Валентина Бакулина
Конспект занятия для подготовительной группы дошкольного возраста «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Форма: интегрированное занятие.
Участники: дети подготовительной группы (6-7 лет).
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с русскими матрёшками.
Задачи: 1. Образовательные:
Публикация «Конспект занятия для подготовительной группы дошкольного возраста „Русская матрёшка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семёновской, Вятской, Полхов-Майданской матрёшек;
2. Развивающие:
- Развивать словесно-логическое мышление, воображение, речевое внимание, память;
3. Воспитательные:
- Продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
- Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.
Словарь и формируемые понятия: использовать в речи определение «Семеновская, Вятская, Полхов-Майдановская Матрешка». Обогащать словарь детей словами: сувенир, роспись,орнамент.
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение художественной литературы о народных промыслах России, рисование в книжках-раскрасках «Матрешка».
Оборудование: Компьютер с программой Power Point, мультимедийный проектор. Цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, заготовка матрёшки.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
- Дети: Здравствуйте!
- Воспитатель: Я рада видеть вас сегодня на занятии. Чтобы наш день был радостным и удачным, давайте улыбнёмся друг другу и поздороваемся.
Рано солнышко встаёт
И спешит скорей в обход.
Как, ребятушки, живете?
Как здоровье, как животик?
Одолела вас дремота?
Шевельнуться неохота?
Всем командую: Подъём!
На занятие пойдём?
- Дети: Да!
- Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю вам поговорить о символе добра и благополучия каждой семьи. Но для начала давайте отгадаем загадку:
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой, разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир …
- Дети: Матрёшка.
- Воспитатель: Да, сегодня мы поговорим о матрёшке. Посмотрите, какие они яркие и нарядные! Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка? Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрёшка? Слайд № 1.
-Дети: ответы детей.
- Воспитатель: Оказывается, ребята, матрёшке очень много лет. Приблизительно сто лет назад в Россию из Японии привезли маленькую куколку, внутри которой было ещё несколько таких же куколок, но меньшего размера. Слайд № 2.
Игрушка очень понравилась детям и взрослым. И через некоторое время, у нас в России стали изготавливать матрёшек. Этих куколок называли Матренами. Слово «Матрена» означало - «мать» и действительно матрёшка, напоминает нам маму многочисленного семейства. Слайд № 3.
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Русские умельцы заготавливали древесину для изготовления сувениров в начале весны. После вытачивается туловище и голова самой большой фигурки, которые обрабатывается изнутри и снаружи. Потом изготавливается самая маленькая, неделимая, фигурка. По ней вытачиваются остальные, по увеличению. Слайд № 4.
Затем заготовку шлифуют для того, чтобы она была гладкой, и на неё можно было нанести краску. Слайд № 5.
После этого мастер готовит краски, которые нужны для росписи матрёшки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрёшку. Слайды № 6-9.
Заключительный этап - сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовому сувениру. Слайд № 10.
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки
Дружные матрёшки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу на пятку вперёд)
Топают матрёшки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрёшки расписные.
В сарафанах ваших пёстрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Весёлые матрёшки. (Хлопают в ладоши)
- Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, матрёшки все одинаковы?
- Дети: ответы детей.
- Воспитатель: Матрёшки бывают разные. Самыми популярными считаются Полхов-Майдановские и Семёновские матрёшки.
Полховский Майдан - известнейший центр по изготовлению и росписи матрёшек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Голова у Полхов - Майданской матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрёшек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: «шиповник», «большая роза» и другие. Слайд № 11.
- Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, Какие узоры есть на этой матрёшке?
- Дети: шиповник, яблоко.
- Воспитатель: Верно. Семёновскую матрёшку украшает большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Для семёновской матрёшки характерны яркие цвета, в основном жёлтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. Платок чаще жёлтым цветом. Слайд № 12.
Вятская матрёшка - наиболее северная из всех российских матрёшек. Этот вид матрёшечного мастерства можно смело назвать самым сложным по части производства, ведь кроме самой росписи используется украшение ржаной соломкой. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Её милое приветливое личико завораживает и притягивает. Слайд № 13.
Кроме того матрешки бывают авторскими, не похожими на какую-то роспись. Слайд № 14.
- Воспитатель: Ребята, к нам пришла матрёшка, а мастер успел нарисовать только контуры и лицо. Что мы можем сделать для неё?
- Дети: Мы можем её украсить.
- Воспитатель: Верно. Я предлагаю вам, используя цветную бумагу, ножницы и клей, сделать свою Полхов-Майдановскую матрёшку.
- Воспитатель: Для начала давайте вспомним технику безопасности.
- Дети: Напоминают правила техники безопасности.
- Воспитатель: Чтобы наши руки не устали во время работы, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
Мы веселые матрешки, (Сжимать и разжимать пальчики в кулачок)
Разноцветные одежки:
Раз - Матрена, два - Милаша, (Разгибать пальчики поочередно)
Мила - три, четыре - Маша,
Маргарита - это пять.
Нас не трудно сосчитать!
- Воспитатель: А теперь будем украшать нашу матрёшку. Берём шаблон сарафана, помещаем на бумагу жёлтого цвета, обводим его хорошо заточенным карандашом. Шаблон плотно должен быть прижат к бумаге левой рукой.
Затем берём шаблон платка, помещаем его на бумагу красного цвета, обводим.
Шаблон листвы помещаем на бумагу зелёного цвета, сложенную в два раза, чтобы получилось 4 листочка.
А сейчас начинаем вырезать. Вырезая, нужно быть особенно внимательным, не отвлекаться, следить, чтобы пальцы левой руки не попали под лезвие ножниц.
Итак, все детали для аппликации у нас готовы. Все обрезки убрали в сторону. Положим лист бумаги с контуром матрёшки перед собой.
Что сначала мы надеваем на неё? Платье или платок?
- Дети: Ответы.
- Воспитатель: Сначала берём сарафан, намазываем клеем от центра к краю. Клея на кисточку берём немного. Осторожно накладываем на матрёшку и притираем с помощью салфетки. Берём платок, намазываем клеем, приклеиваем.
А теперь будем украшать сарафан. Берём цветок и приклеиваем в центре сарафана. Листочки размещаем с боков от цветка.
- Воспитатель: Все ли закончили работу? Если все закончили, давайте расскажите нам, как вы оформляли свою матрёшку?
- Дети: Рассказывают, как они оформляли матрёшку.
- Воспитатель: Очень яркие, весёлые матрёшки получились у нас! Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке.
- Дети: Ответы.
- Воспитатель: В конце занятия я предлагаю вам вместе с родителями нарисовать свою собственную матрёшку. Затем мы сделаем выставку ваших работ.