Лариса Шкатова
Конспект занятия «Как жили люди на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепить знания детей об истории России и укладе жизни наших предков.
Дать элементарные сведения о строительстве и устройстве русской избы, о предметах быта, традиция русских людей.
Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей страны.
Задачи:
Развивать логическое мышление, связанную речь. Обогащать словарь: запечье, бабий кут, красный угол, куклы обереги.
Оборудование:
Компьютер, видеопроектор, экспонаты музея «Русская изба».
Публикация «Конспект занятия „Как жили люди на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Ход занятия
Воспитатель. Ребята посмотрите, что у меня? (глобус). Это модель нашей земли. Как называется наша страна?
Дети. Россия.
Воспитатель. Много разных стран на земле, везде живут люди, но Россия наша родина. Родина значит родная. Как мама и папа. А как называлась наша страна раньше?
Дети. Русь
Воспитатель. Каждый человек ребята где то живет. У него есть свой дом. В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних времен считается символом рождения жизни и ее продолжением. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.
Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам, а иногда вся деревня помогала строить. Место для строительства выбирали у леса или на берегу речки или озера. Как вы думаете почему так силились люди?
Дети. Потому что в лесу много ягод и грибов, в речке можно ловить рыбу и пить воду, вода нужна готовить еду.
Воспитатель. Сейчас ребята мы посмотрим фильм как наши предки строили избы.
Фильм «Ставенки».
Воспитатель. А сейчас мы с вами отправимся в наш музей «Русская изба», но мы не просто пойдем, а потечем ручейком.
Игра русская народная «Ручеек».
Воспитатель. Оказывается при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.
Вот мы и в избе. Центральное место занимает печь. Печь ставили так, чтобы она хорошо освещалась, и подальше от стены чтобы не случилось пожара.
Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, кочергу, совок.
На шесте у печи стояли чугуны, горшки В нише под шестком хранили инвентарь, дрова.
Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».
Я говорю предложение, а вы должны его закончить.
Это куколка Акулька,
У нее кроватка – (люлька)
В печку слазить очень рад,
А зовут его (ухват).
У нее доска и палка-
Это бабушкина (прялка).
Кашу варит всем дружок
Круглобокий (чугунок).
Воспитатель. Кормилицей, матушкой – называли печь в народе. Матушка-печка, укрась своих детушек, говорили хозяйки когда пекли хлеб, пироги. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло даже в лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось.
О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи»
Воспитатель. Какие сказки вы знаете, где есть печка?
Дети. «По щучьему велению», «Гуси лебеди», «Заюшкина избушка».
Воспитатель. Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Место у печи назывался «бабий кут» (или женский угол). Здесь хозяйка готовила еду. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.
Другой угол у двери был мужской. Здесь стояли лавки, а под лавкой хозяин хранил свой инструмент. На веду стояли сундуки чем больше сундуков тем богаче хозяева. Ребята для чего нужны были сундуки?
Дети. В сундуках хранили свои вещи.
Воспитатель показывает на прялку. Ребята кажите, что это такое?
Дети. Прялка. На ней женщины пряли пряжу, из нее вязали рукавички, носки.
Воспитатель. Ребята вы сейчас спите в кроватках, а раньше малыши спали где?
Дети. В люльке.
Воспитатель. Главный угол в избе назывался красным. В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница-полочка и иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником».
Входящий в избу человек обязательно снимал шапку поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся.
Обеденный стол стоял в красном углу. За столом вся семья кушала. Справа от хозяина сидели сыновья. С лева сидела хозяйка и ее дочери. Дочери помогали ей подавать еду из печи на стол. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Прилетят «злыдни» голодные человечки и принесут голод, нищету и болезни.
Воспитатель. Вот на столе в нашей избе лежит каравай черного хлеба. Особенно почетно крестьяне относились к хлебу. В крестьянской семье ели ржаной хлеб (черный). Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Если хлеб падал на пол его поднимали целовали просили прощение. Соль подавали в солонках деревянных или плетеных.
Воспитатель. Ребята вы знаете много пословиц о хлебе. Давайте мы их вспомним.
Дети. «Худой обед, коли хлеба нет», «Хлеба ни куска -стол доска»,
«Будет хлеб, будет и обед», «Ржаной хлебушко -калачу дедушка».
«Матушка рож кормит всех подряд, а пшеничка по выбору».
Воспитатель. Русские люди были гостеприимными. Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор».,
Воспитатель. Ребята давайте вспомним пословицы о гостеприимстве.
Дети. «Что есть в печи все на стол мечи».
«Не красна изба углами, а красна пирогами».
«Умей в гости звать умей и угощать».
Воспитатель. Ребята на этом мы сегодня закончим наше знакомство с жизнью наших предков, с устройством русской избы. Сейчас мы вернемся в нашу группу.
Воспитатель. Дети что интересного вы узнали из нашего путешествия
Давайте мы сейчас поиграем в игру «Что было? И что сейчас?»
Узнаем что вы запомнили.
На экране будет предмет старины вам нужно назвать, какой современный предмет сейчас заменил его. Правильный ответ появится на экране.