Ольга Ермашова
Конспект занятия «Где блины, тут и мы!» (празднование Масленицы в Воронежском крае)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования «Созвездие»
Подготовили:
педагоги дополнительного образования
Дреманова Елена Николаевна и Шатских Виктория Рафисовна,
методист Ермашова Ольга Владимировна
Цель: приобщение детей к традициям Воронежской области через знакомство с праздником Масленицы.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Где блины, тут и мы!“ (празднование Масленицы в Воронежском крае)» размещена в разделах
- Воронежская область, Воронеж
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
• предметные - познакомить детей с русским народным праздником «Масленицей»; изучить особенности празднования Масленицы в различных в Воронежской области.
• метапредметные - развивать внимание, связную речь и память.
• личностные - воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям Воронежской области.
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Планируемые результаты:
• для детей:
1. расширится уровень знаний о народном празднике Масленица;
2. дети познакомятся с особенностями празднования Масленицы в Воронежской области;
3. познакомятся с различными формами народного фольклора;
4. получат новые знания об истории своего народа;
5. научатся продуктивно взаимодействовать со сверстниками;
6. научатся изготавливать чучело Масленицы;
7. повышение уровня патриотизма, основанного на русских традициях;
• для педагога:
1. самореализация в разработке новых мероприятий;
2. повышение творческого потенциала.
Форма проведения: интегрированное занятие
Продолжительность занятия: 30 мин.
Оборудование, инструменты и материалы: плакат с изображением весны, макет «Солнышко», видеоматериал «Частушки», кукла Масленица.
Ход мероприятия:
Педагог:
Собирайся, народ!
В гости праздник к нам идет!
А какой праздник, вы узнаете, если загадку отгадаете!
Все вокруг блины пекут,
кушать вдоволь нам дают!
Чучело зимы сжигают,
А весну к нам зазывают!
Ответы детей: Масленица!
Педагог: А что такое Масленица!
Ответы детей.
Педагог: Все верно, Масленица - один из любимейших праздников в нашем крае, связанный с проводами зимы и встречей весны. Празднование длилось целую неделю. В первый день, который назывался «Встреча» все вместе мастерили чучело Масленицы, каждый для этого приносил из дома какую- либо вещь. Это предвещало богатый урожай! Я предлагаю вам тоже собрать наше чучело.
Изготовление чучела Масленицы.
Педагог: А еще празднование сопровождалось выпечкой большого количества блинов. А как вы думаете, почему пекли именно блины?
Ответы детей (круглый, как солнышко; теплый).
Педагог: Действительно, вы все правильно ответили, а еще блины смазывали обильно маслом, поэтому праздник и получил название «Масленица»
Педагог: Выпекаемые на Масленицу блины являлись ритуальной пищей. Особое значение имел первый испеченный блин. В одних районах Воронежской области (Рамонский, Репьевский) он предназначался умершим предкам. Блин клали к иконам, где он должен был пролежать 3 дня, после чего отдавали домашним животным. В других районах первый блин хозяйка съедала, произнося, «помянем родителей», а за столом первый блин делили на всех членов семьи. В Семилукском районе существовал обычай раздавать блины. Предлагаю и вам, ребята, сегодня поговорить о том, какие же продукты нам нужны для приготовления блинов. Перед вами таблички с названиями различных продуктов, а вы выберете только те, что нам походят для блинного теста.
Нужно выбрать карточки с названиями компонентов для выпечки блинов
Мука, молоко, яйца, соль, сахар, горчица, перец, укроп.
Педагог: Молодцы, ребята, все правильно выбрали! А пока готовится наше тесто, я предлагаю вам немного поиграть в игру под названием «Блины». Я называю разные начинки для блинов, а вы выполняете движения:
«Блины со сметаной» - нужно подпрыгнуть, «Блины с маслом» - присесть, «Блины с мясом»- поставить руки на пояс.
Выполнение задания.
Педагог: Вот мы и немного поиграли! А еще в нашей Воронежской области праздник сопровождался исполнением различных песен, тематика которых весьма разнообразна. В центре внимания праздника была Масленица. Одна из первых записей величания в Воронежской губернии была сделана во второй половине XIX в. в Коротоякском уезде. Масленицу величают государыней, ее образ идеализируют, подчеркивается изобилие: Масленица приезжает «на блинках и оладушках». В Бутурлиновском районе в величальной песне Масленица предстает в образе чучела. Но самыми любимыми были, конечно же, веселые частушки. Давайте, послушаем их.
Просмотр видео с частушками.
Педагог: Вот так весело и задорно принято праздновать Масленицу в нашей Воронежской области. Сегодня мы познакомились с традициями нашего края. Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось особенно? А что нового вы сегодня узнали? Какая из традиций встречи весны показалась вам наиболее интересной? Ребята, как вы считаете, сохранение традиций важно для нашего общества?
Ответы детей.
Педагог: Все верно! Вы - большие молодцы! А еще в последний день празднования Масленицы в Воронежской области было принято просить у всех прощение и сжигать чучело Масленицы. И, конечно же, угощать друг друга блинами. Так люди хотели приблизить наступление весны, ведь «Блин испечешь - солнышко в гости позовешь!» Давайте же и мы с вами закончим наше занятие традиционным поеданием блинов!