Поветьева Карина
Конспект занятия «Домашний лимонад»
▼ Скачать + Заказать документы
НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики»
Индивидуальный проект
«Разработка сценария образовательной ситуации
в технологии “Ситуация”
по теме: «Домашний лимонад»
старшая группа
Выполнила:
Поветьева Карина Александровна,
Воспитатель МДОУ ДС № 36
Г. о. Подольск
Дата: 01.06 2019 г.
г. Москва.
Образовательная область: познавательное развитие
Публикация «Конспект занятия „Домашний лимонад“» размещена в разделах
Цель: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель). Формировать представления о способах приготовления пищи (технология приготовления лимонада).
Задачи:
Образовательные:
• познакомить со значением воды для живой природы (в т. ч. для человека, ее свойствами,
Развивающие:
• мотивировать детей на самостоятельное приготовление пищи (напитков,
• развивать способности к познанию нового, способность анализировать, делать выводы и умозаключения,
Воспитательные:
• воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться,
• воспитывать навыки аккуратности, самостоятельности, стремление доводить дело до конца,
• воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности,
Причина затруднения: «Мы незнаем, как объяснить из чего сделан домашний лимонад».
Деятельность по преодолению затруднения: провести ряд простейших опытов с водой и продуктами с целью определения образования лимонада.
Предварительная работа: загадывание загадок о воде; чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит»
Методы и приемы активизации познавательной деятельности:
• наглядный,
• экспериментирование,
• наблюдения,
• метод демонстрации алгоритма.
Материалы и оборудование:
• вода (простая, газированная,
• посуда (прозрачные стаканы, блюдца, трубочка, ложки чайные,
• продукты (сахар, лимон, клубничное варенье, вишневое варенье,
иллюстрации цветов в вазе, цветов сухих, пьющих воду людей, животных, птиц насекомых.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: Вместе за руки возьмемся и гостям мы улыбнемся. Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи:
1) мотивировать детей на включение в игровую деятельность,
2) актуализировать их знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает около себя детей. (Стук в дверь)
- Дети, нам пришло письмо «Детям старшей группы от Айболита (воспитатель читает письмо, в котором Айболит просит помощи детей приготовить лимонад для животных страны Лимпопо и прислать ему инструкцию по его приготовлению. Потому что животным очень жарко и они хотят пить, а утолить жажду они смогут только с помощью натурального, домашнего лимонада).
- Ребята, нам необходимо срочно приготовить лимонад и составить инструкцию по его приготовлению и отправить эту инструкцию Айболиту для того, что он самостоятельно с помощью нашей инструкции приготовил лимонад для животных страны Лимпопо. А какие животные живут в стране Лимпопо? (жирафы, бегемоты, зебры, крокодилы)
- Ребята, хотите помочь Айболиту?
- Сможете приготовить лимонад?
- Друзья, но не можем же мы с вами готовить лимонад в нашей группе? Я предлагаю отправиться в лабораторию для проведения нашего опыта. (дети закрывают глаза, воспитатель говорит волшебные слова).
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1) актуализировать знания детей о воде и её значении для всего живого; используя экспериментальный метод систематизировать знания детей о свойствах воды;
2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.
- Вот мы с вами оказались в лаборатории, но перед тем как приступить к опыту по приготовлению лимонада, нам нужно вспомним правила техники безопасности.
• аккуратно пользоваться с ёмкостью для воды.
• поддерживать порядок на столе.
• работать нужно аккуратно.
- Ребята, какое значение в природе имеет вода?
- Как вы думаете, все ли растения пьют воду?
- Правильно, все растения нуждаются в воде. А как вы думаете, ребята, что произойдет с цветочком, если его оставить без воды?
- А кто еще любит пить воду?
Воспитатель подводит итог: Верно, важно пить воду всем живым организмам, даже насекомым!
- Ребята, а что вы больше всего любите пить?
- Посмотрите, в лаборатории так много интересного (вода, стаканы, трубочки, фрукты…Как вы думаете для чего нам нужны эти предметы?
- Давайте мы вспомним свойства воды.
- Возьмите в руки стаканчики, а я налью туда немного воды. Вода течёт в стаканчик, значит она – текучая.
- Понюхайте воду в стаканчике. Есть у воды запах? Нет. Значит, вода – без запаха.
- Опустите в воду трубочку. Трубочку видно сквозь воду? Значит вода – прозрачная.
- А теперь сделаем глоток, есть у воды вкус? Без вкуса.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о способе приготовления лимонада;
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
3) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.
- Итак, нам необходимо приготовить лимонад… Но как же нам его приготовить, что нам будет необходимо? (ответы детей).
- Хорошо, вот вы все перечислили и перед тем как вы приступите к работе я предлагаю вам немного размяться.
( проводится физкультминутка: Очень нам нужна вода делай раз и делай два. Звери из ручья попили влево, вправо поклонились
Дети на носочки встали, тучку ручками достали
Дождик вдруг полил с утра, на работу нам пора).
- А теперь приступаем к работе (дети берут воду, наливают в стаканчики, добавляют продукты, размешивают).
- Я смотрю у вас готово, попробуйте, вкусно?
- Вы смогли сделать лимонад? (нет, мы приготовили компот)
- А почему вы не смогли? (мы незнаем из чего нужно приготовить лимонад). – Значит что нам нужно сейчас узнать? (из чего сделать лимонад)
4. Открытие «нового» знания.
Дидактические задачи:
1) формировать представление о способе приготовления лимонада;
2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия;
3) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
- Для того, чтобы нам что-то приготовить нам нужно узнать рецепт.
- Откуда мы можем его узнать? (интернет, кулинарная книга). В лаборатории имеется такая книга, давайте заглянем в нее, найдем рецепт по приготовлению домашнего лимонада и прочитаем ( воспитатель читает рецепт: вода газированная или обычная, лимон, сахар).
- Так почему же «лимонад» так называется? (потому что изготавливается из лимона). Вот настоящий рецепт по приготовлению лимонада.
- А чем полезен домашний лимонад? (он утоляет жажду, в нем содержатся витамины)
- Давайте еще раз проговорим, что же нам необходимо взять: воду, лимон и сахар и можем приступить к работе.
-А может кто-нибудь хочет приготовить из газированной воды? (дети кладут в стакан лимон (ложкой немного разминают, сахар и добавляют воду по выбору).
- А теперь попробуйте какая по вкусу стала вода? (кисло-сладкая и газированная).
5. Введение нового знания в систему знаний
Игра «Бандероль для Айболита»
Дидактические задачи:
1) закрепить умение о способе приготовления лимонада;
2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные качества.
- Айболит ведь ждет от нас инструкцию по приготовлению лимонада (воспитатель раскладывает различные карточки с продуктами).
- Перед вами лежат карточки, вам нужно отобрать правильные и отправить их Айболиту (дети составляют алгоритм приготовления лимонада).
- Молодцы, но как же теперь это все отправить доктору Айболиту? (нужно сложить все в конверт)
- В письмо они не поместятся? (надо отправить посылку)
- Но карточки слишком малы для посылки?
- Как вы думаете, как же нам еще отправить карточки с инструкцией Айболиту? (выслушиваются ответы всех детей, дети знают, но забыли название «бандероль»).
- Да, правильно, ребята мы отправим инструкции бандеролью (упаковываем карточки в небольшую коробку и ставим печать).
- Какие вы молодцы, составили правильную инструкцию для Айболита и теперь он сможет самостоятельно приготовить лимонад для животных страны Лимпопо.
- А нам пришла пора возвращаться в детский сад (воспитатель говорит волшебные слова, чтобы дети смогли вернуться в детский сад).
6. Осмысление
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает около себя детей.
- Ребята, куда мы с вами путешествовали?
- Кому мы смогли помочь?
- А что полезного сделали?
Литература:
1. Н. А. Рыжова «Наш дом - природа», ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»; 2005
2. Ф. Ола и др. «Занимательные опыты и эксперименты» МОСКВА, АЙРИС-ПРЕСС, 2007
3. Л. А. Парамонова и др. «Развивающие занятия с детьми 5 – 6 лет»