Наталья Круглова
Конспект занятия для средней группы «Знакомство с домами нашего посёлка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
· Познакомить детей с гражданской архитектурой родного посёлка: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные, каждый дом имеет свои особенности.
· Научить детей выделять части дома – окна, крыша, стены, крыльцо, познакомить с их образными названиями.
· Расширять словарный запас: большая родина, малая родина, ставни, наличники, крыша, конек, крыльцо.
· Воспитывать чувство любви к родному дому и посёлку, умение видеть его красоту в жилых постройках.
Материал, оборудование:
· Открытки с видами Варнавино;
· Фотографии старинных и современных домов;
Публикация «Конспект занятия для средней группы „Знакомство с домами нашего посёлка“» размещена в разделах
· Наборы геометрических форм, картинки к игре, мяч.
Предварительная работа:
· Чтение стихов о родном посёлке;
· Составление экспозиции мини-музея «Что нам стоит дом построить»;
· Целевое наблюдение на прогулке «Здания, окружающие наш детский сад»;
· Рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий, фото «Мой дом», с рассказами детей, в каком доме они живут.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о нашем любимом посёлке и его домах.
Утром рано мы встаем,
Посёлок видим за окном.
Он проснулся, он живет.
Нас на улицу зовет.
- Дети, а в каком городе вы все живете (Варнавино)
- А как называемся мы все с вами - жители Варнавино? (Варнавинцы.)
- Варнавино - это наша малая Родина.
- Что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живет наши папы и мамы, друзья.) Правильно.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды -
Звезды мира над Кремлем. (В. Степанов)
- Дети, а в какой стране вы живете? (Россия). Россия - это наша большая Родина, это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все Россияне, все говорим на одном языке. Мы горячо любим свою Родину.
Пальчиковая игра «Строим дом»
Тук да тук - раздается всюду стук
(стучим кулачком о кулачок)
Строим дом, дом большой
(показываем крышу дома ладонями над головой)
И с крылечком и трубой,
(складываем ладошки вместе)
Из трубы идет дымок,
(движениями губ показываем дым)
На двери висит замок,
(руки в замок)
Кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили,
(соответственно словам выполняем движения руками)
Постучали и открыли.
Отворяем ворота,
Проходите все сюда.
(разводим ладони рук в стороны)
Воспитатель: Дети, к нам по сотовому телефону пришло SMS - сообщение. Давайте его прочитаем. В нем говорится, что к нам едут гости из самой столицы, из Москвы. Они очень хотят познакомиться с нашим посёлком, с интересными достопримечательностями Варнавино.
- Вы знаете, что такое достопримечательность? (Это красивые, памятные места, которые украшают наш город.)
- Есть ли в нашем посёлке места, которыми мы гордимся и с удовольствием показываем жителям других городов и стран?
- Я думаю, что главной достопримечательностью нашего города являются люди, живущими здесь. Именно благодаря им наш город строился рос и развивался. Давайте мы с вами отправимся в музей «Что нам стоит дом построить».
Вы видите много разных домов. Посмотрите, как выглядел старинный дом. (Дети рассматривают).
Воспитатель: Из чего он построен? (ответы детей) Дома строили из дерева. Деревянный дом был теплый. Бревна плотно лежали друг на друге – даже щелочки не увидишь. Такой дом строили всей семьей, а семьи были большие: жили все вместе дедушка, бабушка, папа, мама, дети. Та часть дома, которая выходила на улицу была «лицом». Дом смотрел на улицу окнами, в старину их называли глаза дома.
Вопрос: Для чего нужны окна? (ответы детей) Правильно, через них в дом входил солнечный свет, и можно было видеть, что делается на улице. Окна украшали наличниками – резными узорами, чтобы дом выглядел нарядными.
Вопрос:Давайте посмотрим, из чего состоит узор? (из цветов, листьев, квадратов, кругов, волнистых линий)
Воспитатель: Были у окошек и ставенки. Ставни – небольшие «дверцы» на окнах, их тоже украшали резьбой. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или ушли куда-то.
У дома была крыша со скатом (показать ладошками, чтобы вода стекала, и не задерживался снег. Крышу дома украшали, вырезанные из дерева: голова коня, петушок, солнышко.
С бока дома ставили крыльцо, старались сделать его красивым, нарядным. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями.
Хозяин выходил на крыльцо своего дома и приглашал соседей в гости:
«Вы, соседи, проходите,
Чаем с медом угоститесь».
Стоит перед нами дом, светится на солнце. Сколько в нем красоты, как талантливо все придумано!
Вопрос:В каком доме вы хотели бы жить? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель:Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что забыл нарисовать художник?»
Игра «Что забыл нарисовать художник?»
Воспитатель показывает карточку, на которой нарисован дом без окон.
Вопросы:Что забыл нарисовать художник? (окна).
Давайте вспомним, как в старину называли окна? (глаза дома)
Чем украшают окна, чтобы дом выглядел красивым? (Наличниками)
Зачем в старину нужны были ставни?
Карточка - дом без крыльца.
Вопросы:Что не нарисовал художник у этого дома? (крыльцо)
Как в старину люди называли крыльцо? (руки дома)
Карточка – дом без крыши.
Вопросы:Чего не хватает у дома? (крыши)
Какие были в старину крыши? (двускатные)
Почему они были такими? (чтобы не задерживался снег, стекала вода)
Воспитатель:Со временем человек стал строить другие дома. Давайте посмотрим, как выглядят современные дома (рассматривание макетов).
Вопрос:Из чего строят дома сейчас? (из кирпича)
Воспитатель:Давайте посчитаем, сколько этажей у дома с зеленой крышей? (пять, а у этого дома? (четыре)
Воспитатель:Современные дома многоэтажные, много больших окон, есть балконы, лоджии.
Вопросы:Для чего нужны балконы, лоджии? (Люди выходят на них, чтобы посмотреть на улицу, на балконах выращивают цветы, чтобы было красиво). Как называется вход в дом? (подъезд)
Воспитатель:В современных домах живет много людей. Они следят за порядком в подъезде, сажают около дома деревья, цветы, чтобы воздух был чистый, и всем было приятно, жить в таком доме. Давайте сами построим дом.
Игра «Будем вместе строить дом»
(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выкладывают геометрические формы согласно тексту).
Пришел квадрат к квадрату
Помочь родному брату.
И построили вдвоем
Два квадрата новый.
(дом)
На квадрат кладем квадрат
Получается одно
В доме светлое.
(окно)
Треугольник видит - дом,
- Можно поселиться в нём?
И залез повыше,
Дом накрыл он.
(крышей)
Прямоугольник на крыше
Буквой П. стоит всех выше.
Кольцами дымов клубы
Валят дружно из.
(трубы)
Прискакали линии Черные и синие
И построили на спор Вокруг домика. (забор)
В небо покатился круг,
Согревая всех вокруг
И лучом в оконце
Постучалось.
(солнце)
Воспитатель предлагает полюбоваться построенными домами.
У нас получилась целая улица. Давайте придумаем ей название (ответы детей). Выбираем название (см. приложение №1.).
Побывав в музее, вы узнали, что в нашем посёлке «дома бывают разные: старинные и новые, высокие и низкие, зеленые и красные, деревянные, кирпичные, всем нам нужные - живут в них люди дружные».
Воспитатель: Я отправлю SMS сообщение, что мы готовы к встрече наших гостей.
Воспитатель благодарит детей за интересную беседу.