Овчарова Лариса
Конспект занятия для старшей группы «Основное занятие казаков-рыболовство»
▼ Скачать +Заказ
Тема: Основное занятие казаков – рыболовство.
Цели:
формировать представление о том, как жили наши предки;
развивать познавательный интерес к образу жизни и основным занятиям казаков;
расширять словарный запас детей; дать понятие новых слов, употребляемых в речи казаков;
развивать логическое мышление, воображение, связную речь;
воспитывать любовь и уважение к родному краю, людям
Ход занятия.
1. Рассказ воспитателя.
Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Основное занятие казаков-рыболовство“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рыболовство, рыбак
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Воспитатель. Ребята, а знаете ли вы, как богаты и плодородны донские степи. В этих краях жили наши предки – донские казаки. Одним из основных занятий было рыболовство. Рыба была вторым хлебом казаков. В реке Дон ее было достаточно, да еще она приходила из Азовского моря для метания икры. В «былые времена» в Дону ловились белуги, осетры, стерлядь, карп, лещи, се6льдь, окуни и много другой рыбы. Казаки солили и вялили ее, употребляли в пищу или обменивали на хлеб. Казаки очень любили варить щарбу (уху).
2. Дидактическая игра «Найди рыбу, которую я назову» ( картинки: щука, ерш, плотва, осетр, окунь).
Воспитатель. У казаков были свои названия рыб, например, всю рыбу они называли кругляк, судака – сулой, крупного леща – чебаком, а окуня – чекамасом. Ребята, а как вы думаете, почему у щуки зеленая чешуя с темными полосками? Чем ерш отличается от других рыб? (у него очень острые плавники).
3. Физкультминутка. «Рыбки».
Рыбки плавали, ныряли
Плавное, попеременное поворачивание кистей рук вверх-вниз
И плескались на воде
Резкое движение рук вверх - вниз
То сойдутся, разойдутся
Движение рук навстречу и от себя
То зароются в песке
Круговые вращательные движения руками перед грудью
3. Беседа с детьми.
Вопросы: Как в настоящее время люди используют рыбу? (употребляют в пищу, в не много витаминов; очень полезным пищевым продуктом является икра многих рыб; из костей рыб вырабатывают костную муку – удобрения из рыбы, также производят консервы для животных, а аквариумные рыбки радуют человека).
Чем ловят рыбу? (удочками, сетями и другими приспособлениями).
Вот и казаки ловили рыбу с помощью удочек, бредней, переметов, сапеток. Выходили на рыбалку на самодельных лодках- каюках, долбленных из цельного ствола дерева, чаще вербы. Они были неустойчивы и тяжелы. Управлять ими было непросто. Гребли в лодке- каюке одним веслом. Леску делали из нитей льна или конского волоса. Удочки были похожи на современные, но проще и грубее. Перемет состоял из длинной бечевы, на которой на определенном расстоянии подвешивались крючки с приманкой. Перемет растягивался поперек водоема. Бредень – небольшая двуручная сеть с сетчатым мешком посередине. Два рыбака тащат бредень вдоль берега. Обычно бреднем ловили вечером или ночью (рассматривание картинок). Сапетка плелась из краснотала (вербы) в виде цилиндрической широкой корзины без дна. Зимой молодежь часто глушила рыбу, идя с топором и ударяя время от времени по прозрачному льду. Оглушенная рыба всплывала к верху брюхом – ее вырубали.
4. Отгадывание загадок.
Блещет в речке чистой спинкой серебристой.
Вильнет хвостом туда-сюда и нет ее и нет следа.
В воде жива, на суше мертва.
У родителей и деток вся одежда из монеток.
Воспитатель. Правильно, ребята, это загадки о рыбах.
Настольная игра «Удачливый рыбак».
5. Итог занятия.