Надежда Зырянова
Конспект занятия духовно-нравственного направления «Дружба между мальчиками и девочками» для учащихся 4–5 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Класс 4,5
Цель занятия помочь детям различать положительные качества девочек и мальчиков, подвести учащихся к сознанию умения дружить, формировать позитивные отношения к сверстникам, закреплять навыки групповой работы, закрепить черты толерантной личности.
воспитание нравственных качеств обучающихся, укрепление знаний о доброжелательном и бесконфликтном отношении между людьми
Задачи занятия Личностные :
•Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности;
•формирование уважительного отношения к иному мнению;
Публикация «Конспект занятия духовно-нравственного направления „Дружба между мальчиками и девочками“ для учащихся 4–5 классов» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Дружба. Учимся дружить
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
•развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
•Демонстрация сходства и различия учащихся;
Предметные: понимание дружбы как ценностной ориентации
Метапредметные:
•освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
•развитие коммуникативных способностей детей, умение общаться в парах, в коллективе;
Предполагаемый результат Укрепление представления детей о значении доброжелательных, бесконфликтных отношений между мальчиками и девочками.
Форма проведения Фронтальная
Методы воспитания объяснения, разъяснения, этические беседы.
Оборудование (средства воспитания) два листа ватмана с заголовками «Дружба», цветная бумага, ножницы, фломастеры.
№ п/п
Этапы занятий
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД
I
Организационный момент.
Проверяет готовность учащихся к занятию.
Приводить в порядок рабочее место.
Личностные: проявление положительного отношения к работе.
II
Определение темы занятия. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.
Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы разделимся на команды – мальчиков и девочек. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свою улыбку. Спасибо!
Чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем занятии надо отгадать ребус. У вас на столах лежать листочки, на них написаны буквы, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать слово. Для определения порядка букв необходимо сосчитать примеры на обратной стороне.
Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь
9-8 3-1 33-30 20-16 17-12 12-6 3+4 2+6 7+2 25-15 5+6 8+4 8+5
Прочитайте, какое слово получилось?
Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность? (ответ детей)
Толерантность - терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий.
Мир, дружба, сострадание, любовь, уважение…
(Учащиеся рассказывают, как они понимают слова обозначающие черты толерантной личности, поясняют на примерах. Детям предлагается на занятии употреблять эти слова. Они относятся как к девочкам, так и к мальчикам).
Тему нашего занятия поможет определить песня «Из чего же, из чего же?» (исполняется песня)
- О ком эта шуточная песня?
(ответы детей) Высказывают свои версии и рассуждения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: использование речи для регуляции своих действий.
Познавательные: давать определения понятиям
III
Постановка учебной задачи.
Сегодня мы с вами поговорим о взрослых и детях, о мальчиках и о девочках, о том какими бы мы хотели видеть и мальчиков и девочек, о том какие они в нашем коллективе.
Тема нашего занятия «О девочках, о мальчиках, о дружбе»
ЦЕЛЬ: почему нам нужно говорить о дружбе между мальчиками и девочками?
Коммуникативные: проявление интереса к общению; умение слушать собеседника.
IV
Беседа о мальчиках и девочках.
Сейчас я прочитаю отрывки из разговоров мальчиков и девочек. Ваша задача: узнать, кто о себе рассказывает – мальчик или девочка. Если это мальчик, то встанут мальчики, а если вы подумаете, что это девочка, то встанут девочки.
• Я люблю играть с друзьями в футбол, поэтому я всегда хожу в спортивном костюме и кроссовках.
• Я обожаю ходить по магазинам, примерять различные наряды и красоваться перед зеркалом.
• Мне нравятся фильмы о войне.
• Я очень люблю лазить по деревьям и некогда не плачу, даже если падаю.
• Я всегда слежу за своей осанкой и стараюсь ходить красиво.
• Я люблю делать с папой ремонт в квартире.
• Я люблю шить своим куклам одежду.
- Ребята, легко ли было вам определить, кто о себе говорит? Почему? (ответы детей)
- Каждый человек имеет друга или несколько друзей. Они помогают преодолевать друг другу неприятности, радуются вместе приятным событиям, делятся секретами. Но чаще всего мальчики выбирают себе в друзья мальчиков, а девочки – девочек. Это происходит, потому что интересы мальчиков совпадают, как совпадают интересы девочек. Но неужели у нас нет ничего общего? Нам вместе учиться, вместе жить. И у нас есть выбор: можно оставить так, как есть, т. е. девочки сами по себе, а мальчики сами по себе, или можно объединиться в единый мир и жить в мире и согласии друг с другом.
-Как чувствуют себя девочка и мальчик, если не друга? (ответ детей)
Оказывается и мальчики, и девочки чувствуют себя одинаково
Что изменится, если все будут внимательно, вежливо относится друг к другу? (ответ детей)
Учащиеся определяют в каких отрывках идет речь о мальчиках, а в каких о девочках, поясняют свой выбор.
Познавательные: выдвижение гипотезы и обоснование ее.
Коммуникативные: уметь выcлушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
V Упражнение «Дружба»
К доске прикрепляются два листа ватмана, на которых написано «Дружба».
Каждому участнику нужно подойти к одному из плакатов и письменно ответить на вопрос «Что такое дружба?». Мальчики пишут на одном плакате, девочки - на другом. Затем сравниваются ответы мальчиков и девочек. Также обращается внимание на совпадения их представления о дружбе.
Вывод: И мальчики, и девочки о дружбе думают почти одинаково. Значит, можем мы выбрать в друзья хоть мальчиков, хоть девочек.
Учащиеся отвечают на вопрос «Что такое дружба?» Коммуникативные: уметь выcлушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
Познавательные: выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение
VI Упражнение «Почему хорошо быть…»
Задается вопрос девочкам : «Почему хорошо быть мальчиком?», мальчикам – «Почему хорошо быть девочкой?».
Регулятивные: самоконтроль. Дополнение, уточнение высказанных мнений по существу поставленного задания.
Познавательные: отвечают на вопросы учителя. Осуществляют актуализацию своего жизненного опыта.
Аргументируют свою точку зрения.
Личностные: проявление интереса к высказываниям своих товарищей.
Коммуникативные: уметь выcлушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
VII Упражнение «Что общего?»
Дети рассаживаются парами (мальчик и девочка). В течение двух минут разговора они должны определить, что их объединяет, т. е. что между ним общего.
Регулятивные: самоконтроль. Дополнение, уточнение высказанных мнений по существу поставленного задания.
Личностные: проявление интереса к высказываниям своих товарищей.
Коммуникативные: уметь выcлушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
VIII Упражнение «Дерево комплиментов»
Раздаётся мальчикам листы бумаги с именами девочек, а девочкам - с именами мальчиков. Предлагается написать хорошие черты того, чьё имя написано на листе и вырезать форму листа. По окончании работы получается «дерево» с листьями разной формы и цвета (можно положить в свое портфолио)
Если у девочек и мальчиков хорошие отношения, они проявляют друг к другу уважение, терпение, доброту. Не ссорятся, не обижают, дружат между собой, то такое поведение будет толерантным.
IX Рефлексия. Карточка с заданием «Продолжить фразу» :
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались….
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
«ДЕРЕВО ЗНАНИЯ»
По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Красные яблочки – занятие прошло полезно, плодотворно;
Зеленые яблочки – довольно неплохо;
Желтые яблочки – не совсем удовлетворён занятием;
Личностные: оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.
X Итог. У мальчиков и девочек есть много разных и похожих черт характера и главное – это уметь уважать друг друга и ладить между собой, ведь вам предстоит учиться вместе много лет. Мне бы хотелось, чтобы, у вас были действительно дружеские отношения, тогда будет интересно жить, легко и весело идти
Дорогою Добра.
XI Сюрприз от учителя. Притча Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило в чашку соль. Добро попробовало солёный чай, но, ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло. Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. Злые люди всегда одиноки.
-Добрые чувства порождают добрые черты характера, и человек совершает добрые поступки. У него формируются чувство собственного достоинства, уверенность в словах, знаниях, убеждениях, поступках. Чувства, связанные со злом формируют тревожность, трусость, лживость, ведут к отрицательным поступкам и правонарушениям. От них нужно избавляться, ведь зло порождает зло.