Раиса Андреевна Новикова
Конспект занятия «Где зимуют птицы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Где зимуют птицы?»
Цель: Закрепление представлений детей о перелетных и зимующих птицах, их образе жизни и поведении, а также о роли человека в жизни птиц.
Задачи:
1. Систематизировать представление детей о птицах;
2. Научить делить птиц на перелётных и зимующих;
Публикация «Конспект занятия „Где зимуют птицы?“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
3. Развивать долговременную память, произвольное внимание, связную речь и умение составлять описательные рассказы;
4. Воспитывать бережное и ответственное отношение к миру природы;
5. Совершенствовать умение внимательно слушать ответы сверстников, дополнять и анализировать их.
Оборудование:
-карточки со слоговыми схемами;
-карточки со звуковыми схемами;
-иллюстрации с изображениями птиц;
-загадки.
Дидактические игры:
-«Будем считать»;
-«Кто какой?»;
- «Кто что делает?»;
-«Кто где живет?»;
-«Где зимуют птицы?».
Предварительная работа:
-Наблюдение за птицами во время прогулки;
-чтение стихов и рассказов о птицах.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Об осени
Воспитатель: А какие признаки осени вы знаете?
Дети: Желтеет листва, часто идет дождь, солнце выглядывает редко, дни становятся короче, улетают птицы.
Воспитатель: А как называются птицы, которые улетают в теплые края?
Дети: Перелетные
Воспитатель: Правильно. А кто мне может назвать таких птиц?
Дети: Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.
Воспитатель: С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Воспитатель: Ребята, какие птицы упоминаются в этом стихотворение?
Дети: Журавли, кукушка, аист, грач
Воспитатель: Может кто-нибудь из вас знает, какая птица совершает самые дальние перелеты?
Дети высказывают свои предположения
Воспитатель: Полярные крачки делают самые дальние перелеты. Каждый год они летят через весь мир из Арктики в Антарктиду, а потом обратно
Воспитатель показывает картинку с изображением полярной крачки и карту
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают зимой на юг?
Дети: Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.
Воспитатель: Вы наверное замечали, что все птицы совершают перелет по-разному, некоторые птицы улетают клином, некоторые шеренгой или линией, а другие скученной стайкой.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением видов стай и приводит примеры птиц, которые относятся к каждой стаи
Воспитатель: Ребята, вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю провести физминутку «Стая птиц летит на юг»:
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: Вы наверное знаете, что не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?
Дети: Зимующие, оседлые.
Воспитатель: Каких вы знаете зимующих птиц?
Дети: Воробей, синица, дятел и другие.
Воспитатель: Ребятки, отгадайте загадки.
Дети отгадывают загадки, находят картинку с изображением соответствующей птицы и прикрепляют на магнитную доску
Угадайте, что за птичка –
темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста…
(Ласточка)
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей
(Грач)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это … (Соловей)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат
(Цапля)
В лесу одна смешная птица
весь день поет :
«Ку – ку! Ку –ку!»
Никак не может научиться
петь, как петух:
«Ку – ка – ре – ку!»
(Кукушка)
Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря.)
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)
Воспитатель: Умнички. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы?»
Ваша задача – из находящихся на доске картинок с изображением птиц переместить на левую сторону зимующих птиц, а на правую – перелетных. А в конце мы сосчитаем, сколько птиц получилось в каждой колонке.
Воспитатель вместе с детьми выполняет задание
Воспитатель: Молодцы, ребята, с заданием справились замечательно. Теперь немножко разомнемся.
Воспитатель проводит физминутку «Птички и ветер»:
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают, (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.
Воспитатель: А теперь выполним упражнение «Отгадай и присядь», я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте, а если название перелетной, то машите руками.
Дети выполняют задание
Воспитатель: Молодцы. Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы мне будете его возвращать с ответом. Например: воробей какой? (маленький); дятел что делает? (спасает деревья от насекомых); ласточка где живет? (на крыше или на отвесной местности);
Воспитатель: Умнички, садитесь за столики. Давайте подведем итог нашего занятия и вспомним, почему говорят, что зима трудное время для птиц?
Дети высказывают предположения
Воспитатель: Действительно, зима – трудное время для птиц, поэтому очень важно им помогать. Зимой необходимо делать для птиц кормушки и не забывать приносить в них корм. Кто скажет, что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?
Дети высказывают предположения
Воспитатель: Все верно. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали: отвечали на вопросы, были активными и внимательными. А вам понравилось наше занятие?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда вам задание, на выходных сделайте с родителями кормушку для птичек.
Воспитатель благодарит детей и предлагает поиграть самостоятельно.