Фондикова Ирина
Конспект занятия «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед
Фондикова Ирина Валерьевна
МБДОУ г. Мурманска № 82
Конспект занятия в Кружке «Речевичок-здоровячок»
для детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
Цели:
• Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования здоровьесберегающих технологий, оптимизации двигательной деятельности.
• Развитие речевых возможностей детей.
Публикация «Конспект занятия „Я здоровье берегу, сам себе я помогу“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
• Подготовка речевого аппарата ребёнка к постановке и автоматизации нарушенных звуков русского языка.
• Развитие зрительных возможностей.
• Оказание помощи по развитию умения использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья.
Задачи:
• Создание условий для оптимального психофизического развития дошкольников.
• Развитие основных двигательных навыков (ходьбы, бега) и двигательных качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость) на основе формирования двигательного стереотипа.
• Формирование умения произвольно управлять телом, эмоциями.
• Развитие дыхательного аппарата, мелкой и артикуляционной и мимической моторики.
• Формирование навыков самомассажа.
• Развитие синхронности работы обоих полушарий головного мозга.
• Овладение навыком расслабления мышц рук, ног, лица, туловища, снятия мышечного и эмоционального напряжения
• Развитие прослеживающей функции глаз
• Повышение функциональных и адаптивных возможностей организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
Оборудование и материалы: зрительные ориентиры – кольца, «Мотылек», привязанный нитью к палочке, настой шиповника с красной рябиной и мёдом, разлитый по стаканчикам, индивидуальные коврики, зрительные ориентиры – метки на полу, аудиозаписи для логопедической разминки (без слов, «Топ-топ, топает малыш», «Бабка Ёжка», «Моль», музыка для релаксации (2 композиции).
Организационный момент. Звучит музыка «Топ-топ, топает малыш» (без слов). Заходят дети в группу.
Логопед: Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие за здоровьем, хочу научить вас выполнять упражнения, которые помогут вам сберечь своё здоровье. Хотите пойти со мной?
Дети: Хотим!
Логопед: Чьё имя я назову шёпотом, тот встанет на дорожку.
Логопед называет имена всех детей шёпотом (артикуляция логопеда не показывается, дети ориентируются только на тихий звук).
I. Коррегирующая ходьба, прыжки и бег.
Вместе под музыку со словами выполняются движения:
Логопедическая разминка «»
1. Ходьба
Чок, чок, чок, чок
Наступлю на каблучок (повторить шесть-восемь раз).
2. Ходьба с высоким подниманием колена, с хлопком по бедрам.
Возле дома во дворе
Петушок гуляет
И любимую свою
Песню распевает
3. Ходьба на носках с хлопками над головой.
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку (повторить четыре раза)
4. Прыжки с продвижением вперед, руки на пояс.
Скачут зайцы –
Прыг да скок –
На лесной опушке,
А у зайчиков торчат
Ушки на макушке.
5. Ходьба на внутреннем своде стопы.
Я, пингвин, не один,
Нас, пингвинов, стая.
Мы живем среди льдин
И не замерзаем.
6. Ходьба на наружном своде стопы.
Три медведя шли домой,
Папа был совсем большой,
Мама чуть поменьше ростом,
А сынок, малютка просто.
7. Легкий бег на носках (0,5 мин.)
Побежали наши дети
Все быстрей, все быстрей,
Не догонит косолапый…
Ну, давайте, веселей!
8. Свободная ходьба.
II. Дыхательная гимнастика (по А. Н. Стрельниковой).
После логопедической разминки дети спокойным шагом рассредоточиваются по группе (звучит музыка «Топ-топ, топает малыш», занимают свободные места по всей группе (используются зрительные ориентиры – картинки).
Логопед: почувствуйте, какой здесь свежий воздух!
Выполняется адаптированная для детей дыхательная гимнастика по показу логопеда при открытой фрамуге: «Ладошки», «Погончики», «Повороты» (+гимнастика для глаз, «Ушки», «Кошка», «Обними плечи», «Насос», «Большой маятник», «Малый маятник» +(гимнастика для глаз)
III. Артикуляционная гимнастика
Звучит музыка «Топ-топ, топает малыш».
Логопед: Для носиков гимнастику сделали, теперь давайте сделаем полезную гимнастику для язычка. Под музыку «Бабка Ёжка» дети по показу логопеда выполняют артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики («Птенчик», «Улыбка», «Трубочка», «Лошадка», «Индюк»).
IV. Самомассаж мягкого нёба, мимическая гимнастика (жевательные движения, коррекционная гимнастика для глаз.
Логопед: Ой, посмотрите, кто это к нам прилетел: мотылёк. (Внесение «Мотылька», привязанного нитью к палочке. Дети прослеживают глазами по траектории его движения). Ох и вредное это насекомое: очень любит полакомиться старыми вещами в шкафу! И как же от него избавиться? Как? Правильно: напугать и положить специальное вещество - нафталин. Дети «пугают» моль: выполняют упражнение для самомассажа мягкого нёба (проговаривание гласных А, О, У, Ы, Э на твердой атаке голоса и с отодвижением языку вовнутрь – прием «Клювик» - соединенные в щепотку большой, указательный и средний пальцы просовываются в рот – язык инстинктивно отодвигается в глубь, вызывая движение мягкого нёба). Под музыку «Моль» в исп. Л. Полищук дети выполняют мимическую гимнастику (жевательные движения).
V. Самомассаж (расслабляющий) Дети приглашаются на коврик отдохнуть: садятся на стульчики (звучит музыка «Топ-топ, топает малыш»)
Логопед: Давайте немножко отдохнем.
Звучит спокойная музыка для релаксации.
Дети выполняют по показу логопеда медленные массажные движения: поглаживания, растирание, разминание мышц лица по массажным линиям от подбородка к ушам, на лбу от бровей к волосам, постукивание пальчиками по подбородку, скулам, лбу («пальцевой душ», и заканчивают поглаживанием.
VI. Кинезиологическое упражнение «Растяжка «Дерево»
Под нашим окном выросло высокое дерево – красная рябина. Дети выполняют растяжку «Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево. Одновременно выполняем гимнастику для глаз – взгляд снизу вверх и обратно, вправо-влево (смотрим на ладошки, когда подул ветерок).
VII. Релаксация «Путешествие на облаке».
Логопед: Дорогие ребята, а сейчас предлагаю вам покататься на облачке. Занимайте коврики. Дети ложатся на индивидуальные коврики на спину, закрывают глаза.
Логопед: Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Облако везет вас назад, на ваше место в группе. Тихонько слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Итог. Логопед: Понравилось вам путешествие? Что запомнилось? (Ответы детей). С какой пользой мы сегодня провели время: делали гимнастику для язычка, носика, щёк, глазок, спинки! А ещё я приготовила вам «Волшебный напиток» (см. Приложение 1): он целебный, поможет вам быть здоровыми весь год. Угощение детей, они определяют по вкусу, из чего он приготовлен (каждое занятие заканчивается питьем этого настоя - из шиповника, красной рябины и меда). Благодарят за напиток и путешествие, прощаются и «возвращаются» в детский сад.
Литература
1. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. – 240 с.
2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
3. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2012. – 272 с.
4. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.
5. Чистякова М. Л. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
6. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. М. : Издательство «Метафора», 2011. – 128 с.
Приложение.
«Волшебный напиток».
Настой плодов шиповника, ягод красной рябины с добавлением мёда.
Настой плодов шиповника обладает способностью повышать остроту зрения. Ягоды рябины содержат значительное количество витамина А. Из-за этого они положительно влияют на сетчатку глаза. Настой плодов шиповника и ягод рябины помогает повысить остроту зрения, положительно влияют на сетчатку глаза, а добавленный в настой мед укрепит общее состояние организма. Пропорции, в которых настаиваются шиповник и рябина, указаны на аптечной упаковке. Мёд – по вкусу детей. (Соблюдать противопоказания – индивидуальную непереносимость).