Людмила Волкова
Конспект занятия «Доброта — это…» для учащихся начальных классов школы-интерната
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа
Тема: «Доброта это…»
Цель: создать благоприятные условия для формирования позитивного опыта и потребности в толерантном поведении младших школьников.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «доброта», показать значимость доброты как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми; выявить основные правила толерантного поведения; Воспитательные: воспитывать доброжелательность; стремление совершать добрые дела, поступки.
Публикация «Конспект занятия „Доброта — это…“ для учащихся начальных классов школы-интерната» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Развивающие: развивать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление; умение выделять главное, существенное, способствовать развитию самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; испытывать сопереживание чувствам других, не похожих на тебя людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, опираясь на правила доброго безопасного поведения.
Метапредметные:
Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме; умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач, познании основ смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, умения выделять существенную информацию;
Регулятивные: умение принимать и сохранять в памяти учебную задачу; умение пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение выполнять действия в речевой и умственной форме.
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
Форма проведения: этическая беседа
Оборудование: проектор, презентация
Предварительная подготовка: солнышко, тучки, сердечки, кружочки, разрезные пословицы.
Содержательный компонент урока:
Ход классного часа
1. Организация начала классного часа.
Настрой на занятие.
Здравствуйте, ребята! Сегодня классный час проведу у вас я, зовут меня Сания Рустамовна
2. Введение в тему классного часа.
У: Ребята, уже закончились уроки, вы немного устали и нам необходимо немного отдохнуть и поднять настроение. А что является лучшим средством для поднятия настроения? Ну, конечно, это музыка. Послушайте приятную музыку.
Д: слушают песню «Что такое доброта?»
У: Как вы думаете, судя по услышанной песне, о чём мы будем говорить на классном часе?
Д: О доброте.
У: Верно, сегодня мы с вами будем говорить о доброте, добрых делах.
3. Сообщение темы классного часа. Целеполагание.
У: Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
А как думаете вы, что такое доброта?
Д: Это когда делаешь что-то хорошее другому. Помочь в беде например.
У: В толковом словаре Сергея Ожегова о доброте говориться так - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Отмечаются и качества, определяющие доброту : добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный.
Все эти слова написаны на доске. Как вы думаете, что общее во всех этих словах?
Д: Корень «добро».
У: Правильно. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
4. Основная часть.
Знакомство с материалом по теме
У: Рассмотрите картинки. Что вы можете сказать о детях, изображенных на этих картинках. Какой совет можно дать этим детям?
Д: Все эти дети совершают добрые и искренние поступки.
У: Правильно.
Случаи из жизни.
У: Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. Скажите, какие чувства вы при этом испытывали?
Д: Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость и незащищенность.
У: Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили?
Д: Нет.
У: А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?
Д: Да.
У: Поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?
Д: Нет
У: Народная мудрость гласит: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.
Работа с пословицами (в группах).
У: Доброта - это самое ценное нравственное качество человека. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала народная мудрость! Составьте пословицу из слов и объясните ее смысл.
1. Добра желаешь, добро и делай.
2. Добрый человек добру и учит.
3. Доброе слово лечит, а злое калечит.
4. За добро добром плати.
5. Худо тому, кто добра не делает никому.
Анализ пословиц:
Беседа о вежливых словах.
У:Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?
Д: Добрые, теплые слова
У: Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие?
Д: Доброго здоровья, счастливого дня, будьте добры и т. д.
У:Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние этих слов?
Д: С помощью улыбки.
У: Правильно, с помощью улыбки, а так же с помощью доброжелательного взгляда. Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Игра «Вежливо-невежливо»
У: Если я читаю о добром, вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – сидите тихо, не хлопаете.
1. Поздороваться при встрече.
2. Толкнуть и не извиниться.
3. Свистеть, кричать, шуметь в школе.
4. Уступить место старшим.
5. Помочь другу.
6. Помочь подняться по лестнице.
7. Попрощаться, уходя домой.
8. Зайти в класс и молча сесть за парту.
Игра «Добрый или злой».
У:Вы все любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я называю сказочного героя, вы отвечаете добрый он или злой. Если добрый, вы хлопаете в ладоши, если злой – топаете ногами.
(Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, Красная Шапочка, Гуси – лебеди, Водяной, Баба – Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)
Игра «Освободи солнце»
У: Не случайно говорят «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение?
Д: Это когда ты делаешь добрые дела окружающим становится чуть-чуть теплее.
У: Солнце озаряет всех своими лучами. Что мы ощущаем от этих лучей?
Д: Тепло.
У: Значит, от доброты и заботы мы тоже чувствуем тепло. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
Д: Добра.
У: В нашем классе светит солнце, но оно какое-то холодное. Серые злые тучки закрыли его. Давайте сделаем наше солнышко добрым, красивым, ласковым. Замените злые слова добрыми. (дети называют антонимы и убирают тучку, на лучиках появляются добрые слова)
У: Грубый-
Д: Ласковый.
У: Злой –
Д: Добрый.
У: Грустный –
Д: Весёлый.
У: Горе –
Д: Счастье.
У: Вражда –
Д: Дружба.
У: Обман –
Д: Правда.
У: Невежливый –
Д: Вежливый.
У: Ненависть –
Д: Любовь.
У: Молодцы! Освободили солнышко от злых тучек. Теперь оно нам дарит свою улыбку и тепло.
Притча
Однажды любознательный внук спросил у своего деда – вождя племени: - Отчего появляются плохие люди? На это старец дал мудрый ответ. Вот что он сказал: - Плохих людей на свете нет. Но в каждом человеке присутствуют две стороны: темная и светлая. Первая – это стремление к любви, добру, состраданию, взаимопониманию. Вторая же символизирует зло, эгоизм, ненависть, разрушение. Подобно двум волкам, они постоянно борются друг с другом. - Понятно, - ответил мальчик. – А кто же из них побеждает? - Все зависит от человека, - закончил дед. - Верх всегда одерживает тот волк, которого кормят больше.
У: Какой вывод мы можем сделать?
Д: Что все зависит от человека. Какие поступки ты будешь делать больше, тем станешь.
У: За многое, что происходит в жизни, ответственен сам человек. Поэтому необходимо обдумывать все свои поступки. И желать другому только того, чего желаешь самому себе. Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.
Практическая работа «Заполни сердце добротой».
У: Ребята, как вы считаете, где живет доброта?
Д: В сердце.
У: Правильно. Чтобы наше сердце было добрым, мы должны заполнять его добротой, добрыми делами и поступками. Что должно жить в сердце доброго человека, запишите на сердечках, которые вы приготовили. Чем больше мы заполним свои сердца добром, тем меньше будет оставаться места для зла.
А теперь прикрепите свои «сердечки» на доску. Вот сколько добрых сердец в нашем классе!
4. Подведение итогов классного часа
У: О чем мы сегодня говорили?
Что взяли для себя?
Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?
Д: Помочь маме по дому. Накормить бездомных животных. Помочь учителю донести тетради до кабинета. Уступить места пожилым людям.
У: Я желаю вам ребята, каждый свой день начинать с доброй улыбки, добрых поступков и тогда, обязательно, у нас будет такое море доброты.