Вера Крашенинникова
Конспект занятия к презентации «Мир природы в картинах художника И. И. Шишкина»
Цель: Развивать у детей интерес к живописи И. И. Шишкина. Познакомить с творчеством русского художника - пейзажиста И. И. Шишкина. Развивать воображение, фантазию; вызывать у детей желание рассматривать картины о природе.
Методические приемы:
Показ, объяснение, беседа, напоминание, повторение, игровой прием, художественное слово, физминутка, поощрение, оценка действий.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия к презентации „Мир природы в картинах художника И, И, Шишкина“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Шишкин И.И., художник
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Компьютер, телевизор, репродукции картин И. И Шишкина, "Утро в сосновом бору", «Рожь», «Среди равнины ровныя», «Ручей в березовом лесу», «Сосновый бор», «Родник в лесу», «Золотая осень», «Перед грозой», «Дебри», «Дождь в дубовом лесу», «Корабельная роща», «Зима», «На севере диком», аудиозапись (музыкальное сопровождение во время творческой работы).
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, картин о природе, экскурсия в лес, парк, чтение русских народных сказок "Царевна лягушка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Три медведя", "Маша и медведь", “Летучий корабль”; “Сказка про храброго зайца Длинные Уши - Косые Гпаза - Короткий Хвост”. организация выставки картин-репродукций И. И Шишкина-"Рожь", "Сосновый бор", "Корабельная роща", "Перед грозой".
Словарная работа:
Обогащение словаря-сосновый бор, дремучий, мрачный.
Активизация словаря-темный, непроходимый, глухой, неуклюжие, забавные, симпатичные, косолапые мишки, редкая, лапчатая, ажурная крона.
Ход (НОД)
Организационный момент:
В – ль:
-Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Покажите, какие в лесу высокие деревья. (дети поднимают вверх руки)
-Подул теплый ветерок, зашелестели листья. (дети быстро шевелят пальцами рук)
-Подул холодный ветер, закачались сосны. (дети покачивают и машут руками)
-Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки ни ветки. (дети расслабляются)
-Снова подул ветер. (дети вновь напрягаются и машут руками, затем опять расслабляются)
Дети садятся на стульчики полукругом.
В – ль: Ребята, сегодня я вам хочу предложить небольшую экскурсию на выставку картин. На выставке мы с вами познакомимся с картинами великого русского художника – пейзажиста, И. И. Шишкина. Он рисует, картины природы (лес, реку, поле, деревья и т. д.). Картины, на которых нарисована природа, называются пейзажами. Послушайте стихотворение о пейзаже.
Я угадала неба цвет,
Рисуя на мольберте старом.
Там незатейливый сюжет
Как облака бегут устало,
Как вереницей лебедей
Они плывут за солнцем белым,
Нарисовала без затей
На красках четким белым мелом.
Слайд 1
В – ль: Давайте с вами посмотрим на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой и кудрявыми волосами. В народе его называли – лесной богатырь, царь леса. На его картинах шумят сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит на его картины – залюбуется.
Слайд 2
В – ль:
-Есть у И. И Шишкина картина, которую знают многие. Она называется "Утро в сосновом бору". Пейзаж завораживает таинственной жизнью лесных обитателей. Раннее утро. Стволы деревьев окутаны холодным туманом. Сквозь стройные гигантские сосны с трудом пробиваются первые лучи солнца. Поваленная ветром старая сосна раскололась посередине, высунув из земли свои мощные корявые корни. В этой суровой лощине идет своя лесная жизнь: весело резвятся медвежата, взбираясь на вырванную с корнем старую сосну.
-Посмотрите ребята внимательно, как называются деревья которые нарисовал художник (сосны)
-А как называется лес, в котором растут только сосны (сосновый бор)
-Верно, сосновый бор.
Посмотрите на деревья, какие они (высокие, могучие, стройные, толстые и. т. д)
-Как вы думаете, какой главный цвет в лесу (зеленый)
-Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес? Правильно нет. Он использует оттенки, чтобы показать старые и молодые сосенки, показать, где солнце, где тень.
-Почему художник изобразил утро? (Утро, т. к солнце только взошло и осветило верхушки деревьев)
-Какое настроение эта картина вызывает у вас?
-Ребята, а вам понравилась эта картина?
-Кого вы видите в центре картины (медведицу с медвежатами)
-Посмотрите и скажите, что делают медвежата (дети рассказывают о том, что детают медвежата)
Вы знаете, мне она тоже очень понравилась. И не случайно этот пейзаж перенесли на обвёртку для конфет. Дети, узнаете?
-Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса (кистью, красками)
-Так с каким художником мы с вами познакомились (И. И Шишкиным)
-А как называется картина, которую мы рассмотрели("Утро в сосновом бору")
-Как можно назвать одним словом то, что изображено на картине (пейзаж)
-Да ребята, теперь мы знаем, что картина на которой изображена природа, называется-пейзажем, а художника, который нарисовал его-пейзажистом.
Слайд 3
А вот еще одна картина И. И. Шишкина. Эта картина называется «Рожь». На ней показана широта и красота русской земли.
До самого горизонта раскинулось золотое волнующееся от ветра море поспевающих хлебов. Высокой стеной подошли они к дороге, уходящей вдаль. Над полем ржи высятся могучие сосны-великаны, словно охраняя это несметное золотое богатство. Сосны уходят в глубину до самого горизонта, и это усиливает ощущение бесконечного простора русского равнинного пейзажа. Знойный летний день предвещает грозу. От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи.
Послушайте стихотворение А. Фета.
Здесь рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Словно море в жаркий день, легко колышется и шумит необъятное золотое поле ржи. Ребята, посмотрите внимательно на пейзаж и скажите мне.
-Можно ли сказать, что это поле большое?
-Какие деревья стоят среди поля?
В – ль: Да ребята среди поля возвышаются огромные сосны – великаны. Через поля тянется дорога и теряется во ржи.
-Какой день показан художником? Солнечный или пасмурный, жаркий или прохладный?
В – ль: Дети, а яркая зелень подчеркивает золотистые тона ржи. Мы любуемся золотистым отливом спелых колосьев, радуемся обилию хлеба на родной земле.
ФИЗМИНУТКА:
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу,
Локти согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут-тоже покажем
Крылья сложили назад.
Слайд 4:
Показываю репродукцию картины «Среди долины ровныя». Сама работа полна тоски, одиночества и печали. Мощный дуб царит над бескрайней долиной, обреченный на полное одиночество и бессмысленное существование. Тропинка, которая теряется в глубине долины, слишком узкая и неухоженная. Лопухи чертополох, которые в изобилии растут по краям тропинки, подчеркивают ее невостребовательность, одиночество.
Зачитываю строки из баллады А. Мерзлякова:
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.
- Давайте посмотрим на могучий дуб, раскинувший во все стороны кудрявые густые ветви.
-Что мы сможем там увидеть?
-Дубу одиноко?
- Тропинка, которая теряется в глубине долины какая?
В заключении занятия я предлагаю детям назвать наиболее понравившийся пейзаж И. Шишкина и объяснить свой выбор.
Ребята вам понравилось на выставке?
Попросите родителей сходить с вами в музей, там собраны картины великих художников. А потом поделитесь с нами своими впечатлениями.