Богучарcкова Ирина
Конспект занятия «Крещение Господне»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Крещение Господне»
Цель: создать условия для формирования у детей целостного представления об одном из главных христианских праздников – Крещения Господне, традициях и обычаях этого праздника.
Задачи.
1. Познакомить с историей возникновения православного праздника «Крещение Господне», с его религиозными истоками, традициями.
Публикация «Конспект занятия „Крещение Господне“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крещение Господне. Праздник 19 января
- Темочки
2. Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения, развивать речь и умение аргументировать свою точку зрения
3. Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре, к духовно-нравственным ценностям своего народа.
Оборудование: презентация праздника.
Основные термины и понятия: Крещение, Иордань, Купель.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
- Ребята, какое сегодня число?
- Мы сегодня поговорим о празднике, который отмечают зимой 19 января.
- Может, кто-то из вас знает: какой сегодня праздник?
-Что вы знаете об этом празднике?
-Ребята, сегодня я вам расскажу об этом православном празднике Крещение Господне, когда и как он появился.
2. Основная часть.
- Очень-очень давно (2000 лет назад) родился один человек и от людей он не отличался нечем, кроме одного: он был одновременно Богом и человеком, и не имел никакого греха. Он был полностью безгрешен.
Через какое-то время он приходит креститься, креститься в воде.
- Когда вы пачкаете ручки, что вы делаете?
-Где вы их моете?
- Когда вы летом набегаетесь, накатаетесь на велосипеде, сходите на пляж, испачкаетесь на песке, куда идете?
- И всю грязь, весь песок вы смываете именно водой, правильно?
Получается, вода имеет свойства очищать человека, но очищать его только внешне. Если мыть руки, то руки становятся чистыми, но чистыми внешне. Но если человек заболеет, то, помыв руки, он не выздоровеет, правильно?
- А когда человек крестится, он смывает с себя в воде не только грязь телесную, но и смывает с себя грех.
Так вот во время крещения Господь грех с себя не снимал, потому что он был безгрешен. А крестился он для того, чтобы дать пример всем остальным. И те люди, которые верят в Иисуса Христа, также крестятся и сочетаются с Богом.
Сочетаются – это значит, что они обещают верность и послушание, что будут Богу верны всегда.
Если так случается, что человек сделает что-то плохое, то он не должен второй раз креститься, он это поправит, попросив у Бога прощения.
Физкультминутка «Полетели снежинки»
Кружатся снежинки (дети кружатся на носочках)
В воздухе морозном (медленно приседают показывая плавное движение снежинок
Падают на землю, кружевные звезды (встают, ловят снежинку на ладошку)
Вот одна упала на мою ладошку. (бережно прикрывают снежинку)
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко (на ладони другой ладошкой.)
Ребята, а вы знаете, что интересного происходит в этот день, связанное с водой? (версии детей). Кто-нибудь из ваших родителей приносил домой из храма освященную воду? (ответы детей). Да, на Крещение Господне священники во всех храмах освящают воду, читают над ней специальные молитвы. Эту воду люди несут домой. Хранят ее в отдельном чистом месте, желательно рядом с иконами, и принимают по утрам натощак. Что такое натощак? (ответы). Правильно, это значит на пустой желудок, когда вы только проснулись и не успели еще ничего ни поесть, ни попить.
Презентация на тему крещение.
А самые смелые и закаленные окунаются на Крещение в прорубь. Что такое прорубь? (ответы детей)
Видео о купании в проруби.
Еще я хочу рассказать вам о некоторых старинных обрядах, которые выполняли на Крещение люди. у наших предков была традиция сжигать на Крещение все свои неприятности, неудачи.
Сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на нее, на ее огонек, вспоминайте про себя кого вы обидели, обманули. Кому слово плохое сказали (Хозяйка зажигает свечу, стоящую на столе)
Смотрите, ребята, на огонь и пусть все ваши неприятности, все неудачи сгорят в этом пламени и больше никогда не вернутся, не повторятся!
Старые люди говорили, что на Крещение можно узнать, каким будет будущее, удачлив ли будет наступивший год и что ждет каждого.
Процесс это увлекательный, таинственный и опасный.
Гадали девушки, когда замуж выйдут; крестьян интересовало, добрым ли будет урожай в этом году.
Да, людям всегда было интересно хоть одним глазком заглянуть в будущее.
Ну, что ж, коли интерес большой, можно и рассказать. Да только, сама я мало что знаю, все больше понаслышке. Я пригласила к нам в гости бабушку Агафью.
Пока будем бабушку ждать, как бы нам не заскучать!
Что-то мы засиделись, надо пляску начинать!
Танец игра в перед четыре шага.
(После игры дети садятся на места. Входит бабушка.)
Бабушка: Здравствуйте, здравствуйте, ребятишки, большие и малышки! Сказали мне, что вы о гаданьях крещенских интересуетесь?
Воспитатель: Да, бабушка Агафья, расскажите нам, пожалуйста, как гадали в старину.
Бабушка: Отчего ж не рассказать, расскажу.
Много разных гаданий есть,
Всех их нам не перечесть.
Гадали люди на ромашке,
И на веснушках на лице,
Сожженной, скомканной бумажке,
На воске, олове, свинце…
Я узнала, как гадали в старину, еще от своей бабушки. Долгими зимними вечерами, от Рождества и до Крещенья, нельзя было заниматься ни шитьем, ни вязанием. Вот, чтобы и время скоротать, да и свое будущее разгадать, все и занимались этим таинственным и веселым делом.
Гаданий, конечно, было великое множество. Про все рассказать – нам и дня не хватит. Да и не нужно про все, они больше взрослых касались. Нам ведь суженых рано выбирать? А большинство гаданий было о суженых – богат или беден, добрый да ласковый или злой, жадный; в какой стороне живет, как его зовут, старались определить, как выглядит.
Для этого надо было выйти на улицу и у первого же прохожего спросить, как его зовут. Это и будет имя суженого.
Или снять с ноги башмак и бросить назад через плечо. Куда носок башмака покажет, оттуда и сватов ждать. Что-то мы отвлеклись, заговорили вы меня! Рано вам еще о суженых гадать.
Воспитатель: Давайте тоже погадаем, ведь сегодня – Крещенье, последний день святочных вечеров.
Бабушка: Отчего же не погадать, дело не хитрое. А не забоитесь?
Воспитатель: Кто веселится, тот не боится!
Бабушка: И то верно! Чего уж тут бояться. У нас не ночь темная, а день ясный. Да и гадания наши больше на шутку будут похожи. Хотя, кто знает… Неси-ка мне, хозяюшка, корзинку мою. Я её у дверей оставила. В этой маленькой корзинке что угодно для души: ленты, щепочки, звоночки, даже есть карандаши.
Бабушка ставит корзинку перед собой на столик, вызывает по очереди детей. Из корзинки достается предмет, который определяет что, ждет каждого. Перед каждым гаданием повторяются слова:
Кому вынется, тому сбудется,
Скоро сбудется, не минуется!
Лента – к долгой, счастливой жизни.
Деревянная щепка – крепкое здоровье, хорошая жизнь.
Пуговица – жить тебе в большой семье счастливой жизнью.
Денежка – к богатству, прибыли.
Карандаш – хорошие успехи в школе.
Звоночек – к хорошим новостям.
Зеркальце – ходить тебе весь год опрятным, красивым.
Картошка – ждет большое счастье.
Гвоздь – на пороге будет гость. Или к вам гости, или вы в гости.
Две сцепленные скрепки – к появлению новых друзей.
Погремушка - означает веселую жизнь.
Кольцо – к нам гости, а к тебе женихи.
Булка – в твоем доме достаток будет, благополучие!
Полотенце – далеко расстилается, ждет тебя дорога, путешествие.
Воспитатель: Бабушка, Агафья, наши ребята знают русскую народную игру, которая очень похожа на гадание. Она называется «Выбери себе пару».
Бабушка: Вы поиграйте, а я посижу, на вас с удовольствием я погляжу.
Игра «Найди себе пару»
(Дети становятся в 2 круга, один круг - мальчики, другой - девочки, в каждом кругу, передают ленточку под музыку).
Воспитатель: Ты ко мне повернись, ты со мной подружись, ленту я передаю, и с тобой плясать пойду.
(у кого окажется ленточка, танцуют парой)
Воспитатель: Мы тут пели и плясали
И немного поиграли.
Будет дальше подрастать,
Будем больше узнавать.
Бабушка: Пусть душа ваша, ваши мысли и чувства будут чисты, как крещенская вода. Давайте будем помнить и чтить обычаи и традиции своего народа. Мы верим, что наше пожелание сбудется, потому, что мы дети одной страны – России!
3. Заключительная часть. Рефлексия.
-Ребята, о каком празднике мы сегодня говорили?
-Что интересного узнали об этом празднике?
-Что понравилось вам на занятии?
-Ребята, вам захотелось попить такой святой водицы?
Спасибо вам, ребята! Будьте здоровы и телом, и духом!