить детей с шахматной фигурой – «Ладья», с новыми понятиями «Нападение» и «Защита». Правилами ее передвижения по доске и с правилами взятия. Закрепить умение ориентироваться по шахматной доске.
Оборудование и материалы: шахматные доски и шахматные фигуры для каждого ребенка, демонстрационная шахматная доска, шахматные диаграммы, тетрадь.
Публикация «Конспект занятия „Ладья, Правила передвижения ладьи“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Ход занятия:
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся на занятии с шахматной фигурой – Ладьей. Узнаем как она может перемещаться по шахматной доске и как может рубить (съедать, фигуры противника. Посмотрите на фигуру – ладья на моей шахматной доске, как вы думаете на что она похожа? (Ответы детей)
-Сколько ладьей на доске? (4 ладьи, 2 белые и две черные).
-Кто сможет поставить ладьи на свои места на моей шахматной доске? Теперь поставьте Ладьи на места, на своих досках и послушайте почему эту фигуру так назвали.
В Россию шахматы плыли очень долго из Индии, на корабле. В старину корабль называли ЛАДЬЕЙ. И поэтому данную фигуру решили назвать «Ладья». Изначально ладья имела другую форму, но со временем в России ей придали именно такую форму как сейчас, поскольку она ее уже имела во всем мире.
- Послушаете стихотворение про шахматную фигуру «Ладья».
Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет – прыг, да скок,
Не шагнет наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжелый у ладьи,
В бой ее скорей веди.
- Ладья ходит, а так же бьет фигуры противника по вертикалям и горизонталям. Во все стороны, если ее передвижению не препятствуют собственные фигуры.
На пустой доске у ладьи нет препятствий и может пойти в любую сторону по вертикали или горизонтали.
Например: на пустой доске ладья стоит на d 5, т. е. на вертикали d и 5 горизонтали. Возможные ходы обозначены точками
Нарисуйте у себя в тетрадях данную схему.
Если на пути ладьи стоит вражеская фигура, то она может ее взять. То есть убрать съеденную фигуру и встать на ее место.
ЛАДЬЯ
Другие фигуры
Ход ладьи показан стрелочками. И записывается так : : e 6, или :h4.
Запишите взятие ладьей пешки противника себе в тетрадь.
Посмотрите на пример:
Без учета ответов соперника, съешьте ладьей пешку g7 за 3 хода.
Решение:
1. h3!
- Ладья начинает выход из пешечного прикрытия.
- Прочитайте запись. (Первый ход белыми, ход лодьи на поле аш 3, хороший ход).
2. g3!
- Нападение на пешку.
Под понятием «Нападение» шахматисты понимают угрозу взятия одной или более фигур соперника, а отражение такой угрозы называют «Защитой».
- Прочитайте запись. (Второй ход белых, ладья встала на поле же 3, хороший ход).
3. :g7
-Ладья справилась с заданием.
- Прочитайте запись. (Третий ход белых, ладья съела пешку противника и заняла поле же7).
Решите следящие задачи:
- Съешьте ладьей 4 пешки, каждым ходом по одной.
- Ответ запишите в тетрадь.
Ответ: 1. :с7, 2. :g7, 3. :g2, 4. :a2.
- Кто может прочитать ответ на задачу?
- Следующая задача. Съешьте ладьей черную пешку за 2 хода. Ответ запишите в тетрадь.
- Кто может прочитать ответ?
Ответ: 1. с1!, 2. :с7.
- Последняя задача. Съешьте ладьей черную пешку за 3 хода. Ответ запишите в тетрадь.
- Кто может прочитать запись в тетради?
Ответ: 1. d1, 2. а1, 3. :а4.
- Молодцы вы отлично справились с задачами.
- Ребята, как может ходить ладья? (горизонтально и вертикально во все стороны)
- Могут ли ходу ладьи препятствовать другие фигуры? (Да, ладье могут препятствовать собственные фигуры)
- Что обозначает понятие «Нападение»? (Оно обозначает угрозу взятия одной или более фигур соперника).
- Что обозначает понятие «Защита»? (Это понятие означает отражение угрозы).
-Ребята, вы большие молодцы. Занятие окончено. Спасибо за занятие.